«Встреча весны»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Соломина Татьяна Игоревна

Приобщение к традиционной народной культуре весеннего календарного цикла.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx48.05 КБ

Предварительный просмотр:

                   МБДОУ    КРАСНОЗОРЕНСКИЙ   ДЕТСКИЙ    САД

                           

                            Проект:  «Встреча весны»

Подготовил: воспитатель Соломина Т.И.

                            Вид проекта: среднесрочный (март 2016 года)

Участники проекта:

- дети 3-5 лет, родители детей;

- воспитатели: Соломина Т.И., Головина С.И.;

- музыкальный руководитель: Иванова Е.А.

Новизна:  Особенность  проекта, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Цель:  Приобщение к традиционной народной культуре весеннего календарного цикла.

Задачи: - Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах, закличках, пословицах и поговорках;

- Знакомство с обычаями и традициями русских народных праздников встречи весны;

 - Уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, жизни в весенний период, используя фольклор и традиции русского народа;

- Воспитывать  заботливое  отношение к природе (птицам), развивать эмоциональную сферу, умение сопереживать и помогать птицам, развивать познавательную активность, наблюдательность;

- Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.

- Знакомить, систематизировать и углублять знания детей о перелётных птицах, их повадках и особенностях через все виды художественно-эстетической деятельности;

- Изготовить и поместить в предметно-пространственную развивающую

среду пособия и материалы для самостоятельной и совместной

деятельности, отражающие тематику проекта (книги, иллюстрации, карточки, предметные картинки, оборудование).

Проблема: У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны. Дети владеют небольшими знаниями о народных  традициях празднования встречи весны и связи труда человека в разные весенние периоды. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц. Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный, словарь мал, грамматический строй речи нарушен. Причиной является недостаточно материалов по данной теме, мало внимания уделяется этой теме в программе детского сада. Особенно этой теме не уделяется внимания дома, со стороны родителей.

Предполагаемый результат: Приобретение воспитанниками знаний  об особенностях празднования русских народных праздников – встречи весны, как части национальной культуры.

        

Итоговое мероприятие:  Весенний праздник «Жаворонки прилетите, весну — красну принесите!»

Описание проекта

  Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями: 
Художественно – эстетическое развитие 
Коммуникативно – личностное развитие 
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Проект рассчитан на детей 3-5 лет. Длительность проекта один месяц.

Актуальность:

   Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
  Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.

                           Обоснование разработки проекта

        Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложено в детские годы, зависит будущее человека и всего общества. Наши дети должны хорошо знать не только историю своей Родины и своего края, но и традиции нашей  культуры,  воспринимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры и традиций своего края.

        Приобщение дошкольников к народной культуре происходит через различные формы деятельности. Наиболее эффективно в раннем детстве приобщение к народным танцам, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества  русской пляски. Кроме того, это устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки,  и даже   народные игры, в которые дети очень любят играть.

        Знакомство с народной культурой  создает эмоционально-положительную основу для  формирования  патриотических чувств. Народные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В народных играх и праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры во все времена были  непременным элементом народных обрядовых праздников. 

Итогом проекта было развлечение «Жаворонки прилетите, весну красну принесите». Дети играли в народные игры, пели песни, закликали весну.          

           

            Подготовительный этап

Формы работы      

Задачи

Место проведения    

Участники

Планирование деятельности

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов;

обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта. Выявление возможностей привлечения социальных партнеров к проекту.

Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта. Разработка рекомендаций по организации предметно-развивающей среды.

Методический кабинет

Музыкальный руководитель,

Воспитатели,

родители

Анкетирование  родителей. Мониторинг.

определение знаний о культуре русского народа

Методический кабинет

Воспитатели,

родители

Организация фотовыставки «И удивленью нет конца и края, когда в природе весна-красна наступает».

Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы.

Познакомить с трудом крестьян в весенний период.

Уголок  «Наше творчество»

Воспитатели, дети, родители

Беседы с родителями «Встретим птиц весной», «Построим скворечники».

Привлечение внимания родителей  к проекту. Наблюдение родителей вместе с детьми  за  птицами во дворе своего дома. Повесить в детском саду скворечники, сделанные родителями воспитанников.

Методический кабинет, дом, игровая площадка детского сада

Воспитатели,

родители

Чтение энциклопедической информации о птицах и их образе жизни и особенностях строения.    

Знакомство с литературой, принесенной из дома.

Книжный уголок

Воспитатели, дети

                                                       Основной этап

Формы работы      

Задачи

Место проведения    

Участники

Цикл бесед: «Весна-красна, в наш край пришла!»,  «Гуляй, да присматривайся»

Побеседовать с детьми о характерных признаках начала весны, расширять представления детей о весне, закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе, развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе; желание больше узнать об особенностях природы своего края;

развивать речевую активность детей: активизировать словарь дошкольников по теме «Весна».

Группа

Воспитатели, дети

Цикл НОД по теме «Птицы весной»

Познакомить детей с внешним видом и повадками  птиц, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться и охранять их, расширять и систематизировать знания детей о перелетных  и зимующих птицах.

Группа, игровая площадка детского сада

Воспитатели, дети

«Ой, ты, Масленица» развлечение с участием родителей

Рассказать детям об обычаях празднования Масленицы в России, повторить знакомые песни и выучить новую обрядовую песню «Вот уж зимушка проходит» р.н. мелодия, подготовить соломенную куклу – зиму, сжигание куклы, выпекание блинов, организация и проведение русских народных игр и забав.

Игровая  площадка детского сада

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители

Ознакомление с праздником «Веснянка» («свистунья»)

Познакомить детей с праздником, приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички и приметы, познакомить детей с глиняной свистулькой, предложить поиграть на ней, прослушивание голосов птиц.

Музыкальный зал

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

«Весна, весна, поди сюда! » - рассказы о старинных обычаях встречи весны

продолжать знакомить детей с весенними закличками, объяснить детям особое значение календарных песен в жизни крестьянина, познакомить с дидактической игрой: «Какие краски и для чего нужны Весне»,

Группа

Воспитатели, дети

«Капустинские  игры - хороводы»

Познакомить детей с хороводными играми весеннего периода («Заря-зареница», «Греет солнышко

теплей», «Ручеек»)

Музыкальный зал

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

Слушание русских народных песен

Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа

Музыкальный зал

Музыкальный  руководитель

НОД «Пословицы и поговорки связанные с весенним периодом»

Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.

Группа

Воспитатели, дети

Театральная игра «Как воробей поселился в скворечнике»

Развивать умение передавать  действия, отношение и настроение персонажей, использовать средства выразительности.

Группа

Воспитатели, дети

НОД: «Грач на горе – весна на дворе»

Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями (грач горластый, Герасим – грачевник, протальник, капельник). Развивать  умение детей устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменением жизни птиц, выделять особенности сезонной жизни зимующих  и перелетных птиц, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли.

Группа

Воспитатели, дети

Сюжетно-ролевая игра: «Птичья столовая»

Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц, привлечь детей к совместной деятельности с детьми и воспитателем, воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни, наполнить кормушки кормом, формировать осторожного, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям связанных с птицами и животными.

Группа, игровая площадка детского сада

Воспитатели, дети

Творческая мастерская: «Лесные гости»,

Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна»

Закрепить знания детей о домашних и диких птицах, дать представление  где они живут (в доме, в поле, в лесу), расширять словарный запас (гнездо, дупло, скворечник),  развивать умение детей  преобразовывать простые предметы в интересные поделки (силуэты птиц, кормушки, скворечники, гнездо). Закреплять умение детей создавать несложную композицию. Закреплять приёмы вырезывания  и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, фантазию, эстетическое восприятие.

Группа

Воспитатели, дети

Подвижные игры: «Отгадай птицу     по движению», «Займи гнездо», «Карусель», «Сова», «Жмурки», «Горелки»

Развивать внимание, память, выдержку, ориентировку в пространстве. Развивать двигательные навыки: бег, увертливость. Формировать уверенность в себе, принимая роль ведущего. Развивать зрительное и слуховое внимание, реакцию. Продолжить знакомить детей с русскими народными подвижными играми.

Группа, игровая площадка детского сада

Воспитатели, дети

Разучивание русских народных  песен: «Ой, бежит ручьём вода», «Веснянка»

Продолжать приобщать детей к

культурным наследиям русского народа через русские народные песни.

Музыкальный зал

Музыкальный  руководитель

«Выставка весенних цветов» Заучивание стихотворения о весне: А. Плещеев: «Уж тает снег, бегут ручьи»

Знакомить детей с первоцветами нашей местности (ольха, мать-и-мачеха, подснежники, тюльпаны, нарциссы).  Рассказать о жизни растений в весенний период времени.

Повторить народные приметы  о весне, помочь детям запомнить наизусть стих о весне, учить читать его выразительно.

Группа, Уголок  «Наше творчество»

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди по описанию», «Времена года»,

«Первоцветы», «Угадай по звуку»

Закрепить знания о птицах. Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность. Обогатить представления детей об окружающем мире.

Группа

Воспитатели, дети

Чтение художественной литературы: Г.Скребицкий «Кто как живёт»,

Сказка А.Толстого

«Сорока», В. Бианки «Наши птицы», «Чей нос лучше».

Развивать интерес к художественной литературе.

Познакомить детей с творчеством А. Толстого, учить понимать главную мысль сказки, её мораль. Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.

Спальня

Воспитатели, дети

   Лепка «Жаворонки»

Создание условий для проявления творческой активности детей через изготовление птиц из дрожжевого сдобного теста. Познакомить детей с календарно-обрядовым праздником «Жаворонки», его традициями, обрядами. Дать представление о весеннем равноденствии, прилете птиц. Воспитывать у детей интерес к народным праздникам, культуре своего народа.

Группа

Воспитатели, дети

Слушание музыки о весне:

А. Вивальди «Времена года», М. Глинка «Жаворонок», П.  Чайковский «Жаворонок», «Времена года»

Провести параллель между миром природы и его отражением в музыкальных произведениях.

Заключительный этап

Формы работы      

Задачи

Место проведения    

Участники

Весенний праздник «Жаворонки прилетите, весну — красну принесите!»

Расширение знаний дошкольников о традиции празднования православного праздника «Жаворонки». Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни, заклички, учить понимать образный смысл загадок, продолжить знакомить детей с русскими народными подвижными играми.

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель,

Воспитатели,

Родители, дети.

Организация выставки рисунков и работ   детей с родителями: «Как мы весну встречали и птичек в гости звали ».

Закрепить знания детей о традициях русского народа в весенний период.

Уголок  «Наше творчество»

Воспитатели,

Родители, дети.

Подведение итогов

Анализ проделанной работы (обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, мониторинг). Оформление результатов.

Методический кабинет

Воспитатель

   Реализация проекта.

Социализация.

Дидактические игры:

«Назови птицу», «Кто где живёт?», «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Кто что ест?», «Чей голос?»

Настольные игры:

«Разрезные картинки»,  «Помоги найти маму», «Какая птица, назови»

Мультфильмы:

«Лягушка-путешественница», «Серая шейка»

Познание.

НОД «Птицы весной».

Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: особенности строения тела; повадки; кормление; гнёзда, скворечники.

Коммуникация.

Развитие речи.

Рассматривание фотографий и иллюстраций птиц. Рассматривание сюжетных картин: «Грачи прилетели», «Подрастают цыплята».

НОД «Курочка – рябушечка».

Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах и их весёлом возвращении.

Чтение художественной литературы.

Чтение произведений:  С.Я.Маршак «Весенняя песенка», А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?», Е.Чарушин «Яшка», М.Зощенко «Умная птичка», А.Майков «Ласточка примчалась», А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел».

Слушание сказок на СД диске:

«Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди».

Рассказывание сказки: с использованием фланелеграфа «Кот, петух и лиса».

с использованием настольного театра: «Заюшкина избушка».

Пословицы, поговорки:

«Воробьи до ста лет прыгают»

«Всяк кулик своё болото хвалит»

«Видна птица по полёту»

«Всякая птица своим клювом сыта»

«Всякая птица свои песни поёт»

Безопасность.

Беседа на тему: «Почему  птиц называют друзьями человека?».

Наблюдение за птичьими гнёздами, скворечником, кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё).

Художественно-эстетическое развитие.

Разучивание песен: «Цыплята», «Солнышко и дождик».

Вечер поэзии на тему «Встречаем птиц».

Развивающая среда.

Выставка книг, посвящённая птицам.

Сюжетные картины на тему «Птицы»

Альбомы для рассматривания: « Птицы России», «Окружающий мир. Птицы», «Домашние птицы».

Свободное рисование птиц.

Продуктивная деятельность.

Лепка «Цыплята гуляют»

Рисование « Два весёлых гуся» (рисование ладошкой).

Здоровье

Подвижные игры:

 «Птички и дождик», «Воробушки и кот», «Весёлый воробей».

Работа с родителями.

Привлечение родителей к участию в конкурсе рисунков или фотографий птиц.

Выставка детских рисунков на тему «Птицы»

Дальнейшее развитие проекта.

I. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

II. Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

III. Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями. 

IV. Продолжать оформлять  музей  русской  старины и уголок русской избы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский Клуб "Лучик". Встреча №4 . Тема: "Встреча весны"

Основные задачи: Познакомить детей с особенностями времени года – весна ( снег тает, солнце припекает, ручьи бегут и тд) Материалы о оборудование: 1.     Для и...

"К нам пришла Весна-красна" Встреча весны. Праздник для детей старшего дошкольного возраста.

Праздник для детей старшего дошкольного возраста.Инсценировка содержания и использование познавательных весёлых игр делают праздник незабываемым....

КОНСПЕКТ Познавательно-игровой программы «Встреча весны» (чтение стихотворений русских писателей о весне) подготовительная группа

формировать умения у детей  эмоционально  читать наизусть стихотворения о весне,  замечать  выразительные  средства, развивать  образность  речи. ...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 11.03-15.03) Группа: разновозрастная Блок: «Встречаем весну» Тема: «Весна шагает по планете»

Программное содержание:1.Обогащение представлений детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем...