Представление опыта работы «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»
учебно-методический материал по окружающему миру
Ребенок по своей природе исследователь. В ходе опытно – экспериментальной деятельности стремится занять активную позицию, проявляет познавательный интерес, сам находит ответы на вопросы: «Как?», «Зачем?», «Почему?». Учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе неважно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно. Стремясь развить у детей такие качества как: самостоятельность, активность и любознательность, являющихся целевыми ориентирами ФГОС ДО, на этапе завершения уровня дошкольного образования, я в своей педагогической практике отдаю предпочтение приемам опосредованного педагогического воздействия. Для этого в образовательном процессе в приоритете применяю системно - деятельностный подход.
Моя роль, как воспитателя, практически сводится к направляющей деятельности детей на достижение поставленной цели. Организую образовательный процесс так, где главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, новые знания не даются в готовом виде. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать исследовательскую работу детей, так чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Огромное значение имеют опыты для осознания причинно-следственных связей. Чтобы установить, почему семя огурца проросло быстрее, чем семена гороха, мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали. В результате, установили: оболочка семени гороха твердая, рассыпается под воздействием силы, а у огурца оболочка тонкая, хрупкая, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла, семя огурца быстрее прорастает.
В процессе проведения опытно – экспериментальной деятельности, стремлюсь развить в детях экологическую грамотность, воспитываю активную природоохранную позицию. Так, посадив семена петрушки в специальный контейнер в разные почвы песок и землю, дети наблюдают за развитием и ростом растения. Где появились всходы быстрее и почему? Какое влияние на развитие растений оказывает человек? Зависит ли рост от погодных условий? Результаты наблюдений заносят в календарь, отмечают, зарисовывают день появления ростка и его изменение. Схемы-символы помогают детям ухаживать за растением, правильно поливать. Наблюдая за изменениями петрушки, происходящими в течение нескольких дней, Лена задала вопрос: «Почему листочки свернулись?». Этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины появления тли. Что же необходимо, сделать, чтобы петрушка не погибла? Данный вопрос оставили открытым для обсуждения в семье. После бесед в кругу семьи, одним из решений было: опрыскать растение мыльным раствором, изолировать от других растений. В результате чего растение выздоровело.
Для формирования здорового образа жизни у детей, организовали посадку лука и чеснока на окне. Привлекли медсестру, которая рассказала о значении растений для человека. В нашем огороде, персонажи сказок, помогают ухаживать за растениями, экспериментируют вместе с детьми. Например, Чиполлино, наблюдал за луковицами, посаженными в воду и без воды. Где появятся быстрее зелёные перышки. В ходе деятельности закрепили знания о строении луковицы, условиях, необходимых для роста.
После беседы с детьми о том, каким был вкусный суп из зелени с нашего огорода, почтальон - Печкин принес письмо от замерзающего воробья, который просил что-нибудь вкусненького, чтобы дожить до весны. Саша вспомнила, что она смотрела мультфильм, где девочка кормила птиц зеленой травой. И мы решили вырастить овес. После того как дети угостили птичек овсом, почтальон Печкин принес письмо с благодарностью.
Интересные проходят встречи со снеговиком. Какое удивление и радость у детей, когда осенью или весной приходит снеговик. Дети рассказывают о лете, осени, весне. Идет сравнительный анализ с зимней природой, делают простейшие выводы, показывают навыки обращения с растениями, уход за ними. В процессе этого идет закрепление знаний детей, распознавание, развитие логического мышления, положительные эмоции.
Выращивая и ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития, изучают правила ухода и потребности растений.
Однажды Максим заметил, что мальчики играют машинками в огороде, сделав, им замечание они не отреагировали. Непроизвольно сложилась ситуация, которую надо было разрешить. Все вместе пришли к выводу, что необходимо придумать правила поведения в зеленом уголке. А Максим стал первым ребенком, который бы следил за выполнением правил. Так появилась игра «Зеленая полиция». Дети серьезно относятся к своим правам и обязанностям. Дел не мало. Надо подлечить растения, объяснить, что нельзя рвать листочки, проверить чистоту в огороде, все ли растения политы. Содержание работы интегрирую с различными образовательными областями:
«Социально - коммуникативное развитие». Развиваю стремление к совместным играм, взаимодействию в паре, подгруппе в сюжетно-ролевых играх («Магазин», «Семья», «Сварим кукле суп»), в практической деятельности по уходу за огородом. Стимулирую развитие игрового замысла через проблемные ситуации: папа пришел голодный, хочет овощной суп, овощей дома нет, «Что делать?», «Готовимся встретить гостей». «Мы помощники в огороде». Способствую накоплению детьми опыта самостоятельного, дружеского общения, в естественных условиях и специально организованных ситуациях поощряю проявление детьми сочувствия, сопереживания к живому организму.
Формирую представление о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда: полив, рыхление, посадка, Развиваю интерес к профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда: «Повар», «Шофер», «Продавец». Воспитываю уважение и благодарность к людям труда за заботу о детях, бережное отношение к продуктам питания и т. д.
«Познавательное развитие». При побуждении взрослого и самостоятельно используют элементарные способы обследования, с помощью органов чувств: смотрят; трогают руками, пальцами, ладонями. Пытаются взвесить на ладонях и на весах, стучат, надавливают, сравнивают предметы по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Описывают овощ, называя 3 - 4 основных свойства. Дети называют овощи, используя все цвета спектра. Например, светло-зеленый (огурец), зелёно - красный (помидор). Интеграция математического развития осуществляется повседневно, через целевые установки. Объединиться по трое (наблюдение за луком, отыскать самую высокую стрелку у лука и.т.д.), посчитай, сколько морковок съел заяц. Находить часть от целого, выявлять простейшие зависимости овощей по форме, размеру, цвету, игры «больше - меньше», «блоки Дьенеша», «На что похоже?», «Составь картинку». Дети учатся элементарному планированию в своей поисковой деятельности, реализации образов воображения: «Сложи узор», «Точечки». Обогащаю представления детей через разбор ситуаций: «Что произойдёт, если Маша съест немытый овощ?». Предложи способ, позволяющий предупредить опасность.
«Речевое развитие». В процессе опытно - экспериментальной деятельности, ввожу игровой персонаж, создаю проблемные образовательные ситуации, требующие размышления и рассуждения. Дети придумывают окончания сказок и составляют повествовательные рассказы об овощах. Используются описательные загадки и загадки со сравнениями. Дети не только отгадывают, но и обязательно объясняют, почему она подходит к загадке, доказывают, почему она правильна. Например: «Расскажи Незнайке», «Объясни ему», «Докажи ему, что твоя отгадка правильна», образно-игровые этюды: «Прорастание семечка», «Покажи кабачок на грядке», «Эмоции», «Представь и покажи съеденный лук» и.т.д.
«Художественно-эстетическое развитие». Способствую и поддерживаю проявление детских впечатлений через рассматривание натюрмортов: «Поднос и овощи» М. Кончаловского, «Редиска» И. Машкова, организацию выставок детского творчества, фотовыставок «Чудо овощи», «Уважаемая тыква», досуги «Что у бабушки в корзинке», «Во саду ли, во городе». Экспериментирование с изобразительным материалом: «Можно ли рисовать свекольным соком?», рисование картофельными штампами, рисование оттиском листа, превращение овощей в героев сказки.
Чтение художественной литературы осуществляется на основе творческо-игровой деятельности: придумывание и показ сказок: «Огород на грядке», «Почему помидор красный?», обыгрывание небылиц, игры – драматизации и игры с фигурками разных видов театров; загадывание загадок. Совместно с музыкальным руководителем организуем вечера развлечений: «Праздник урожая», «Ты пузатый кабачок», постановка музыкальной сказки «Пых».
«Физическое развитие». Реализация образовательного содержания конструируется через подвижные игры, эстафеты с речевым сопровождением «Посадка картофеля», «Зайцы в огороде», «Огуречик – огуречик», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Кто быстрее соберет овощи».
Активное участие, в содержании уголка принимают родители. Помогают с землей, горшками, приносят семена различных растений, участвуют в эстетическом оформлении огорода. В группе проходит традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала. Совместно с детьми была создана книга «Выдуманные истории об овощах», где активное участие приняли родители.
Результаты:
• в процессе поисковой - исследовательской деятельности дети проявляют любознательность; задают разнообразные вопросы «почему?», «зачем?», «откуда?»; устанавливают связи между ростом растений и потребностью в различных условиях; используют обследовательские действия, анализируют, делают выводы, фиксируют результаты;
• проявляют заботу, сочувствие, желание оказывать помощь зимующим птицам, через выращивание культуры овса;
• передают свои впечатления, знания в различных видах художественно - творческой деятельности.
• сформированы представления о внешнем виде, строении растений, жизненно важных условиях произрастания: потребность во влаге, свете, тепле;
• овладели навыками трудового процесса: посадка, рыхление, полив овощных культур (лук, чеснок, овес, горох, помидор, огурец);
• при минимальной помощи воспитателя и самостоятельно с опорой на схемы модели умеют отбирать инструменты и материалы для работы, выделять компоненты трудового процесса, убирать рабочее место;
• имеют общее представление о значении употребления овощных культур круглый год, для формирования здорового образа жизни человека;
• отражают в речи результаты наблюдений, сравнений; используют слова характеризующие особенности внешнего вида свойств и качеств растений; трудовых процессов – сыпучий, сочный, пупырчатый, колючий, изящный, крупный, рыхлая, сырой; обследовательских действий – надавить, сжать, взвесить, посмотреть в лупу, погладить, опустить в воду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ОГОРОДА НА ОКНЕ»
(Представление опыта работы, в рамках ТМО КИ по теме: «Технология «Детское экспериментирование» как средство развития познавательной активности дошкольников»)
Воспитатель:
Метелкина Наталья Николаевна
г. Лесосибирск 2015г.
Ребенок по своей природе исследователь. В ходе опытно – экспериментальной деятельности стремится занять активную позицию, проявляет познавательный интерес, сам находит ответы на вопросы: «Как?», «Зачем?», «Почему?». Учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе неважно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно. Стремясь развить у детей такие качества как: самостоятельность, активность и любознательность, являющихся целевыми ориентирами ФГОС ДО, на этапе завершения уровня дошкольного образования, я в своей педагогической практике отдаю предпочтение приемам опосредованного педагогического воздействия. Для этого в образовательном процессе в приоритете применяю системно - деятельностный подход.
Моя роль, как воспитателя, практически сводится к направляющей деятельности детей на достижение поставленной цели. Организую образовательный процесс так, где главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, новые знания не даются в готовом виде. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать исследовательскую работу детей, так чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Огромное значение имеют опыты для осознания причинно-следственных связей. Чтобы установить, почему семя огурца проросло быстрее, чем семена гороха, мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали. В результате, установили: оболочка семени гороха твердая, рассыпается под воздействием силы, а у огурца оболочка тонкая, хрупкая, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла, семя огурца быстрее прорастает.
В процессе проведения опытно – экспериментальной деятельности, стремлюсь развить в детях экологическую грамотность, воспитываю активную природоохранную позицию. Так, посадив семена петрушки в специальный контейнер в разные почвы песок и землю, дети наблюдают за развитием и ростом растения. Где появились всходы быстрее и почему? Какое влияние на развитие растений оказывает человек? Зависит ли рост от погодных условий? Результаты наблюдений заносят в календарь, отмечают, зарисовывают день появления ростка и его изменение. Схемы-символы помогают детям ухаживать за растением, правильно поливать. Наблюдая за изменениями петрушки, происходящими в течение нескольких дней, Лена задала вопрос: «Почему листочки свернулись?». Этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины появления тли. Что же необходимо, сделать, чтобы петрушка не погибла? Данный вопрос оставили открытым для обсуждения в семье. После бесед в кругу семьи, одним из решений было: опрыскать растение мыльным раствором, изолировать от других растений. В результате чего растение выздоровело.
Для формирования здорового образа жизни у детей, организовали посадку лука и чеснока на окне. Привлекли медсестру, которая рассказала о значении растений для человека. В нашем огороде, персонажи сказок, помогают ухаживать за растениями, экспериментируют вместе с детьми. Например, Чиполлино, наблюдал за луковицами, посаженными в воду и без воды. Где появятся быстрее зелёные перышки. В ходе деятельности закрепили знания о строении луковицы, условиях, необходимых для роста.
После беседы с детьми о том, каким был вкусный суп из зелени с нашего огорода, почтальон - Печкин принес письмо от замерзающего воробья, который просил что-нибудь вкусненького, чтобы дожить до весны. Саша вспомнила, что она смотрела мультфильм, где девочка кормила птиц зеленой травой. И мы решили вырастить овес. После того как дети угостили птичек овсом, почтальон Печкин принес письмо с благодарностью.
Интересные проходят встречи со снеговиком. Какое удивление и радость у детей, когда осенью или весной приходит снеговик. Дети рассказывают о лете, осени, весне. Идет сравнительный анализ с зимней природой, делают простейшие выводы, показывают навыки обращения с растениями, уход за ними. В процессе этого идет закрепление знаний детей, распознавание, развитие логического мышления, положительные эмоции.
Выращивая и ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития, изучают правила ухода и потребности растений.
Однажды Максим заметил, что мальчики играют машинками в огороде, сделав, им замечание они не отреагировали. Непроизвольно сложилась ситуация, которую надо было разрешить. Все вместе пришли к выводу, что необходимо придумать правила поведения в зеленом уголке. А Максим стал первым ребенком, который бы следил за выполнением правил. Так появилась игра «Зеленая полиция». Дети серьезно относятся к своим правам и обязанностям. Дел не мало. Надо подлечить растения, объяснить, что нельзя рвать листочки, проверить чистоту в огороде, все ли растения политы. Содержание работы интегрирую с различными образовательными областями:
«Социально - коммуникативное развитие». Развиваю стремление к совместным играм, взаимодействию в паре, подгруппе в сюжетно-ролевых играх («Магазин», «Семья», «Сварим кукле суп»), в практической деятельности по уходу за огородом. Стимулирую развитие игрового замысла через проблемные ситуации: папа пришел голодный, хочет овощной суп, овощей дома нет, «Что делать?», «Готовимся встретить гостей». «Мы помощники в огороде». Способствую накоплению детьми опыта самостоятельного, дружеского общения, в естественных условиях и специально организованных ситуациях поощряю проявление детьми сочувствия, сопереживания к живому организму.
Формирую представление о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда: полив, рыхление, посадка, Развиваю интерес к профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда: «Повар», «Шофер», «Продавец». Воспитываю уважение и благодарность к людям труда за заботу о детях, бережное отношение к продуктам питания и т. д.
«Познавательное развитие». При побуждении взрослого и самостоятельно используют элементарные способы обследования, с помощью органов чувств: смотрят; трогают руками, пальцами, ладонями. Пытаются взвесить на ладонях и на весах, стучат, надавливают, сравнивают предметы по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Описывают овощ, называя 3 - 4 основных свойства. Дети называют овощи, используя все цвета спектра. Например, светло-зеленый (огурец), зелёно - красный (помидор). Интеграция математического развития осуществляется повседневно, через целевые установки. Объединиться по трое (наблюдение за луком, отыскать самую высокую стрелку у лука и.т.д.), посчитай, сколько морковок съел заяц. Находить часть от целого, выявлять простейшие зависимости овощей по форме, размеру, цвету, игры «больше - меньше», «блоки Дьенеша», «На что похоже?», «Составь картинку». Дети учатся элементарному планированию в своей поисковой деятельности, реализации образов воображения: «Сложи узор», «Точечки». Обогащаю представления детей через разбор ситуаций: «Что произойдёт, если Маша съест немытый овощ?». Предложи способ, позволяющий предупредить опасность.
«Речевое развитие». В процессе опытно - экспериментальной деятельности, ввожу игровой персонаж, создаю проблемные образовательные ситуации, требующие размышления и рассуждения. Дети придумывают окончания сказок и составляют повествовательные рассказы об овощах. Используются описательные загадки и загадки со сравнениями. Дети не только отгадывают, но и обязательно объясняют, почему она подходит к загадке, доказывают, почему она правильна. Например: «Расскажи Незнайке», «Объясни ему», «Докажи ему, что твоя отгадка правильна», образно-игровые этюды: «Прорастание семечка», «Покажи кабачок на грядке», «Эмоции», «Представь и покажи съеденный лук» и.т.д.
«Художественно-эстетическое развитие». Способствую и поддерживаю проявление детских впечатлений через рассматривание натюрмортов: «Поднос и овощи» М. Кончаловского, «Редиска» И. Машкова, организацию выставок детского творчества, фотовыставок «Чудо овощи», «Уважаемая тыква», досуги «Что у бабушки в корзинке», «Во саду ли, во городе». Экспериментирование с изобразительным материалом: «Можно ли рисовать свекольным соком?», рисование картофельными штампами, рисование оттиском листа, превращение овощей в героев сказки.
Чтение художественной литературы осуществляется на основе творческо-игровой деятельности: придумывание и показ сказок: «Огород на грядке», «Почему помидор красный?», обыгрывание небылиц, игры – драматизации и игры с фигурками разных видов театров; загадывание загадок. Совместно с музыкальным руководителем организуем вечера развлечений: «Праздник урожая», «Ты пузатый кабачок», постановка музыкальной сказки «Пых».
«Физическое развитие». Реализация образовательного содержания конструируется через подвижные игры, эстафеты с речевым сопровождением «Посадка картофеля», «Зайцы в огороде», «Огуречик – огуречик», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Кто быстрее соберет овощи».
Активное участие, в содержании уголка принимают родители. Помогают с землей, горшками, приносят семена различных растений, участвуют в эстетическом оформлении огорода. В группе проходит традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала. Совместно с детьми была создана книга «Выдуманные истории об овощах», где активное участие приняли родители.
Результаты:
• в процессе поисковой - исследовательской деятельности дети проявляют любознательность; задают разнообразные вопросы «почему?», «зачем?», «откуда?»; устанавливают связи между ростом растений и потребностью в различных условиях; используют обследовательские действия, анализируют, делают выводы, фиксируют результаты;
• проявляют заботу, сочувствие, желание оказывать помощь зимующим птицам, через выращивание культуры овса;
• передают свои впечатления, знания в различных видах художественно - творческой деятельности.
• сформированы представления о внешнем виде, строении растений, жизненно важных условиях произрастания: потребность во влаге, свете, тепле;
• овладели навыками трудового процесса: посадка, рыхление, полив овощных культур (лук, чеснок, овес, горох, помидор, огурец);
• при минимальной помощи воспитателя и самостоятельно с опорой на схемы модели умеют отбирать инструменты и материалы для работы, выделять компоненты трудового процесса, убирать рабочее место;
• имеют общее представление о значении употребления овощных культур круглый год, для формирования здорового образа жизни человека;
• отражают в речи результаты наблюдений, сравнений; используют слова характеризующие особенности внешнего вида свойств и качеств растений; трудовых процессов – сыпучий, сочный, пупырчатый, колючий, изящный, крупный, рыхлая, сырой; обследовательских действий – надавить, сжать, взвесить, посмотреть в лупу, погладить, опустить в воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического совета по теме «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию проектной деятельности»
конспект создан для педагогического совета....
Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»
На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....

Презентация по экологическому воспитанию детей «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»
Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности, через организацию огорода на окнеЗадачи:•поддерживат...

«Развитие познавательной активности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, вс...
«Развитие познавательной активности дошкольников через организацию экспериментальной деятельности»
Мастер-классдля педагогов ДОО«Развитие познавательной активности дошкольников через организацию экспериментальной деятельности»...