Конспект НОД «Я живу в Самаре» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Развитие познавательных интересов дошкольников к истории родного края; развитие умения правильно отвечать на поставленные вопросы; формирование у детей любви к родному городу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Я живу в Самаре» в подготовительной к школе группе.
Воспитатель: Зверева И.И.
Цель: развитие познавательных интересов дошкольников к истории родного края; развитие умения правильно отвечать на поставленные вопросы; формирование у детей любви к родному городу.
Задачи:
1. расширять знания детей о родном городе;
2. развивать чувство уважения к труду людей и заботу о родном городе;
3. познакомить детей с историей возникновения города.
Материалы и оборудование:
∙ иллюстрации о городе Самара;
∙ портрета Ю.А.Гагарина, Л.Н. Толстого;
∙ музыкальная запись о Самаре;
∙ фишки для игры «Что мы знаем о Самаре?» .
Предварительная работа:
1. Слушание песен о Самаре: «Ах, Самара – городок», «Самара – Родина моя!».
2. Чтение стихов о родном городе.
3. Рассматривание иллюстраций , картин, репродукций о Самаре.
4. Беседы о Самаре.
5. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на теплоходе по Волге»
Ход НОД.
Звучит песня о Самаре. Иллюстрации развешаны по группе, а также разложены на столах иллюстрации о Самаре настоящей и о Самаре новой. Воспитатель: Дети, сегодня я хочу вам рассказать о том, как появился на Земле наш город Самара. Но прежде чем говорить об истории города, давайте вспомним, что мы о ней знаем. Поиграем в игру «Что мы знаем о Самаре?» . Кто больше наберет фишек, тот победит. Фишка дается за каждый правильный ответ
. ∙ Как называется наш город? (Самара)
∙ Как называют людей, живущих в Самаре? (самарчане)
∙ На какой реке стоит наш город? (р. Волга)
∙ Как еще называют нашу реку Волга? (Волга – матушка, Волга – кормилица) ∙ Как называли древние люди реку Волга? (одни называли Ра, что значит «щедрая, добрая, все отдающая», другие же Итиль - «главная, полноводная, могучая, широкая», а третьи Волгой, что означает «светлая»).
Воспитатель: В 1568 году от слияния рек Волги и Самары за несколько месяцев был срублен бревенчатый городок для защиты волжского пути от нападения врагов. У Самарской крепости были высокие деревянные стены с дозорными вышками. Вокруг крепости селились ремесленники, беглые крестьяне, торговцы. В 1888 году крепость стала называться городом. Территория города расширялась очень медленно. Посмотрите, как жили люди в Самаре. (Показать иллюстрации с видами старого города.) Город расположен в удобном месте. Через него проходит главная железная дорога страны. Самара стоит на реке Волга. Знает ли вы, что такая большая и широкая река начинается с маленького ручейка? Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. По дороге к Каспийскому морю ручеек вбирает в себя другие ручейки, и маленькие ручейки постепенно превращаются в многоводную и очень красивую реку. Волга – матушка, Волга – кормилица, Волга – красавица, называют ее в народе. Река Волга течет медленно и спокойно. Весной от таяния снегов воды в ней становится намного больше, и она широко разливается, затопляя речные поймы. Крупным притоком Волги является Самара. В ветреную погоду река волнуется, бурлит. Волны бьют о берег, о борта теплоходов. Давайте, мы с вами изобразим эти волны. Для этого нужно построится в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и опускать в тот момент, когда следующая пара поднимет руки, чтобы получилась волна с бегущей волной.
Теперь давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо».
Игра «Хорошо – плохо» .
Задача 1. Плывет по Волге теплоход, на нем путешественники. Любуются красотою реки, слушают про нее рассказы, истории, фотографируют, пьют воду, банки в Волгу кидают. Один турист пакет с кислым молоком дальше всех бросил. Как вы думаете, что хорошо, а что плохо в этой картине?
Задача 2. Стоит на берегу город. В нем огромный автомобильный завод. Автомобили делают удобные, красивые, людям на радость. Из Волги берут воду для завода, а отработанную, с красками, с вредными порошками, сливают обратно. Но зато автомобили очень хорошие. Что хорошо, а что плохо?
Воспитатель: Дети, хотите еще поиграть? Тогда я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте.
∙ Когда дети купаются в реке? (летом)
∙ Когда по реке плывут опавшие листья? (осенью)
∙ Когда река покрывается льдом, и дети катаются на коньках? (зимой)
∙ Когда по реке начинают плавать пароходы? (весной)
∙ Дети, на каком транспорте можно попасть в наш город? (прилететь на самолете, приехать на поезде, электричке, автобусе, приплыть на пароходе)
∙ Где приземляются самолеты? (в аэропорту)
∙ Куда приходит поезд? (на железнодорожный вокзал)
∙ Куда приезжает автобус? (на автовокзал)
Воспитатель: В городе Самаре живет очень много людей – детей и взрослых. Чем же они занимаются? Кем работают ваши родители?
Воспитатель: В нашем городе вкусные конфеты и различные сладости, шьют удобную одежду и обувь, делают другие красивые и необходимые для людей вещи.
Чтобы все самарчане имели жилье, надо построить дома, для детей – детские сады, для школьников – школы, и еще нужно много всего, чтобы люди могли жить и работать. Кто же все это построил?
Все это создавали наши прадеды, деды, сейчас строят ваши родители. А придет время – строить будете вы.
Жизнь человека на Земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их имена долго вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы.
Воспитатель: В нашем городе есть улицы, названные в честь великих людей? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает портреты великих людей, задает наводящие вопросы.)
Воспитатель: Кто-нибудь узнал этого человека? (Воспитатель показывает портрет Ю.А.Гагарина.)
Это Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт Земли, который облетел на корабле «Восток» вокруг нашей планеты. Этот корабль сделали в нашем городе на заводе «Прогресс». День первого полета человека в космос, 12 апреля, стал днем космонавтики. Имя Гагарина носит одна из улиц нашего города, есть парк его имени.
Воспитатель: Кто знает имя этого человека? (Воспитатель показывает потрет Л.Н.Толстого)
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он написал Азбуку для детей и много добрых интересных рассказов о детях и для детей. Толстой жил в нашем городе, помогал бедным людям. Правда, было это давно. В нашем городе есть улица имени Толстого.
Воспитатель: Дети, давайте на карте найдем наш город. Страна большая, а город маленький. Так что же больше страна или город? Чей он город Самара?
Воспитатель: Хозяева должны беречь свой город, заботиться о нем. Как вы считаете, самарчане хорошие хозяева или не очень хорошие? Почему вы так думаете?
Если бы все – и дети, и взрослые – не бросали на улице обертки от конфет,стаканчики от мороженого, бутылки и пакеты, не ломали бы скамейки, то город был бы чистым, удобным и красивым.
Человек сам решает, как ему поступать, хорошо или плохо. И вы тоже сами решаете: можно ли бросать мусор, вставать на скамейку ногами. Каким будет наш родной город, зависит от нас
. С каждым годом хорошеет наш город. Мы все должны гордиться, что живем в таком большом и красивом городе.
Дети, я предлагаю нарисовать наш город, можете нарисовать свою улицу, свой дом. Затем мы все вместе полюбуемся видами нашего города.
Литература:
1. Атлас Самарской области. Люби и знай свой край. – Самара, 2004.
2. Агалакова В., Агалаков Д. Открой свою Самару. – Самара, 2005.
3. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М., 2006.
4. Кабитов П.С., Репинецкий Л.И. Моя Самара. Книга путешествий. – Самара, 200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»
Цели:— закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенно...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Живая и неживая природа».
Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам.Цели: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление ...
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...
Конспект занятия «Живая природа» для детей подготовительной к школе группы.
Форма проведения викторина. Цель: Обобщить и уточни...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе с использованием проблемно-диалогической технологии. Тема: "Я живу в России"
На занятии используется проблемно- диалогическая технология введения новых знаний. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставл...
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Мы здоровье бережём, в чистом городе живем»
Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора и познакомить с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....
Конспект НООД по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Мы здоровье бережём, в чистом городе живем»
Конспект НООД по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Мы здоровье бережём, в чистом городе живем»...