Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Лучше чая только чай».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Название НОД: «Лучше чая только чай».
Цель: Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России. Способствовать расширению представлений детей о чае.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
- Закреплять знания детей о предметах русского народного быта, их назначении;
- Познакомить детей с историей возникновения чаепития, происхождением чая;
- Познакомить детей разными видами чая;
- Дать детям представление как правильно заварить чай
- Выявить полезные свойства чая;
Учить заботиться о своем здоровье.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной активности и любознательности через экспериментальную деятельность;
- Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
- Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес. Поощрять стремление детей участвовать в беседе, обмене знаниями о чайных традициях.
- Развивать зрительное восприятие, логическое мышление
Воспитательные:
- Воспитывать в детях интерес к традициям гостеприимства и чаепития на Руси.
- Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- Воспитывать аккуратность, чувство самостоятельности,
- Содействовать созданию эмоционального подъёма, желанию помогать дома готовить чай и накрывать на стол.
Предварительная работа: Чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха», рассматривание иллюстраций к данной книге, беседы о посуде, заучивание стихов, пословиц о чае, рассматривание картины Кустодиева «Купчиха за чаем», знакомство с устройством самовара, его эксплуатацией; рассматривание самоваров различной формы, наблюдение за завариванием чая в домашних условиях.
Оборудование: Различные сорта чая, чайный сервиз, салфетки, скатерть, заварочные чайники, самовар, алгоритм заваривания чая (по количеству детей), д/и «Узнай по силуэту», мультимедиа, музыкальный центр, шапочка с изображением самовара, выставка «Русский самовар», фартуки, колпачки, угощение для чаепития.
Социализация
- Освоение первоначальных представлений социального характера (отзывчивость, партнерство, взаимовыручка)
- Включение детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности
Труд
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Познание
- Развитие познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательской деятельности
- Расширение кругозора детей
Коммуникация
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
- Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, произносительной стороны, связной речи)
- Закрепление навыков речевого этикета
Музыка
- Развитие музыкальности детей
Физическая культура
- Формирование у детей потребности в двигательной активности
1 Оргмомент. (звучит песня «К нам гости пришли»)
В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь.
Д: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, пожалуйста, присаживайтесь!
Чувствуйте себя как дома! Располагайтесь, не стесняйтесь.
В: Здравствуйте, люди добрые! Если величать - так на пороге встречать с хлебом, с солью, да с горячим душистым чайком. Ребята, а к вам домой приходят гости? Как вы их встречаете?
(ответы детей: здороваемся, приглашаем на чай и т.д.)
В: Правильно! Гостей надо поприветствовать, угостить и чем-то занять, чтобы им не было скучно.
В: Гостей мы поприветствовали, пора подумать и об угощении. Чаепитие на Руси – признак хорошего тона.
Д: Мы гостей так долго ждали
Стол для них мы накрывали
Подходите не стесняйтесь
Вкусным чаем угощайтесь
В: Подождите, подождите. Мы ведь не сделали самого главного. Сначала нам нужно чай приготовить.
2.Выставка самоваров
В: Отгадайте, без чего не обходиться ни одно чаепитие на Руси.
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.).
В: Правильно, это самовар. Самовар – старинное русское изобретение. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским.
Самовар – это символ семейного уюта, дружеского общения. Недаром в народе говорили: «печка – матушка» да самовар – батюшка».
У нас в группе как раз открылась выставка самоваров, осталось выбрать самый подходящий для нашего чаепития. Давайте подойдем к выставке самоваров. Станем в кружочек, чтобы всем было видно. Перед вами самовары из самых разных материалов. Как вам кажется, из чего сделаны эти самовары? (из металла, из глины, из соленого теста, из бубликов и даже из пластмассы). Правильно, они разные еще и по цвету, и по размеру. А по форме они разные или одинаковые? (ответы детей). Надо сказать, что для мастера-самоварщика самовар – не только изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер старался придать своему изделию особую форму стенки (так называют емкость, где содержится вода). В связи с этим есть самовар-«петух», самовар-«бочонок» (демонстрирует фото). А как бы вы назвали самовар, увидев такой силуэт? («яйцо», «репка», «груша», «ваза», «шар», «банка».
Д./и «Узнай по силуэту».
В: (обращает внимание детей на самый старинный самовар) Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Посмотрите, какой у нас есть старинный самовар. Ребята, а кто расскажет об этом самоваре? Как же пользоваться таким самоваром?
Рассказ ребенка: Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
В: Давайте рассмотрим этот самовар. /Рассматривают жаровой самовар/.
Такой самовар называют жаровым. В старину люди пользовались только жаровыми самоварами. Только он ребята, был очень не удобен в городских условиях. И тогда тульские мастера - умельцы придумали и стали изготавливать вот такие самовары.
- Посмотрите, что у него внутри? Как такой самовар называется?
Д: Это спираль. Самовар называется электрическим.
В: У многих людей есть самовары и сегодня. Правда, пользуются сейчас в основном электрическими самоварами. Ребята, у кого из вас дома есть самовар? Вам нравится пить из него чай? Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»? » (Ответы детей).
Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар».
Но что ж, мы выбрали самовар, осталось только воды налить да поставить самовар кипятиться.
3.Ф/М:
Мы водицы принесем
В самовар её нальём
Самовар словно шар
К потолку пускает пар
4. Исследовательская деятельность
В: Пока наш самовар греется, позаботимся о заварке. А что такое заварка? Правильно, это чай. Посмотрите, какой разный чай я для вас приготовила. Какой вы видите?
Здесь Вас с чаем, ребятишки,
Познакомлю я сейчас.
Вот различные сорта,
Выбирайте, детвора!
Этот черный чай, байховый. Посмотрите, какой он? (рассмотреть черный чай.) Какие у него чаинки? (мелкие) Почему его называют черным?
А вот этот чай другой,
Посмотрите, он какой? (Дети совместно с воспитателем рассматривают черный крупно листовой чай и сравнивают его с байховым)
Чаинки у него какие? (крупные)
Как же называю такой чай? (крупно листовой) Какого он цвета?
Рассмотреть гранулированный чай, пикетированный.
В: итак, чай бывает: листовой, крупно-листовой, гранулированный, в пакетиках. В современном мире используют пакетики с заваркой, которые были изобретены в Америке и сделаны были из тонкой ткани.
А какой чай вы пьете дома, назовите? ( Данил любит фруктовый, мама у Ярика зеленый и т. д)
5.Рассказ воспитателя о чае.
В: А вы знаете, что такое чай? Когда люди впервые узнали о нем? Тогда я предлагаю вам окунуться в историю чая. Садитесь на стульчики. (презентация) Чай – это кустарник, он растёт только в тёплых странах (слайд). Слово чай обозначает – молодой листочек. С кустиков собирают верхние листочки (слайд), сушат, упаковывают в коробочки и отправляют в магазин. Мы покупаем его, завариваем дома и пьём.
6.Хороводная игра по русской народной потешке.
В: Пока суть да дело, вода в самоваре наверное уже вскипела. Проверим.
Дети: Самовар, самовар, старый медный самовар!
Может, стал ты слишком стар –
где же твой прежний пыл и жар?
Всё стоишь и пыхтишь,
всё никак не закипишь!
Самовар: Что вы! Что вы! Как не стыдно! Даже слушать мне оби
Как сейчас разозлюсь! Как сейчас раскипячусь
Всё во мне уже клокочет. Всё кипит…….
Кто чаю хочет? Наливай, получай!
Самый вкусный свежий чай!
7.Работа с алгоритмом:
В: Замечательно! Нам осталось только заварить чай. Ребята, как же правильно это сделать? Мы сейчас вспомним, поиграв в игру «Что сначала, что потом?» (Детям предлагаются карточки для составления алгоритма заваривания чая, проводится дидактическая игра «Что сначала, что потом»)
В: Скажите, а вы сами можете заваривать чай?(ответы детей: нет, только взрослые, т.к. дети могут обжечься кипятком)
После этого дети рассказывают последовательность заваривания чая по алгоритму.
В:Ребята, мы с вами вспомнили, как правильно заваривать чай, а сейчас давайте его заварим.
8. Экспериментальная деятельность
В: Подойдите к столу. Сейчас мы будем заваривать чай. Как вы думаете, можно ли заварить чай прохладной обыкновенной водой? (нет) А какая вода нужна? Как раз у нас в самоваре вода горячая, кипяток. А в кувшине вода прохладная. Давайте проведем опыт и проверим, какая вода нужна для заваривания чая. А как мы узнаем, что чай заварился? (поменяется цвет воды). Мне понадобиться помощник (приглашаю одного из детей, надеваем фартуки, колпачки). Мы с Машей будем заваривать черный байховый чай. Маша будет заваривать чай прохладной водой, а я горячей (заливаем воду в заварочные чайники, дети наблюдают, определяют, в котором из чайников заварился чай). Что мы увидели? Какого цвета стала вода в заварочных чайниках? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Для заваривания чая нужна горячая вода.
В: Посмотрите, я приготовила ещё два чайника с заваркой. Можно ли по цвету воды в чайниках определить, какой чай я заварила? (дети определяют: зеленый, красный)
Оказывается, чай бывает не только черный, но и зеленый, красный, и даже белый. Попробуйте определить, где какой? (демонстрирую заварку)
(дети рассматривают разные виды чая, описывают чаинки по цвету, размеру)
В: Это зеленый. Мама Ярика Б. Любит пить зеленый чай. Правильно, это красный чай. А может быть кто-нибудь знает как он называется? Чай каркаде или лепестки суданской розы. Этот чай раньше могли пить только богатые люди. Так как он очень полезен для нашего организма.
Накроем салфеткой. Пусть чай настоится!
9. Музыкальная пауза
В: Ой, ребята, мне кажется, наши гости заскучали. Давайте матрешек пригласим, да гостей наших повеселим.
Проводится муз. д. игра «Прохлопай ритм»
В: Молодцы! Развеселили гостей. А давайте спросим у них. Знают ли они,
почему на Руси так любят пить чай?
А вот дети наши знают. Расскажем.
Я сейчас буду начинать предложения про чай, а вы мне помогайте их закончить.
Если вы замерзли – чай СОГРЕЕТ вас,
Если вам жарко – чай ОСВЕЖИТ вас,
Если вы расстроены –он вас ПОДБОДРИТ,
Если вы возбуждены – он вас УСПОКОИТ» (ответы детей)
Чай нас в жару освежает, а в холод согревает
Чай восстанавливает силы.
Чай сохраняет бодрость.
Чай укрепляет здоровье.
Чай снимает головную боль.
Чай поднимает настроение.
Я хочу открыть секрет,
И полезный дать совет,
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью — лучший друг.
Рефлексия:
А вы помните, где впервые появился чай? (ответы детей: Китай)
Какие виды чая вы знаете?
(ответы детей: черный, красный, зелёный, смородиновый и т.д.)
Какие угощения подают к чаю?
(ответы детей: мёд, печенье, пряники, пироги, и т.д.)
В: Стол у нас накрыт, чай вскипел и заварен. Приглашайте гостей к столу.
Р1: Гостей всех близких привечаем
Мы ароматным нашим чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Пей от души душистый чай!
Р2: Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Р3: Силы свежие дарит,
Вам за стол присесть велит!
Загадка про чай
Был листок зелёным,
Чёрным стал, томлёным.
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине. (Чай)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это чайная плантация.
Чайный лист грузят на машины и увозят на заводы по изготовлению чая
Завяливание . Его цель- обезводить лист. Завяливают в тени или под навесами или в специальных сушилках. После сушки листья становятся эластичными и мягкими.
Скручивание. Для того, чтобы чай был крепкими ароматным необходимо разрушить структуру листа. Листья помещают в специальную машину –роллер, она напоминает кастрюлю без дна, совершает круговые движения по ребристому столу, чтобы разрушились клетки листьев, появился сок, а листочки скрутились .
Ферментация. Чайные листья переносят в большие, прохладные, затемненные помещения, раскладывают на ровной поверхности толщиной10 см.В процессе листья начинают темнеть от брожения и подвяливания выжатого сока, появляется характерный аромат черного чая.
Сушка. Главная задача – снизить влажность листа, чтобы подготовить его к расфасовке и дальнейшему хранению. Листья сушат в печи , на солнце, в специальных сушильных машинах.
Сортировка Листья сортируют по размеру, мелкий к мелкому, крупный к крупному, отсеивают черенки и ненужные части. Далее продувают, чтобы избавиться от чайной пыли.
В итоге получается чай отличного качества.
Процесс упаковки на заводах стараются производить максимально быстро, чай впитывает все запахи и влагу.
ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА “ Человеку друг огонь, только зря его не тронь ! “
Познакомить детей с правилами пожарной безопасности....
НОД с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧШЕ ДЕЛИТЬСЯ УЛЫБКАМИ»
Цель:- знакомить детей с таким чувством, как злость, выяснить причины возникновения злости у детей;- учить выходить из состояния злости, формировать умение регулировать свое поведение, воспитывать доб...
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста. «Мы, как только подрастем, в армию служить пойдем».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому разви...
Праздник для детей старшего дошкольного возраста «День рожденья только раз в году»
Создание атмосферы всеобщего праздника - радости, веселого настроения, предоставление каждому ребёнку возможности проявить свои исполнительские способности в играх, стихах, танцах, х...
Праздник для детей старшего дошкольного возраста «День рожденья только раз в году»
Создание атмосферы всеобщего праздника - радости, веселого настроения, предоставление каждому ребёнку возможности проявить свои исполнительские способности в играх, стихах, танцах, х...
Конспект конкурса в группе старшего дошкольного возраста «Лучший пешеход»
Конспект конкурса в группе старшего дошкольного возраста «Лучший пешеход»...
Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Лучший мир дружбы"
Этот материал адресован педагогам ДОУ....