Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования
статья по окружающему миру на тему
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования
Индивидуализация образования сегодня выступает как построение образовательной деятельности на основе особенностей каждого ребёнка, его интересов и потребностей. В современных условиях «сам ребёнок всё чаще становится активным в выборе содержания своего образования, выступает в роли субъекта образования».
Индивидуализация образования способствует не просто передаче социального опыта деятельности и отношений, но и формированию субъектных свойств, активности, уникальности, способности к творчеству и действиям по собственному убеждению.
Благоприятные условия, обеспечивающие индивидуализацию образования и личностный рост каждого воспитанника, могут создаваться в коллекционировании, которое определяется как целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность.
Выдающийся русский физиолог И.П.Павлов положительно отзывался о коллекционировании, считая, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, т.е. воспитывает нужные для науки и любой работы качества.
Дети часто прихватывают с прогулки найденные ими камешки, веточки, семена растений, разноцветные стёклышки или просто песок. Страсть ребёнка к собирательству психологи называют «инстинктом накопления».
«Чем более широк диапазон деятельности, в которую включён ребёнок, тем богаче и содержательнее процесс формирования его личности», - полагал Ч.Дарвин. Выдающийся английский натуралист писал: «Для ребёнка, что бы он ни собирал: гербарий или коллекцию, это есть метод познания мира в его разнообразии и в его взаимосвязях. Но этот опыт, если угодно, лежит в плоскости: умножение разнообразия и строительство взаимосвязей происходит в горизонтали. А следующий шаг – самостоятельное построение ценностной иерархии, выход в вертикальное измерение. Пользуясь общепринятыми мерками или изобретая свои, ребёнок ранжирует предметы по ценности, но ценность эта не абстрактная, а личная».
Для успешного освоения научных понятий, согласно теории Л.С.Выготского, ребёнку необходим опыт овладения «предпонятиями», по-другому, «потенциальными понятиями». Так на основе опыта взаимодействия с предметами у ребёнка формируются представления о свойствах предметов, способах их использования, расширяются представления об окружающем мире.
По мнению Л.Бережковской, такой опыт можно получить внутри интересной деятельности, непосредственно связанной с личной жизнью ребёнка, например, в процессе коллекционирования предметов.
Некоторые дети в дошкольном возрасте начинают собирать коллекции. Толчком часто служит «мода» на те или иные предметы детской субкультуры. Например, ценностью в их глазах выступают игрушки из «киндер-сюрпризов». В детском сообществе количество и разнообразие таких игрушек придают их обладателю особую значимость. Дошкольники, собирая игрушки, часто хранят их в особых коробочках, с гордостью демонстрируют приятелям, иногда обмениваются ими.
На первый взгляд в таких коллекциях сложно усмотреть деятельность, сколько-нибудь напоминающую «псевдонаучную», поскольку коллекция обязательно предполагает некоторую классификацию. Детские собрания представляют собой всего лишь «живописную кучу». В этой куче могут выделяться особо «ценные» экземпляры или любимые предметы, игрушки. Эмоциональная привязанность к тому или иному предмету объясняется не его редкостью или художественной ценностью, а историей его приобретения, сильным желанием иметь такую куклу или машинку, чувствами к человеку, подарившему предмет.
В этой неоднородности детской коллекции есть родство с собраниями профессионалов: есть экземпляры, к которым обладатель испытывает особые чувства ввиду обстоятельств их применения, а не из-за объективной ценности.
Дошкольники довольно часто собирают фантики, наклейки, морские раковины, камешки, бусины и многое другое.
Современные журналы для детей («Ледниковый период», «Насекомые и их знакомые» и др.) способствуют созданию детских коллекций, так как каждый номер выходит с приложением, включающим объекты коллекции по определённой тематике.
Собирая предметы, ребёнок расширяет кругозор, осваивает первичные исследовательские навыки, становится более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учится любить и беречь природу.
В ходе коллекционирования у дошкольника развиваются познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умение выделять главное и второстепенное, комбинировать, устанавливать взаимосвязи, проводить аналогии.
Собирая, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах. Коллекционирование, как и любое хобби, делает жизнь более интересной и содержательной; содействует позитивной социализации детей. Показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними, дети учатся общаться со сверстниками.
Коллекционирование – это вариант свободного проявления ребёнком желаний, интересов, замыслов. Реализация принципа индивидуализации образования на уровне на уровне каждого воспитанника возможна при наличии у него культуры выбора, о чём в дошкольном возрасте можно говорить только как о начальном этапе его формирования. Выбор детьми темы коллекции во многом зависит от профессионализма воспитателя и педагогической культуры родителей.
В основе коллекции обычно лежит некий иерархический принцип, выстраивающий её в определённой системе. Для дошкольника единственным критерием часто выступает «бесценность» экспоната.
Систематизация детской коллекции возможна при участии взрослого. У дошкольников только начинают формироваться умения собирать что-либо систематически и целенаправленно. Постепенно взрослые прививают ребёнку навыки культуры оформления коллекции и сбора материала. Помощь взрослого придаст коллекции структурированность, ребёнок получит наглядные уроки систематизации собранного материала, причём на деятельности, имеющей для него личностный смысл.
Периодически коллекцию можно «переоформлять». Например, сначала собираем камешки и распределяем их по размеру. Далее экземпляры коллекции можно разделить на гладкие, круглые, овальные; камни с ломаными краями, с неровной поверхностью. В следующий раз основанием для их классификации может быть место, где камешки были найдены (встречающиеся в нашей местности, найденные на берегу моря, у бабушки на даче и т.д.)
Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, необходимо поддерживать интерес к созданию коллекции: вместе с ребёнком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять рассказы о предметах.
У детей необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Постепенно они начинают понимать, что это предметы, которые надо рассматривать, любоваться ими; должна быть возможность перебирать их, перекладывать, располагать в особом порядке.
Предметы, за исключением самых ценных, могут использоваться в качестве дидактического материала. Рассказы о них позволяют детям обратить внимание на необычный вид и назначение, на «говорящие» детали. Предложения и версии, высказанные воспитанниками, развивают их познавательную активность, углубляют интерес, потребность в рассматривании, обсуждении, пополнении коллекций.
Особый интерес вызывают коллекции из разряда семейных реликвий. Вещи, хранимые в семье как память о прошлом, передающиеся из поколения в поколение, содержат в себе огромный воспитательный потенциал. Ребёнок стремится больше узнать об истории и легендах семьи, родителях и прародителях, интересных событиях семейной жизни.
В возрасте пяти лет ребёнок начинает осознавать перспективу времени, и коллекционирование углубляет представления о нём. Опора на собственный опыт, эмоции, чувства формируют у них познавательное и бережное отношение к окружающему миру.
В практике ДОО коллекционирование удачно встраивается в образовательный процесс, с успехом используется педагогами, работающими по различным примерным образовательным программам.
Воспитатель может сообщить дошкольникам о своей коллекции, которую он собирал в детстве. Через какое-то время он приносит её в группу и напоминает, что говорил именно о ней. Важно предоставить возможность детям рассмотреть её самостоятельно, затем поинтересоваться, понравилась ли она. Далее можно приступить к совместному рассматриванию и беседе о предметах коллекции.
В детских садах воспитанники вместе с родителями и педагогами создают коллекции часов, книжек-малышек, открыток, кукол в национальной одежде, тканей, бумаги, камней, листьев, шишек, семян, животных в виде маленьких игрушек и др.
Коллекционирование выступает хорошим диагностическим средством для педагога. Наблюдая за работой детей при рассматривании коллекции, слушая их рассказы о любимых предметах, можно узнать об интересах дошкольников, их желаниях, чувствах, представлениях, навыках. Это позволяет грамотно спланировать образовательный процесс в группе с учётом интересов и потребностей воспитанников, направить его на решение важнейших задач развития личности ребёнка.
Коллекционирование объединяет интересы детей, родителей и педагогов, создаёт почву для сотрудничества и сплочения детско-взрослого сообщества являясь доступным видом совместной деятельности со взрослыми, обеспечивает психотерапевтическое воздействие. Коллекции доставляют радость, отвлекают от грустных мыслей, успокаивают.
В такой деятельности находит отражение особая система бытующих в детской среде представлений о мире ценностей. Изучение коллекционирования как важного элемента детской субкультуры помогает яснее представить образ современного детства, способствует развитию профессионального самосознания педагога, выстраиванию самых разнообразных и увлекательных линий диалога взрослого и ребёнка.
Литература
- Александровская М. Зачем ребёнку коллекции, или Как спасти способного дошкольника от школьных неудач? // Дошкольное образование. 2008. № 11.
- Каспарова Ю. Даёшь коллекцию! // Классное руководство и воспитание школьников. 2009. № 9.
- Коваленко О.А. Коллекционирование как средство развития исследовательских умений младших школьников. // Начальная школа. 2011. № 3.
- Лакинская Г.А. Я – маленький коллекционер // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2007. № 3.
- Новикова Г.В. Почти забытый образ детства // Вестник Московского университета. Сер.20 «Педагогическое образование». 2011. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ, КАК СПОСОБА "ПРОЖИВАНИЯ" РЕБЕНКОМ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Представленный материал является методической разработкой в помощь педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования, старшим воспитателям и соответствует требованиям ФГОС ДО и Профстандарту.Ведуще...
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ, КАК СРЕДСТВО ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта является развитие индивидуализации дошкольного образования.В связи с этим я хочу рассказать о своей работе с детьми в ра...
Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре
Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре....
УСТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК АКЦЕНТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО САДА И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дано описание целей и задач организации социального партнерства в ДОУ и возможности его практического применения в контексте воспитательно - образовательного пространства....
«Экскурсия по центрам активности в ДОУ, как средство вариативности содержания дошкольного образования. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие»
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, как ...
Доклад на тему: «Экскурсия по центрам активности в ДОУ, как средство вариативности содержания дошкольного образования. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие»
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, как ...