«Путешествие в прошлое куклы»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Работа состоит из 2 частей:
1 часть- информация для воспитателей и родителей
Цель:
- развить кругозор (история народной куклы )
- приобщить взрослых к народной культуре (кукла Пеленашка)
2 часть-конспект для подготовительной группы
Цель:
- помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;
- активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пеленать…
- развивать мелкую моторику рук.
-знакомство с элементарными приёмами рукоделия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla.docx | 319.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в прошлое куклы»
Информация для воспитателей и родителей
История народной куклы
Древнейшие на земле куклы были обнаружены при раскопках в Египте. Их возраст более четырех тысяч лет. Эти куклы были вырезаны из деревянных дощечек.
В древней Греции и Риме куклы делали из самых разнообразных материалов - кожи, дерева, кусочков ткани, драгоценных металлов и слоновой кости.
На раскопках археологи находят игрушки вместе с утварью и предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали значение детской игрушки - забавлять ребёнка и при этом помогать ему познавать мир, осваивать социальные роли и нормы поведения.
У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились и быт и уклад, , нравы и обычаи. Игрушки многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме и декору.
В народной жизни кукле отдавалась важная роль. С момента своего появления кукла участвовала в обрядах и ритуалах, детской и взрослой игре, триумфальных и карнавальных шествиях, праздничных увеселениях. В колыбель к ребёнку клали куклу –оберег, полагая , что она охраняет его покой и сон. Так же, кукла для ребёнка имитирует взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям.
Кукла «росла» и менялась вместе с ростом и развития человека.
Самыми распространёнными в крестьянских семьях были тряпичные куклы, которые можно разделить на 2 группы: свёрнутые (сделанные без шитья иголкой ) и шитые. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега, отсутствие же лица служило знаком того, что кукла- вещь не одушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил.
«Кукла Пеленашка»
Считалось, что ограничение движения ребёнка делает его незаметным для злых духов, поэтому и куклу мы видим плотно запеленную. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову . Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что сродным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.
Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"
Современная же кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому , что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности.
Но как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой , что позволяло мечтать и фантазировать. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Но такую куклу нельзя было причесать, помыть, и одеть в новую одежду.
Преимущество современной куклы в её долговечие. Кукла может менять профессию( врач, космонавт, пожарный). У современных кукол все части тела крутятся, сгибаются, но их недостаток- они не индивидуальны, внедрены в массовое производство.
Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком.
Обучая детей изготавливать традиционных кукол, мы знакомим их с прошлым, побуждаем ценить и бережно относиться к своим игрушкам .
И главное, ценность традиционной куклы и её прекрасная способность дарить детям радость.
Подготовительная группа
Конспект:
« Кукла Пеленашка»
Педагог: Я вам загадаю загадку, а разгадав её , вы узнаете, кто к нам пришел в гости:
«Есть ноги, но не ходит
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Что это?» (кукла)
Педагог: Правильно, мы будем беседовать о кукле. (достает современную куклу и вместе с детьми рассматривает её)
Далее педагог спрашивает детей:
«Зачем нам нужна кукла?
Из каких частей состоит?
С кем можно сравнить куклу?
Из какого материала сделана кукла?»
(В центре группы стоит сундучок, в котором находятся разные куклы: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.)
Педагог: Посмотрите, ребята, что это за сундучок? Давайте сядем вокруг него и рассмотрим, что там внутри. (дети рассаживаются на ковре). Этот сундучок нам прислали из волшебной страны Кукляндии . Как вы думаете, кто живет в этой стране? Правильно куклы. Там так много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?
Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Вот такой. (показывает)
- На что она похожа? Интересно играть такой куклой?
Дети отвечают на вопросы.
- Затем человек придумал другую куклу – глиняную (достает из сундучка). Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что, например?
Дети отвечают.
Педагог: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками.
Педагог: а как вы думаете, какую куклу придумали потом?
(достает из сундучка соломенную куклу).
Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показывает)
- Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?
Дети отвечают. Подвести к пониманию детьми того, что соломенной куклой уже интереснее играть, чем с деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть….
- Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (показывает)
- Ребята, почему она так называется (потому что сделана из ткани).
- А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать…
Ну а теперь давайте поиграем.
Игра на словообразование «Какая кукла»
-кукла сделана из глины. Какая кукла?
«глиняная»
Кукла из дерева – деревянная,
Кукла из соломы – соломенная,
Кукла из резины – резиновая,…
После игры можно с детьми повторить, из каких материалов делали кукол на Руси, используя картинки.
Педагог: Молодцы, вы уже знаете, какие бывают куклы. А теперь давайте научимся делать тряпичную куклу Пеленашку.
Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы), веревочки.
Педагог: Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенчик в платочке, запеленутый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из двух лоскутков ткани. (Показывает поэтапно) прямоугольный туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть…
Когда каждый сделал…
Педагог: Вот какие куколки у нас получились.
Давайте мы с ними поиграем.
Встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.
Педагог: Вот такое у нас сегодня прошло интересное занятие. Мы узнали, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы! Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа).
Открытое занятие на аттестацию...
Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»
ЦеееПривлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделя...
Презентация "Праздник кукол" - путешествие в прошлое куклы
В начале марта в Японии отмечается праздник кукол или как его еще называют - праздник девочек. К этому дню можно провести занятие, посвященное истории кукол. Показать, как менялись куклы, их внешний в...
Беседа «Путешествие в прошлое куклы»
Конспект занятия по кружковой работе старшая группа (1 год обучения)...
Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)
Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....
«Путешествие в прошлое куклы».
Тема: «Путешествие в прошлое куклы».Воспитатель МБДОУ ЦРР д\с №15 «Светлячок»Карпухина Наталья МихайловнаПрограммное содержание.1. Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразован...
Конспект занятия " Путешествие в прошлое куклы".
Цель: привлекать внимание детей к народной игрушке- кукле....