"Путешествие в прошлое куклы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Анисимова Елена Николаевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в прошлое куклы457.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Технологическая карта по ФГОС ДО

Тема:  «Путешествие в прошлое куклы»


Анисимова Е. Н.,

воспитатель первой квалификационной категории

С. Звериноголовское 2015год

      C:\Users\qwerty\Desktop\ДС\помощь в конспекте\конкурс РУО черновик\SAM_1453.JPG     C:\Users\qwerty\Desktop\ДС\помощь в конспекте\Анисимова Е.Н\Анисимова Е.Н..jpg     

Возрастная группа: старшая  (5-6лет).

Количество детей: 8 человек.

Образовательная область «Познавательное развитие»/ Ознакомление с предметным миром

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ КУКЛЫ»

Цель. Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.

Задачи. 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

  • познакомить с новыми куклами; показать разнообразие материалов при её изготовлении.
  • закрепить у детей знания о разнообразии и назначении народной куклы, умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, платок, фартук), видеть их красоту;

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

  • активизировать словарный запас детей: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, пластмассовая.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
  • Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

  • воспитывать любовь, уважение и интерес к русским народным обычаям и традициям.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки;
  • Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Обеспечение НОД:

Для воспитателя: куклы из разных материалов  - деревянная (приложение1.1.), глиняная (приложение1.2.), соломенная (приложение 1.3.), тряпичная(приложение 1.4.),, современная(приложение 1.5.),  (музей кукол) (приложение 1); письмо (для сюрпризного момента), столы-2 шт., иллюстрация куклы-мудреца «Фукуруму» (приложение 2), куклы-пеленашки по количеству гостей (приложение 3), проект «Дымковская игрушка» (приложение 4).

Для детей: разрезные картинки с изображением дымковских игрушек(индюк, кони) (приложение 5).

Предварительная работа: Знакомство со свойствами дерева, пластмассы, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – из глины (дымковские игрушки), организация в группе мини - музея «Куклы прошлого века» (с участием родителей) (Приложение 6). Изготовление кукол-пеленашек (приложение 7).  
Загадки об игрушках, разучивание потешек, стихотворений, песен (Приложение8). Использование малых форм фольклора в развитии речи. Участие в конкурсе чтецов (Приложение 9). Знакомство детей с элементами растительного узора (Приложение10,10.1).

Взаимодействие с родителями: оформление альбома «Русская матрешка» (приложение11), изготовление кукол-оберегов (Приложение 12), создание проекта «Дымковская игрушка» (Приложение 4).

Ход непрерывной образовательной  деятельности.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Результат

I. Вводная   часть (3минуты)

-Ребята, посмотрите, как много гостей у нас сегодня. Мы очень рады видеть их в нашей уютной группе.

-Ребята, у меня для вас очень важное сообщение. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо, а адресовано оно детям старшей группы, т.е. вам. Вам интересно узнать, откуда это письмо?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Нам, жителям страны «Кукляндия», стало известно, что у вас в группе есть музей. Расскажите, нам, пожалуйста, что такое музей и что находится в вашем музее»

-Ребята, давайте расскажем жителям далекой страны о нашем музее. Что такое музей?

-Да, все верно, Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол (приложение 1), потому что здесь находятся разные куклы, а ценны они потому, что их сделали наши мамы своими руками.

- Ребята, а сейчас я вам расскажу историю об одной удивительной кукле, она деревянная и жила в далекой стране, которая называется – Япония.
Много лет назад в Россию из далёкой страны - Японии привезли деревянную фигурку - добродушного, лысого старичка. Изображала эта кукла мудреца - «Фукуруму» (приложение 2). Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья (показ фото).

Дети стоят полукругом возле воспитателя

Ответы детей

Слушают воспитателя

Ответы детей

Воспитанники  садятся на свои места

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней

II. Основная часть.

 (12 минут)

Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной.
- Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы?

-Конечно это Матрешка, любимый всеми российский сувенир. Появилась матрешка давно. Это настоящая русская красавица (приложение 1.1).  Чем знаменита русская матрешка?

- Ребята, а кто хочет рассказать о всеми любимой народной кукле?

Дети отвечают

Ребенок рассказывает стихотворение

Матрешечка, матрешка, русская краса:
 Румяные щечки, глазки – бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан,
На голове платочек – не найдешь изъян!
Ребенок  подходит к  столу и рассказывает о матрешке.

Усвоение знаний и представлений о свойствах и качествах кукол

Физминутка (1минута)

- Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается.  Они приглашают вас поиграть.

Хлопают в ладошки, дружные матрешки,
На ногах сапожки

Топают матрешки,

Влево, вправо наклонись, 
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные, Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых

 Вы похожи словно сестры.
Хлопают в ладошки

Веселые матрешки.

- А сейчас я вам загадаю загадку:

Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Веселит, ласкает взор
Пёстрый радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки!

-Кто  найдет куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке (приложение 1.2.).
- А сейчас мы послушаем рассказ о дымковской кукле (приложение 4).

Дети выполняют задания в соответствии с текстом

хлопки перед собой

руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

то правую ногу, то левую

наклоны влево - вправо

наклоны головы влево- вправо

руки к плечам, повороты туловища направо – налево

хлопают в ладоши

Дети отгадывают загадку

Ребенок проходит в музей и показывает куклу

Ребенок представляет свой познавательно-исследовательский проект «Дымковская игрушка» в виде иллюстраций из презентации

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

развитие  исследовательской деятельности 

- Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково делали не только кукол. А вот кого еще делали дымковские мастера, мы с вами сейчас скажем, если заглянем вот в этот конверт. Ой, ребята, что здесь?

-А давайте мы с вами их соберем и узнаем, кого еще делали в селе Дымково.

-Молодцы, справились с заданием. Так кого еще делали дымковские мастера?(Приложение 5)

- Молодцы, как вы много знаете. Удобно ли играть с глиняной куклой? Почему?


Дети отвечают на вопрос

Подходят к столам собирают разрезные картинки

называют, что у них получилось.

Проходят на свои места

Дети отвечают

Овладение определенным объемом практических навыков и умений

-Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от глиняной. Для ее изготовления, он сначала собирал солому, затем варил, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивал, связывал и украшал. И какая же получилась кукла у человека?( приложение 1.3)

-Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Ребенок рассказывает стихотворение

Золотистая солома,
Без сомненья всем знакома,
Соберём в пучок,
И повяжем поясок.
Вот из всех стараний наших,
Получилась кукла Маша. Дети подходят и рассматривают кукол

развитие  и стимулирование речевой активности.

Давайте пройдем в наш музей и посмотрим, какие куклы еще есть у нас в музее?

-Ребята, почему она так называется?

-Существует очень много видов тряпичных кукол. Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей. Кукла «Зерновушка» и  «Крупеница» - этих кукол делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно и гречиха. Она символизировала достаток в доме(приложение 1.4)

- Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая.

-Как называется эта кукла? И как, именно эта кукла попала в наш музей? (приложение 3)

-А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название?

Ответы детей

Дети рассказывают как попала эта кукла в музей (мастерили сами)

Рассказ ребенка о кукле-пеленашке

закрепление

нового материала

III.Заключительная часть (4минуты)

-Ребята, давайте нашим гостям подарим таких же пеленашек, как у нас в музее.

Конечно, тряпичная кукла очень хороша, но с современной куклой её не сравнить (обратить внимание на современную куклу) (приложение1.5).
- Ребята, а из чего же сделана современная кукла?

- Вот как много интересного вы рассказали о нашем музее.

Дети дарят куколок гостям

Рассказ ребенка о современной кукле

Рефлексия

(2 минуты)

-Скажите, вам понравилось наше путешествие в музей? Что вы узнали нового?  

-А, о чем бы вы хотели узнать в следующий раз?

  Мы с вами вспомнили, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, теперь жители страны «Кукляндия», знают все о нашем музее. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами!

Ответы детей

Умение: оценивать результат своей деятельности;

 выражать чувства;

делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»

ЦеееПривлекать внимание детей к  народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение  выделя...

«Путешествие в прошлое куклы»

Работа состоит из 2 частей: 1 часть- информация для воспитателей и родителей Цель:- развить кругозор (история народной куклы )- приобщить взрослых к народной культуре (кукла Пеле...

Презентация "Праздник кукол" - путешествие в прошлое куклы

В начале марта в Японии отмечается праздник кукол или как его еще называют - праздник девочек. К этому дню можно провести занятие, посвященное истории кукол. Показать, как менялись куклы, их внешний в...

Беседа «Путешествие в прошлое куклы»

Конспект занятия по кружковой работе старшая группа (1 год обучения)...

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)

Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....

«Путешествие в прошлое куклы».

Тема: «Путешествие в прошлое куклы».Воспитатель МБДОУ ЦРР д\с №15 «Светлячок»Карпухина Наталья МихайловнаПрограммное содержание.1. Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразован...