"Путешествие в прошлое куклы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в прошлое куклы | 457.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
Технологическая карта по ФГОС ДО
Тема: «Путешествие в прошлое куклы»
Анисимова Е. Н.,
воспитатель первой квалификационной категории
С. Звериноголовское 2015год
Возрастная группа: старшая (5-6лет).
Количество детей: 8 человек.
Образовательная область «Познавательное развитие»/ Ознакомление с предметным миром
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ КУКЛЫ»
Цель. Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Задачи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
- познакомить с новыми куклами; показать разнообразие материалов при её изготовлении.
- закрепить у детей знания о разнообразии и назначении народной куклы, умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, платок, фартук), видеть их красоту;
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
- активизировать словарный запас детей: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, пластмассовая.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
- Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- воспитывать любовь, уважение и интерес к русским народным обычаям и традициям.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки;
- Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
Обеспечение НОД:
Для воспитателя: куклы из разных материалов - деревянная (приложение1.1.), глиняная (приложение1.2.), соломенная (приложение 1.3.), тряпичная(приложение 1.4.),, современная(приложение 1.5.), (музей кукол) (приложение 1); письмо (для сюрпризного момента), столы-2 шт., иллюстрация куклы-мудреца «Фукуруму» (приложение 2), куклы-пеленашки по количеству гостей (приложение 3), проект «Дымковская игрушка» (приложение 4).
Для детей: разрезные картинки с изображением дымковских игрушек(индюк, кони) (приложение 5).
Предварительная работа: Знакомство со свойствами дерева, пластмассы, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – из глины (дымковские игрушки), организация в группе мини - музея «Куклы прошлого века» (с участием родителей) (Приложение 6). Изготовление кукол-пеленашек (приложение 7).
Загадки об игрушках, разучивание потешек, стихотворений, песен (Приложение8). Использование малых форм фольклора в развитии речи. Участие в конкурсе чтецов (Приложение 9). Знакомство детей с элементами растительного узора (Приложение10,10.1).
Взаимодействие с родителями: оформление альбома «Русская матрешка» (приложение11), изготовление кукол-оберегов (Приложение 12), создание проекта «Дымковская игрушка» (Приложение 4).
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Результат |
I. Вводная часть (3минуты) | -Ребята, посмотрите, как много гостей у нас сегодня. Мы очень рады видеть их в нашей уютной группе. -Ребята, у меня для вас очень важное сообщение. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо, а адресовано оно детям старшей группы, т.е. вам. Вам интересно узнать, откуда это письмо? «Здравствуйте, дорогие ребята! Нам, жителям страны «Кукляндия», стало известно, что у вас в группе есть музей. Расскажите, нам, пожалуйста, что такое музей и что находится в вашем музее» -Ребята, давайте расскажем жителям далекой страны о нашем музее. Что такое музей? -Да, все верно, Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол (приложение 1), потому что здесь находятся разные куклы, а ценны они потому, что их сделали наши мамы своими руками. - Ребята, а сейчас я вам расскажу историю об одной удивительной кукле, она деревянная и жила в далекой стране, которая называется – Япония. | Дети стоят полукругом возле воспитателя Ответы детей Слушают воспитателя Ответы детей Воспитанники садятся на свои места | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней |
II. Основная часть. (12 минут) | Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной. -Конечно это Матрешка, любимый всеми российский сувенир. Появилась матрешка давно. Это настоящая русская красавица (приложение 1.1). Чем знаменита русская матрешка? - Ребята, а кто хочет рассказать о всеми любимой народной кукле? | Дети отвечают Ребенок рассказывает стихотворение Матрешечка, матрешка, русская краса: | Усвоение знаний и представлений о свойствах и качествах кукол |
Физминутка (1минута) | - Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается. Они приглашают вас поиграть. Хлопают в ладошки, дружные матрешки, Топают матрешки, Влево, вправо наклонись, Вы похожи словно сестры. Веселые матрешки. - А сейчас я вам загадаю загадку: Знаменита деревушка -Кто найдет куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке (приложение 1.2.). | Дети выполняют задания в соответствии с текстом хлопки перед собой руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку то правую ногу, то левую наклоны влево - вправо наклоны головы влево- вправо руки к плечам, повороты туловища направо – налево хлопают в ладоши Дети отгадывают загадку Ребенок проходит в музей и показывает куклу Ребенок представляет свой познавательно-исследовательский проект «Дымковская игрушка» в виде иллюстраций из презентации | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. развитие исследовательской деятельности |
- Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково делали не только кукол. А вот кого еще делали дымковские мастера, мы с вами сейчас скажем, если заглянем вот в этот конверт. Ой, ребята, что здесь? -А давайте мы с вами их соберем и узнаем, кого еще делали в селе Дымково. -Молодцы, справились с заданием. Так кого еще делали дымковские мастера?(Приложение 5) - Молодцы, как вы много знаете. Удобно ли играть с глиняной куклой? Почему? |
Дети отвечают на вопрос Подходят к столам собирают разрезные картинки называют, что у них получилось. Проходят на свои места Дети отвечают | Овладение определенным объемом практических навыков и умений | |
-Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от глиняной. Для ее изготовления, он сначала собирал солому, затем варил, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивал, связывал и украшал. И какая же получилась кукла у человека?( приложение 1.3) -Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему? | Ребенок рассказывает стихотворение Золотистая солома, | развитие и стимулирование речевой активности. | |
Давайте пройдем в наш музей и посмотрим, какие куклы еще есть у нас в музее? -Ребята, почему она так называется? -Существует очень много видов тряпичных кукол. Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей. Кукла «Зерновушка» и «Крупеница» - этих кукол делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно и гречиха. Она символизировала достаток в доме(приложение 1.4) - Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. -Как называется эта кукла? И как, именно эта кукла попала в наш музей? (приложение 3) -А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название? | Ответы детей Дети рассказывают как попала эта кукла в музей (мастерили сами) Рассказ ребенка о кукле-пеленашке | закрепление нового материала | |
III.Заключительная часть (4минуты) | -Ребята, давайте нашим гостям подарим таких же пеленашек, как у нас в музее. Конечно, тряпичная кукла очень хороша, но с современной куклой её не сравнить (обратить внимание на современную куклу) (приложение1.5). - Вот как много интересного вы рассказали о нашем музее. | Дети дарят куколок гостям Рассказ ребенка о современной кукле | |
Рефлексия (2 минуты) | -Скажите, вам понравилось наше путешествие в музей? Что вы узнали нового? -А, о чем бы вы хотели узнать в следующий раз? Мы с вами вспомнили, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, теперь жители страны «Кукляндия», знают все о нашем музее. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами! | Ответы детей | Умение: оценивать результат своей деятельности; выражать чувства; делать выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа).
Открытое занятие на аттестацию...
Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»
ЦеееПривлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделя...
«Путешествие в прошлое куклы»
Работа состоит из 2 частей: 1 часть- информация для воспитателей и родителей Цель:- развить кругозор (история народной куклы )- приобщить взрослых к народной культуре (кукла Пеле...
Презентация "Праздник кукол" - путешествие в прошлое куклы
В начале марта в Японии отмечается праздник кукол или как его еще называют - праздник девочек. К этому дню можно провести занятие, посвященное истории кукол. Показать, как менялись куклы, их внешний в...
Беседа «Путешествие в прошлое куклы»
Конспект занятия по кружковой работе старшая группа (1 год обучения)...
Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)
Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....
«Путешествие в прошлое куклы».
Тема: «Путешествие в прошлое куклы».Воспитатель МБДОУ ЦРР д\с №15 «Светлячок»Карпухина Наталья МихайловнаПрограммное содержание.1. Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразован...