Проектная деятельность как метод формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья на тему
Выступление на семинаре-практикуме для работников дошкольных учреждений "Проектная деятельность как метод формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 572
Дошкольное отделение-6
Старший воспитатель
Кузнецова Ирина Николаевна
Проектная деятельность как метод формирования толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
СЛАЙД 2
Развитие ребенка происходит в социокультурном пространстве жизни народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Современное общество с его глобализацией, информатизацией и стрессами все чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности.
Мультфильмы, боевики и триллеры, детективы и компьютерные игры – все то, чем окружены современные дети, и чем они заполняют свой досуг - пропитано агрессией.
СЛАЙД 3
В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они начинают обучение в школе. Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение становится для шестилетнего ребенка значимой стороной действительности.
СЛАЙД 4
Москва - один из крупнейших мегаполисов, в котором живут люди более 140 национальностей. В дошкольных учреждениях столицы воспитываются дети многих национальностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Для формирования у дошкольников навыков межкультурной коммуникации необходима система работы по патриотическому воспитанию, включающая как приобщение детей к традициям и нормам русской культуры, так и знакомство с достижениями иных национальных культур. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
СЛАЙД 5
Современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социальной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.
СЛАЙД 6
В специализированные группы для детей с нарушениями речи поступают дети речевым недоразвитием различной этиологии и разным уровнем знания русского языка.
У русскоговорящих детей и детей, овладевающих русским языком как иностранным, имеющих органические и функциональные нарушения речи недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли, они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность и самооценка. Поэтому необходимо способствовать формированию социальной компетентности каждого ребёнка - это важный и необходимый этап социализации.
Осознав необходимость развития социальной компетентности детей, мы решили начать работу с формирования у детей толерантности и патриотических чувств, опираясь на разнообразие детских интересов, используя технологию проектирования.
Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику самостоятельности. Для иноэтничных детей данная технология в полной мере обеспечивает интеграцию русского языка в различные виды детской деятельности, создает условия для построения детьми собственных инициативных высказываний в постоянно изменяющихся условиях общения, т.е. обеспечивает возможность развития именно коммуникации на изучаемом языке.
СЛАЙД 7 – 11
Толерантное, интернациональное и патриотическое воспитание детей необходимо начинать с формирования любви к своей Родине. Исследовательско-творческий проект «Россия – славная держава» был
проведен в старшей группе для детей с ОНР.
Целью данного проекта являлось формирование у детей представлений о России как многонациональной стране:
Задачи проекта:
- Познакомить детей с Россией, государственной символикой, Москвой – столицей Российской Федерации, её достопримечательностями.
- Знакомить с русской культурой, языком, традициями, русскими национальными костюмами, промыслами, устным народным творчеством.
- Воспитывать любовь и уважения к своей национальности, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
- Формировать толерантное отношение к представителям других национальностей, живущих в России.
СЛАЙД 12
Для формирования навыков связной речи при составлении рассказов о России использовались картинно-графические планы, мнемотехнические таблицы, опираясь на которые дети могли рассказать:
- О размерах и положении нашей страны, назвать её столицу.
- Назвать основные государственные символы России.
- О природных богатствах нашей страны.
- О растительном и животном мире России.
- О том, какие люди живут у нас в стране.
- Назвать русские народные сказки.
- Выразить свое отношение к нашему государству.
Данная технология широко используется логопедами-практиками при формировании навыков связных монологических высказываний у детей с речевым недоразвитием и с билингвизмом. План-схема служит зрительным ориентиром при построении фраз и объединении их в логически связное, последовательное высказывание.
СЛАЙД 13
Проект «Путешествие вокруг света» проводился в подготовительной к школе группе и был направлен на формирование чувства толерантности и уважения к людям разных национальностей их культуре, языку, традициям.
Задачи:
- Формировать у детей представления о планете Земля, многообразии народов населяющих нашу планету
- Вызвать у детей интерес к культуре, языку, быту, традициям народов мира
- Воспитывать желание жить в мире с собой и другими людьми в гармонии и согласии.
СЛАЙД 14
Вместе с детьми мы изготовили из ниток и клея модель Земли. Далее провели серию игр «Путешественники». Игровой мотив заключался в том, что россияне Маша и Ваня путешествуют по миру и знакомятся с жителями разных стран. На модели Земли закрепляется карта континента, на который отправляются персонажи. Дети с помощью педагога осуществляли поиск необходимой страны, знакомились с государственной символикой страны, традициями, национальными костюмами, языком, достопримечательностями. Проводилось ознакомление с народными играми, сказками этих народов. По итогам каждого цикла игровых путешествий проводились конкурсы детских рисунков, драматизация народных сказок, оформление мини-музея «В какой стране мы отдыхали летом», составление творческих рассказов: «В какой стране я хотел бы побывать?», «Что я знаю об Украине, Татарстане, Белоруссии и т.д.
СЛАЙД 15
Для ознакомления со странами их символикой, растительным и животным миром, населением, обычаями мы использовали компьютерные презентации, фото и видеоматериалы.
СЛАЙД 16
Также была организована познавательно-исследовательская деятельность детей:
–оформление мини-музея «Государственные символы стран мира»;
– тематическая выставка «Страны и народы мира»;
– сбор и презентация коллекций игрушек, магнитов , сувениров, фото, привезённых из дальних путешествий;
- поиск и изучение игр с одинаковым содержанием и правилами в культурах разных народов.
Заключительный фестиваль «Игры народов мира» является итогом всей работы по знакомству старших дошкольников со странами и народами мира. На фестивале дети играют в подвижные, логические и речевые игры разных стран: украинская игра «Квач», молдавская «Яблоко», осетинская «Слепой медведь», казахская «Догнать джигита», белорусская «Кузнечик», башкирская «Юрта», грузинская «Ходьба по ухабам», казахская «Догнать джигита», русские «Горелки», «Ручеёк», «Два мороза» и др.
Таким образом, знакомство детей со своей страной и странами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей. Это служит базой для формирования целостной культуры мира у дошкольников и ложится в основу будущих ценностных ориентиров личности: отношение к окружающему миру, к людям, к своей стране, к обычаям и ценностям других народов – тому, что взрослые называют уважением, терпимостью. И формировать эти качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как у человечества на Земле есть только один способ жить – это жить в мире и согласии.
СЛАЙД 17 (ИТОГОВЫЙ)
Список литературы
1. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ
2. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сентября
3. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по по патриотическому воспитанию в ДОУ )– М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11
6. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15.
7. О социализации дошкольников: // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...
«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .
видеоматериал к тексту выступления «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» ....
«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...
«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...
Проект «Здравствуй мир!» (формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста)
Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает множество народов, каждый из которых имеет свои вековые традиции и по-своему самобытен. В нашем детском саду воспитываются дети разных на...