"Белая березка под моим окном"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

ВАСИЛЬЕВА АЛЬФИЯ ЧИНГИСОВНА

Интегрированное занятие для средней группы "Белая березка под моим окном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belaya_berezka_pod_moim_oknom.doc404.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное уиреждение

д/сад с.Каменно-Ангарск.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

конспекта НОД

по теме

«Белая березка под моим окном»

Средняя группа

Воспитатель:

Васильева Альфия Чингисовна

 

с.Каменно-Ангарск

Содержание:

1. Введение ………………………………………………………………..…..….3

2. Цель методической разработки ……………………………………….....….5

3. Цель, задачи педагогического мероприятия……………………………….5

4. Конспект НОД ……………………………………………………….……….7

5. Заключение ……………………………………………………….…………..13

5. Список литературы ………………………………………………………….14

6. Приложение 1 «Рисунки воспитателя А.Ч.Васильевой «Белая берёза»…….15

7. Приложение 2 «Картины русских художников»………………………...….16

8. Приложение 3 «Иллюстрация «Лес» ………………………..……………....18

9. Приложение 4 «Иллюстрации «Троица»……………………………………19

10. Приложение 5 «Графическая схема изображения модели берёзы»…...…21

11. Приложение 6 «Д/и «Чей листок?»…………………………………………22

12. Приложение 7 «Иллюстрации «Берёзовая поленница»…………………...23

13. Приложение 8 «Изделия из древесины берёзы»…………………………..24

14. Приложение 9 «Изделия из бересты»………………………………………26

15. Приложение 10 «Практическое использование берёзы человеком в лечебных целях»…………………………………………………………………28

16. Приложение 11 «Банные принадлежности»……………………………….30

Введение

Наше общество переживает глубочайший кризис в своем развитии. Идет «борьба добра со злом».

Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности, сопереживания, соучастия. Отсюда и кризис общественного образования и воспитания.

Издавна  отечественная педагогика радела о развитии духовно-нравственной сферы сознания человека, что ставило целью воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, честным, скромным, уважительным, трудолюбивым.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияло на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, культуры русского народа, особенно актуально, так как общество нуждается в образовательных духовно-нравственных моделях.

Но нарушения происходят не только в обществе, но и  биосфере. Растительный мир – главный компонент биосферы, поэтому вопрос гуманного отношения к растительному миру является актуальным.

      Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.

Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

В.А. Сухомлинский утверждал, что природа является сильнейшим средством воздействия, прекрасным методом воспитания.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости развития у детей экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманном отношении к ней.

Дошкольное детство – ответственный период в жизни человека и первый этап в системе экологического образования. В этот период закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностные ориентации в нем, формируется базис его личностной культуры.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое движение души ребенка, зависящее от  степени наблюдательности, нравственности чувств.

Отсюда наступает важный момент перевода сопереживания к сочувствию и содействию.

Здесь уже встает вопрос практического характера – как учить?

Перевод к содействию, на мой взгляд, надо начинать с наблюдения как с основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе.

Кстати, этот метод целесообразно использовать со средней группы.

Необходимо использовать и другие наглядные методы:

- показ демонстрационного материала;

- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;

- проведение дидактических игр;

- экскурсии;

- моделирование.

Словесный метод используется при:

- чтении литературных произведений;

- беседе с элементами диалога;

- проведении игр (Д.И., П.И., С.Р.И.);

- загадывании загадок;

- чтении с родителями.

Практический метод:

  1. Организация продуктивной деятельности.
  2. Проведений игр (строительных, подвижных).
  3. Проведение экскурсий.
  4. Организация досуга с родителями

Аннотация. Используя данную методическую разработку, мы открываем дошкольникам путь к духовно-нравственной стороне познания окружающего мира. Обращаем внимание детей на его богатство, красоту и разнообразие, учим видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам как единственную возможность их сохранения, способствуем развитию творческой личности ребенка.

Главный результат должен включать в себя наиболее полное усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию им зла.

Данная методическая разработка предназначена для проведения ознакомительного педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет в соответствии с календарно-тематическим планированием МКДОУ детский сад с.Каменно-Ангарск по теме «Деревья, кустарники. Сибирь-край, в котором я живу». Может представлять интерес для воспитателей дошкольных учреждений и родителей воспитанников.

Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения педагогических мероприятий по образовательной области «Познание».  

Цель мероприятия: Формирование предпосылок экологического сознания и начал экологической культуры, познавательного интереса к окружающему миру у детей среднего возраста посредством созерцания природы и сопереживания ей. Сохранение духовно- нравственного здоровья детей.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Задачи:

  • Образовательные: 

- расширить представления детей о самом любимом и почитаемом дереве нашей Родины – березе, о ее значении в жизни человека: хозяйственном, оздоровительном, эстетическом, патриотическом;

- познакомить детей с русско-народным творчеством: стихами, загадками, песнями и сказками о березе;

- формировать начальные представления о здоровом образе жизни;

- продолжать расширять представления детей о труде взрослых, народных промыслах;

- обогащать сенсорный опыт детей через знакомство с широким кругом предметов и новыми способами их обследования;

- обучать приёмам конструирования из бумаги путём сгибания листа пополам и приклеивания к основной форме;

- совершенствовать умения сравнивать предметы по величине;

- активизировать и обогатить словарный запас на основе знакомства с новыми предметами.

  • Развивающие:

- развивать психические процессы: мышление, воображение, умственные способности, память, эмоциональную сферу через познавательную активность;

- развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность;

- развивать навыки самообслуживания при подготовке к занятию и после его завершения;

- развивать познавательную активность детей через исследовательскую деятельность;

- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- формировать умение создавать коллективные произведения;

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

  • Воспитательные:

- воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, как украшению нашей земли, как к живому созданию, нуждающемуся в нашей любви и заботе;

- продолжать воспитывать любовь к родному краю;

- расширять представления о правилах поведения в лесу;

- продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми через различные виды деятельности.

Обогащение и активизация словаря: Родина, малая Родина, природа, растения, береза, береста, поленница, дрова, веник, баня, кадушка, деготь, березовый сок, почки, музей, аптечка, уголь, париться, путешествие.

Тип мероприятия:  интегрированное.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация, Социализация, Художественное творчество, Музыка, Здоровье, Безопасность.

Социально – коммуникативное развитие,  художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: беседа; художественное слово; загадка; пояснения; показ; поощрение; самостоятельная деятельность детей; игра.

Оборудование и материалы: музыкальный центр, диск с  русской народной музыкой, мультимедийная  установка,, берёзовый веник, горячая вода 600,  кадушка, шапка для бани, берёзовые поленья и чурки, модель печки, изделия из бересты и древесины, берёзовый сок, дёготь, мазь вишневского, угольные таблетки, дектярное мыло, сухие берёзовые почки.

Демонстрационный: картины, иллюстрации русских художников о природе, презентация, изделия из бересты, графическая модель березы.

Раздаточный: клей ПВА, кисти, салфетки, простой карандаш, береста, трафарет с листьями деревьев.

Предварительная работа:

  • Беседы о малой Родине, о русской природе;
  • Чтение художественной литературы о природе;
  • Разучивание песен, стихов, отгадывание загадок;
  • Продуктивная деятельность: рисование;
  • Обучение моделированию;
  • Экскурсии в парк, наблюдение за деревьями и кустарниками;
  • Семейные чтения и выход на природу с родителями.

Изготовление макетов и поделок………………  ………

Конспект ННОД:

  1. Cюрпризный момент

Стук в дверь, входит курьер и приносит письмо.

(Воспитатель читает). Ребята, это письмо от Сибирячка, он приглашает нас в путешествие по родному краю. Шлёт нам даже карту с маршрутом, по которому мы его отыщем.

-А вы хотите путешествовать?

(ответы детей)

- Молодцы!  

  1. Основная часть.

Дети рассматривают карту и обнаруживают там схему путешествия и стрелочки, по которым надо следовать к Сибирячку.

Сибирячок: здравствуйте ребята! Вы получили моё письмо? Я приглашаю вас продолжить путешествие по родному краю и узнать много интересного.

Показ слайдов с картинами русской природы под музыкальное сопровождение (Приложение 1)

«То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной на век любимый,

Где найдешь еще такой,

Где найдешь еще такой?!»

Воспитатель:

- Ребята, скажите, что вы увидели сейчас на слайде?

(ответы детей)

 - Да, правильно: красивый лес, поля, луга…

- Ребята, а что такое лес?

(ответы детей) А ещё, лес – это главное богатство Сибири.  

- Правильно: это деревья, кусты.  

- Ребята, а чем отличается дерево от куста? (у дерева один ствол, а у куста много) (ответы детей).

- Сравните дерево и куст по высоте (дерево выше, а куст ниже).

- Дорогие ребята, я хочу вам рассказать об одном дереве, оно самое любимое у нас на Родине.

- Давайте отгадаем загадки, о каком дереве идет речь.

Загадки:

1.«Вы меня узнаете по простой примете, нет дерева белей на свете» (береза.)

2.«Ствол белеет, шапка зеленеет» (береза).

3. «Стоит в белой одежке, свесив сережки» (береза)

Беседа о берёзе.

 - Молодцы, ребята! Конечно, это русская березка!

-  И с ней белоствольной красавицей мы с вами сегодня познакомимся поближе.

- Художники, очарованные её красотой, писали картины.

Просмотр слайдов с берёзовым лесом. (Приложение №2)

Д.И. «Опиши берёзу по картинке» (Приложение №3 Берёза, ветка берёзы, серёжки)

--берёза – дерево лиственное

-листочки округлой формы, как сердечки

-цветы берёзы это серёжки (какие они?)

Д.И. «Чей листок?» (Приложение №4 Лист тополя, рябины, берёзы)

П.И. «листопад». Собери только берёзовые листья.

Д.И. « Угадай время года» А вы умеете, ребята, слушать?

- поэт С. Есенин очень любил берёзку и так писал о ней: (Чтение стихотворения ребёнком)

                                       Белая берёза под моим  окном

                                        Принакрылась снегом будто серебром

                                         И стоит берёза в сонной тишине

                                        И горят снежинки в золотом огне!

Вопросы детям.  Какое время года?  Как выглядит берёзка?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

         Беседа о пользе берёзы.

Ребята, берёза не только дарит нам свою красоту, но приносит большую пользу для людей.

- Старые, сухие деревья – березы рубили на дрова, которыми отапливали избы.  Дрова люди складывали в поленницы. При сжигании таких дров  в избе становилось очень тепло (Приложение5)

- Я для вас тоже приготовила берёзовые полешки. Дрова можно брать руками,  не опасаясь занозок (Дети рассматривают, исследуют на ощупь).

 Предлагаю поиграть в игру «Сложи поленницу».

П/игра «Сложи поленницу».

- Молодцы, вы умеете не только дружно играть, но и складывать дрова.

Беседа о бане.

Ребята, дровами также отапливают бани. А что такое баня?

 Правильно, - это место, где моются и парятся. (Приложение №6)

 Давайте наложим дрова из поленницы в печку, чтобы нагреть воду: она нам сейчас пригодится.

          Опытно-экспериментальная деятельность.

- А сей час ребята я вам что-то покажу. Угадайте, что это? (показать березовый веник).

- Молодцы, угадали! Это веник. Такие веники заготавливают из молодых березовых веток летом вначале июля, сушат в тени и затем парятся в бане!

 Веником шлепают все тело, особенно спину и ноги. Это очень полезный массаж, при этом  исходит запах свежих березовых листьев.  Париться березовыми вениками в бане – это русский обычай.

Вопрос детям:

Давайте ребята рассмотрим наш веник. Дети обследуют веник. Ребята, веник какой? Сухой, царапает, таким веником приятно ли будет париться в бане?

Конечно нет!

- Давайте проведем опыт и запарим сухой веник горячей водой.    

- А где же нам взять её?

Начало  опыта: Запариваем сухой веник, закрываем крышкой (температура воды – 60 гр.). Пока наш веничек запаривается, мы с вами разомнёмся.  

Физкультминутка: 2 раза

«Этот веничек для нас

Сделает такой массаж.

Начинаем с ножек

Хлоп – хлоп,

А теперь потопай

Топ – топ.

Ручки дружно протяни

И похлопать разреши!

Ну-ка жару поддавай

Спину парить подставляй!

Ой, нагрелась голова

Шапку одевать пора!»

(Через несколько минут осторожно вытащить веник, немного остудить и дать потрогать.)

Ребята, потрогайте осторожно веник и скажите, какие стали листья? Правильно! Мягкие, теплые, нежные, мокрые листья.

После бани всегда очень хочется пить. Я предлагаю продолжить путешествие, пройти в фитобар Сибирячка, где мы можем попить берёзовый сок.

(Звучит отрывок из песни)

«Открой нам Отчизна просторы свои.

Заветные чащи открой ненароком.

И так же, как в детстве, меня напои

Березовым соком, березовым соком

Сибирячок, а теперь ведика нас в свою лесную. аптеку

Беседа о полезных свойствах берёзы. (Приложение№ 7)

- Березка не только дарит нам свою красоту, но и лечит.

        Сибирячок, а теперь веди ка нас в свою лесную. аптеку.

- 1. Из коры делают деготь. Он входит в состав знаменитой мази Вишневского, которая лечит язвы и раны, имеет явный запах дегтя (дать понюхать детям);

2. При сжигании березовых дров остается уголь, его используют при расстройстве желудка;

3. Березовый сок содержит много полезных веществ, витаминов. Дает нам много сил и энергии.

-Ребята, наше путешествие мы продолжаем просмотром выставки изделий из бересты и древесины берёзы.

- А вот ствол березы всегда белый, в любое время года. Почему? Потому что кора у нее белая, ее называют – берестой.

- Народные умельцы делали из бересты красивые шкатулки, туески, панно.

) (Приложение 8).

- Из дерева березы делают легкие лыжи, ложки, кадушки и расчески, из лыка плетут корзины и лапти.

Показ вышеперечисленных изделий (Приложение9)

А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в оркестр, где инструментами будут ложки.

Игра на ложках под музыкальное сопровождение.

Сибирячок и говорит: «ребята, вам понравилось путешествие по моему краю?»

        -Ребята! Мы сегодня очень много узнали о берёзке, какая она? Чему мы научились у березки? Как мы будем относиться к природе, к лесу?

(ответы детей)

 (чтение стихотворения ребенком)

«Мы березку посадили,

Теплою водой полили.

Тихо ветер, не шуми

И березку не буди.

Солнце ясное, смотри

Ты березоньку не жги!

Только дождик можешь лить,

Чтоб березку освежить.

Ты топор остановись

И березке поклонись!»

Хоровод с сибирячком. Под музыкальное сопровождение (Приложение 10 )

КОНЕЦ.

Заключение:

Дети, присутствующие на таком занятии, несомненно, узнают много интересного о русской природе, о лесе, о белоствольной красавице березе.

 Узнав о ее уникальности, красоте и пользе, будут бережно относиться не только к березе, но и к другим деревьям, ко всему живому. Более того, выйдут на новый уровень межличностных отношений, научатся любить окружающий мир и сопереживать всему живому.  

Как показывает опыт, такие дети являются примером для своих родителей. Благодаря своему чистому сердцу, искренностью, непосредственностью, эмоциональностью, они адекватно оценивают «не очень хорошие» поступки родителей. Любящие родители, в свою очередь, невольно будут «меняться к лучшему», контролировать свои поступки, речи, намерения. И вот уже изменилась семья. А благочестивые семьи способны «вылечить общество».

Работая над конспектом занятия и методической разработкой, я пришла к выводу, что для достижения реального результата, этого очень мало. Занятие ограниченно временем его проведения. Детям очень мало дается его (времени) для развития самостоятельности, выражения своей индивидуальности.

И опять мы озадачены вопросами:

       Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них?

Как научить детей ценить мир и справедливость?

Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?

Более точное, на мой взгляд, решение проблемы я нашла у автора Л.М. Степановой. Она пишет, что: «Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающем миром: мотивацию, сотрудничество детей   и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе – нам помогает метод проектов.»

Особую педагогическую значимость метода проектов  мы видим в том, что:

- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

- время реализации проекта от 2-х недель до 1 месяца, что дает возможность детям полностью усвоить материал, сделать свои выводы;

- это метод, идущих от детских потребностей и интересов.

Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка  в определенную тему или проблему.

Проект включает три этапа: подготовительный, исследовательский и обобщение результатов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений.  

В постановке задач, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю ,но важна и помощь родителей. В практической реализации проекта принимают участие дети.

Очень хочется верить, что придёт время, когда мир может ответственно провозгласить – всё хорошее на Земле и от человека!

Д/игра «наряди берёзку» (Приложение 3).

Материалы:  Графическая  схема модели изображения берёзы,  черные треугольники, зеленые березовые листья и сережки из бумаги.

Цель: Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях строения и внешних признаках березы.

Задачи:

  1. Помочь описанию растения березы с помощью готовой модели;
  2. Предложить  составлять панно с изображением березы методом отбора и выкладывания моделей.

- Ребята, вы правильно назвали все признаки, части дерева берёза, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не хватает?». Мы должны все вместе нарядить берёзку.

- Посмотрите, какие красивые деревца у вас получились.

- Теперь мы их приклеим на ватман и у нас получится панно: «берёзовая роща» - подарок для Сибирячка.

Список литературы

  1. Андреева Е.К. Союз с природой. – М.: Знание, 1985. – 80с.
  2. Иванова Т.В. ребенок и окружающий мир: Явление общественной жизни. – В. Карифей, 2008.
  3. Петров В.В. Мир лесных растений. – М., 1978.
  4. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М., 2004.
  5. Рябинин Б.С. О любви к живому. М., 1966.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Воспитание гражданина. – М.,1979.

  1. Белый А.В. На Руси березы о чем то шумят: Детский экологический журнал Свирель/ под редакцией Г. Турчиной: - М.: Лазурь, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии "Белая береза под моим окном"

Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....

Белая береза, под моим окном

Конспект НОД в области Познание. Познакомить детей с березой - символом России. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса. Воспитывать любовь и бережное отношение к родн...

Белая береза под моим окном...

«Белая береза под моим окном…»Время проведения - зима (Январь).Длительность - 25-30 мин.Оборудование - лупа.ХОДНа улице педагог и дети подходят к березе.Педагог. Вам хорошо знакомо это дерево. Это... ...

Образовательная область «Познание». Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа).

Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской деятельности.Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа)....

Белая берёза под моим окном...

Рисунок акварелью Андрея Ф. - 7 лет....

«Белая берёза под моим окном».

Интегрированное занятие на тему "Белая берёза под моим окном"...

«Белая береза под моим окном…»

Конспект по восприятию художейтвенной литературы в подготовительной к школе группе...