Детское экспериментирование в условиях модернизации дошкольного образования.
консультация по окружающему миру по теме
В статье раскрыта роль экспериментальной деятельности для развития ребенка – дошкольника, представлен примерный перечень необходимого оборудования для создания мини – лаборатории в ДОУ.
Ключевые слова: экспериментальная деятельность, познание окружающего мира, опыты, мини – лаборатория, ребенок – дошкольник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.docx | 988.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование в условиях модернизации дошкольного образования.
Сергеева С. В.
воспитатель, ГБОУ СОШ №2051; аспирант, МГПУ, г. Москва, evgeserg@yandex.ru
В статье раскрыта роль экспериментальной деятельности для развития ребенка – дошкольника, представлен примерный перечень необходимого оборудования для создания мини – лаборатории в ДОУ.
Ключевые слова: экспериментальная деятельность, познание окружающего мира, опыты, мини – лаборатория, ребенок – дошкольник.
Современные условия жизни – это эпоха глобальной информатизации. В сложившихся условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и использовать их. Со вступлением в силу ФГОС ДОот педагогов требуется создать в ДОУ условия для развития ребенка, которые будут открывать возможности для развития у детей инициативы и творческих способностей.Ребёнок познаёт окружающий мир через различные виды деятельности, в том числе и экспериментальную деятельность. В экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Детское экспериментирование – это способ познания окружающего мира. По мнению В.А.Сухомлинского «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира»[3]. Его интересует все новое и неизведанное. Все усваивается крепко и надолго, если ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано внедрение экспериментирования в практику работы ДОУ.
Ян Амoс Коменский говорил: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах»[1].
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».
Н.Н.Поддьяков: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»[2].
Можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности, а первые три года — практически единственным способом познания мира, так как ребенку - дошкольнику присуще наглядно - образное и наглядно- действенное мышление.
Эксперимент «Мыло – фокусник»
Цель: Развивать исследовательские умения детей, формируя представления о сенсорных характеристиках предметов.
Задачи:
- воспитывать культурно-гигиенические навыки
- познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями
- развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память;
- обогатить словарь;
- воспитывать умение взаимодействовать с другими детьми
Материалы и оборудование:
Одноразовые контейнеры, мыло - разноцветные кусочки, хозяйственное, жидкое мыло, салфетки, трубочки.
- Я сегодня предлагаю вам стать фокусниками.
Хотите узнать какие фокусы мы будем делать? Тогда слушайте загадку.
Похоже на пряник и разного цвета,
Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки.
Дети: - мыло.
- Правильно, это мыло. Посмотрите сколько у нас разного мыла. Ребята, а зачем нам мыло? А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой - они тоже станут чистыми. Давайте рассмотрим, какое бывает мыло? Какого цвета, какой формы. Понюхайте? Что чувствуете?
Дети: - ответы детей.
Прошу пройти детей к столу, на котором уже стоят предметы для экспериментов.
- Теперь возьмем в руки твердое мыло, какое оно?
Дети: - мыло гладкое, душистое.
Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки.
Каким оно стало? (скользким).
Ребята играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды,дуют.
Что происходит?
(В ней появляются большие пузыри).
Проводится дыхательная гимнастика.
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют.
Что происходит?
(Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету. Погружаем конец трубочки в воду и дуем в нее. Что появляется на поверхности воды? (много мыльных пузырей).
Теперь вытираем руки.
После эксперимента прошу детей пройти на ковер.
Выводы:
Ребята, кто нам сегодня помогал делать фокусы?
Какие свойства у мыла? (пенится, твердое, попав в воду становится скользким)
Какое бывает мыло? (цвет, форма, запах)
- Ребята, за то, что мы с вами с мылом сделали столько фокусов, я вам подарю подарок. (Воспитатель пускает мыльные пузыри)
Ценность экспериментальной деятельности заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, она способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста.
Еще К.А. Тимирязев отмечал: «… Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».[5]
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Опыты с предметами неживой природы (вода, воздух, почва, звук, свет и т.д.): «Изготовление цветных льдинок», « Окрашивание воды», «Взаимодействие воды и снега», «Свойства мокрого и сухого песка», «Поиск воздуха» и др. лучше всего проводить в мини - лабораториях. Мини - лаборатория – это новый элемент предметно – пространственной среды. Она создаётся для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. По ФГОС ДО мини – лаборатория – часть среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей и обеспечивает познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки, в которой размещаются различные коллекции камней, ракушек и т.д., а также экспонаты и редкие предметы
(раковины, перья и т.д.).
2. Место для приборов: пробирки, микроскоп, различные колбы, воронки, сита и т.д.
3. Место для выращивания растений, можно использовать подоконник групповой комнаты для организации огорода на окне.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов. Однако многие эксперименты можно проводить за обычными столами, если в ДОО не предусмотрено помещение для лаборатории, главное, чтобы был доступ детей к столу со всех сторон.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Микроскоп, лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, песочные часы, лоскутки ткани, соль, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2.Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, воронки, сита, лопатки, формочки.
3.Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
В экспериментальной деятельности, основное внимание будет уделяться следующим подходам:
1 . наблюдение и выявление проблемы;
2 . поиск возможных решений;
3 . опыт;
4 .результат;
5 .вывод;
6 .оценка;
Роль педагога с педагогической точки зрения будет лежать в формулировке проблемы детям, привлечению их к ее решению. Лучше всего формулировать проблему от имени какого- нибудь сказочного персонажа, например Незнайки, который спрашивает у детей, например « Утонет ли резиновый мячик в воде?», «Почему нельзя есть снег?» и др. Ребята с удовольствием будут передавать свой опыт сказочному персонажу и чувствовать свою важность и значимость для него.
Деятельность экспериментального характера может содействовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, т.к. каждый раз, когда ребенок реализует новый проект или реализует новое действие, онрасширяет свои возможности, учится взаимодействовать оптимально со своим окружением. Интерес ребенка не “экспериментировать”, чтобы узнать, законы, но действовать, чтобы достичь нужного эффекта. « В тех ситуациях, которые ему будут предложены, ребенок будет действовать, искать, производить действия, а затем ребенок разрабатывает новые проекты, ставит новые проблемы, создает новые способы действий, таким образом, строит новые знания ». [4]
И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Это высказывание должно всегда сопровождать педагога в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». И пороге школы мы получим активную, самостоятельную и творческую личность, как того требуют целевые ориентиры ФГОС ДО.
Использованная литература:
- КоменскийЯ.А. Материнская школа // Историядошкольнойзарубежнойпедагогики: Хрестоматия. М., 1974. С. 45-67.
- ПоддъяковН. Н. Сенсация: открытиеновойведущейдеятельности // Педагогическийвестник. 1997. № 1.
- СухомлинскийВ. А. Сердцеотдаюдетям. – К.: Радянська школа, 1981. – 382 с.
- Bautier É. Préface. Les chemins des savoirs en maternelle / Chronique sociale, 2000.
- http://www.personbio.com/view_post.php?id_info=276
( дата обращения 27.02.2016г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования
Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...
Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования
Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...
Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования
Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема "Структура и содержание примерных основных образовательных программ дошкольного образования" http://file1.inet21.com/05/26/42/filestore/ДОУ_сборник.pdf...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
http://file1.inet21.com/05/26/42/filestore/ДОУ_сборник.pdf...
СОЗДАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ДОУ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из приоритетных инновационных направлений работы нашего детского сада является раннее обучение английскому языку. В качестве альтернативы творческая группа, состоящая из педагогов, обучающих тат...
Презентация к докладу по теме: «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ДОО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Презентация к докладу по теме: "Современные требования к педагогу ДОО в условиях модернизации дошкольного образования" для выступления на семинаре-практикуме в рамках методического объединен...