«Встреча весны»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Приобщение к традиционной народной культуре весеннего календарного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ КРАСНОЗОРЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
Проект: «Встреча весны»
Подготовил: воспитатель Соломина Т.И.
Вид проекта: среднесрочный (март 2016 года)
Участники проекта:
- дети 3-5 лет, родители детей;
- воспитатели: Соломина Т.И., Головина С.И.;
- музыкальный руководитель: Иванова Е.А.
Новизна: Особенность проекта, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Цель: Приобщение к традиционной народной культуре весеннего календарного цикла.
Задачи: - Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах, закличках, пословицах и поговорках;
- Знакомство с обычаями и традициями русских народных праздников встречи весны;
- Уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, жизни в весенний период, используя фольклор и традиции русского народа;
- Воспитывать заботливое отношение к природе (птицам), развивать эмоциональную сферу, умение сопереживать и помогать птицам, развивать познавательную активность, наблюдательность;
- Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
- Знакомить, систематизировать и углублять знания детей о перелётных птицах, их повадках и особенностях через все виды художественно-эстетической деятельности;
- Изготовить и поместить в предметно-пространственную развивающую
среду пособия и материалы для самостоятельной и совместной
деятельности, отражающие тематику проекта (книги, иллюстрации, карточки, предметные картинки, оборудование).
Проблема: У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны. Дети владеют небольшими знаниями о народных традициях празднования встречи весны и связи труда человека в разные весенние периоды. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц. Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный, словарь мал, грамматический строй речи нарушен. Причиной является недостаточно материалов по данной теме, мало внимания уделяется этой теме в программе детского сада. Особенно этой теме не уделяется внимания дома, со стороны родителей.
Предполагаемый результат: Приобретение воспитанниками знаний об особенностях празднования русских народных праздников – встречи весны, как части национальной культуры.
Итоговое мероприятие: Весенний праздник «Жаворонки прилетите, весну — красну принесите!»
Описание проекта
Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
Художественно – эстетическое развитие
Коммуникативно – личностное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Проект рассчитан на детей 3-5 лет. Длительность проекта один месяц.
Актуальность:
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Обоснование разработки проекта
Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложено в детские годы, зависит будущее человека и всего общества. Наши дети должны хорошо знать не только историю своей Родины и своего края, но и традиции нашей культуры, воспринимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры и традиций своего края.
Приобщение дошкольников к народной культуре происходит через различные формы деятельности. Наиболее эффективно в раннем детстве приобщение к народным танцам, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества русской пляски. Кроме того, это устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, и даже народные игры, в которые дети очень любят играть.
Знакомство с народной культурой создает эмоционально-положительную основу для формирования патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В народных играх и праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры во все времена были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Итогом проекта было развлечение «Жаворонки прилетите, весну красну принесите». Дети играли в народные игры, пели песни, закликали весну.
Подготовительный этап
Формы работы | Задачи | Место проведения | Участники |
Планирование деятельности | Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта. Выявление возможностей привлечения социальных партнеров к проекту. Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта. Разработка рекомендаций по организации предметно-развивающей среды. | Методический кабинет | Музыкальный руководитель, Воспитатели, родители |
Анкетирование родителей. Мониторинг. | определение знаний о культуре русского народа | Методический кабинет | Воспитатели, родители |
Организация фотовыставки «И удивленью нет конца и края, когда в природе весна-красна наступает». | Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы. Познакомить с трудом крестьян в весенний период. | Уголок «Наше творчество» | Воспитатели, дети, родители |
Беседы с родителями «Встретим птиц весной», «Построим скворечники». | Привлечение внимания родителей к проекту. Наблюдение родителей вместе с детьми за птицами во дворе своего дома. Повесить в детском саду скворечники, сделанные родителями воспитанников. | Методический кабинет, дом, игровая площадка детского сада | Воспитатели, родители |
Чтение энциклопедической информации о птицах и их образе жизни и особенностях строения. | Знакомство с литературой, принесенной из дома. | Книжный уголок | Воспитатели, дети |
Основной этап
Формы работы | Задачи | Место проведения | Участники |
Цикл бесед: «Весна-красна, в наш край пришла!», «Гуляй, да присматривайся» | Побеседовать с детьми о характерных признаках начала весны, расширять представления детей о весне, закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе, развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе; желание больше узнать об особенностях природы своего края; развивать речевую активность детей: активизировать словарь дошкольников по теме «Весна». | Группа | Воспитатели, дети |
Цикл НОД по теме «Птицы весной» | Познакомить детей с внешним видом и повадками птиц, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться и охранять их, расширять и систематизировать знания детей о перелетных и зимующих птицах. | Группа, игровая площадка детского сада | Воспитатели, дети |
«Ой, ты, Масленица» развлечение с участием родителей | Рассказать детям об обычаях празднования Масленицы в России, повторить знакомые песни и выучить новую обрядовую песню «Вот уж зимушка проходит» р.н. мелодия, подготовить соломенную куклу – зиму, сжигание куклы, выпекание блинов, организация и проведение русских народных игр и забав. | Игровая площадка детского сада | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители |
Ознакомление с праздником «Веснянка» («свистунья») | Познакомить детей с праздником, приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички и приметы, познакомить детей с глиняной свистулькой, предложить поиграть на ней, прослушивание голосов птиц. | Музыкальный зал | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель |
«Весна, весна, поди сюда! » - рассказы о старинных обычаях встречи весны | продолжать знакомить детей с весенними закличками, объяснить детям особое значение календарных песен в жизни крестьянина, познакомить с дидактической игрой: «Какие краски и для чего нужны Весне», | Группа | Воспитатели, дети |
«Капустинские игры - хороводы» | Познакомить детей с хороводными играми весеннего периода («Заря-зареница», «Греет солнышко теплей», «Ручеек») | Музыкальный зал | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель |
Слушание русских народных песен | Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа | Музыкальный зал | Музыкальный руководитель |
НОД «Пословицы и поговорки связанные с весенним периодом» | Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок. | Группа | Воспитатели, дети |
Театральная игра «Как воробей поселился в скворечнике» | Развивать умение передавать действия, отношение и настроение персонажей, использовать средства выразительности. | Группа | Воспитатели, дети |
НОД: «Грач на горе – весна на дворе» | Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями (грач горластый, Герасим – грачевник, протальник, капельник). Развивать умение детей устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменением жизни птиц, выделять особенности сезонной жизни зимующих и перелетных птиц, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. | Группа | Воспитатели, дети |
Сюжетно-ролевая игра: «Птичья столовая» | Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц, привлечь детей к совместной деятельности с детьми и воспитателем, воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни, наполнить кормушки кормом, формировать осторожного, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям связанных с птицами и животными. | Группа, игровая площадка детского сада | Воспитатели, дети |
Творческая мастерская: «Лесные гости», Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна» | Закрепить знания детей о домашних и диких птицах, дать представление где они живут (в доме, в поле, в лесу), расширять словарный запас (гнездо, дупло, скворечник), развивать умение детей преобразовывать простые предметы в интересные поделки (силуэты птиц, кормушки, скворечники, гнездо). Закреплять умение детей создавать несложную композицию. Закреплять приёмы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, фантазию, эстетическое восприятие. | Группа | Воспитатели, дети |
Подвижные игры: «Отгадай птицу по движению», «Займи гнездо», «Карусель», «Сова», «Жмурки», «Горелки» | Развивать внимание, память, выдержку, ориентировку в пространстве. Развивать двигательные навыки: бег, увертливость. Формировать уверенность в себе, принимая роль ведущего. Развивать зрительное и слуховое внимание, реакцию. Продолжить знакомить детей с русскими народными подвижными играми. | Группа, игровая площадка детского сада | Воспитатели, дети |
Разучивание русских народных песен: «Ой, бежит ручьём вода», «Веснянка» | Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через русские народные песни. | Музыкальный зал | Музыкальный руководитель |
«Выставка весенних цветов» Заучивание стихотворения о весне: А. Плещеев: «Уж тает снег, бегут ручьи» | Знакомить детей с первоцветами нашей местности (ольха, мать-и-мачеха, подснежники, тюльпаны, нарциссы). Рассказать о жизни растений в весенний период времени. Повторить народные приметы о весне, помочь детям запомнить наизусть стих о весне, учить читать его выразительно. | Группа, Уголок «Наше творчество» | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители |
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди по описанию», «Времена года», «Первоцветы», «Угадай по звуку» | Закрепить знания о птицах. Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность. Обогатить представления детей об окружающем мире. | Группа | Воспитатели, дети |
Чтение художественной литературы: Г.Скребицкий «Кто как живёт», Сказка А.Толстого «Сорока», В. Бианки «Наши птицы», «Чей нос лучше». | Развивать интерес к художественной литературе. Познакомить детей с творчеством А. Толстого, учить понимать главную мысль сказки, её мораль. Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе. | Спальня | Воспитатели, дети |
Лепка «Жаворонки» | Создание условий для проявления творческой активности детей через изготовление птиц из дрожжевого сдобного теста. Познакомить детей с календарно-обрядовым праздником «Жаворонки», его традициями, обрядами. Дать представление о весеннем равноденствии, прилете птиц. Воспитывать у детей интерес к народным праздникам, культуре своего народа. | Группа | Воспитатели, дети |
Слушание музыки о весне: А. Вивальди «Времена года», М. Глинка «Жаворонок», П. Чайковский «Жаворонок», «Времена года» | Провести параллель между миром природы и его отражением в музыкальных произведениях. |
Заключительный этап
Формы работы | Задачи | Место проведения | Участники |
Весенний праздник «Жаворонки прилетите, весну — красну принесите!» | Расширение знаний дошкольников о традиции празднования православного праздника «Жаворонки». Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни, заклички, учить понимать образный смысл загадок, продолжить знакомить детей с русскими народными подвижными играми. | Музыкальный зал | Музыкальный руководитель, Воспитатели, Родители, дети. |
Организация выставки рисунков и работ детей с родителями: «Как мы весну встречали и птичек в гости звали ». | Закрепить знания детей о традициях русского народа в весенний период. | Уголок «Наше творчество» | Воспитатели, Родители, дети. |
Подведение итогов | Анализ проделанной работы (обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, мониторинг). Оформление результатов. | Методический кабинет | Воспитатель |
Реализация проекта.
Социализация. | Дидактические игры: «Назови птицу», «Кто где живёт?», «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Кто что ест?», «Чей голос?» Настольные игры: «Разрезные картинки», «Помоги найти маму», «Какая птица, назови» Мультфильмы: «Лягушка-путешественница», «Серая шейка» |
Познание. | НОД «Птицы весной». Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: особенности строения тела; повадки; кормление; гнёзда, скворечники. |
Коммуникация. Развитие речи. | Рассматривание фотографий и иллюстраций птиц. Рассматривание сюжетных картин: «Грачи прилетели», «Подрастают цыплята». НОД «Курочка – рябушечка». Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах и их весёлом возвращении. |
Чтение художественной литературы. | Чтение произведений: С.Я.Маршак «Весенняя песенка», А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?», Е.Чарушин «Яшка», М.Зощенко «Умная птичка», А.Майков «Ласточка примчалась», А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел». Слушание сказок на СД диске: «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки: с использованием фланелеграфа «Кот, петух и лиса». с использованием настольного театра: «Заюшкина избушка». Пословицы, поговорки: «Воробьи до ста лет прыгают» «Всяк кулик своё болото хвалит» «Видна птица по полёту» «Всякая птица своим клювом сыта» «Всякая птица свои песни поёт» |
Безопасность. | Беседа на тему: «Почему птиц называют друзьями человека?». Наблюдение за птичьими гнёздами, скворечником, кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё). |
Художественно-эстетическое развитие. | Разучивание песен: «Цыплята», «Солнышко и дождик». Вечер поэзии на тему «Встречаем птиц». |
Развивающая среда. | Выставка книг, посвящённая птицам. Сюжетные картины на тему «Птицы» Альбомы для рассматривания: « Птицы России», «Окружающий мир. Птицы», «Домашние птицы». Свободное рисование птиц. |
Продуктивная деятельность. | Лепка «Цыплята гуляют» Рисование « Два весёлых гуся» (рисование ладошкой). |
Здоровье | Подвижные игры: «Птички и дождик», «Воробушки и кот», «Весёлый воробей». |
Работа с родителями. | Привлечение родителей к участию в конкурсе рисунков или фотографий птиц. Выставка детских рисунков на тему «Птицы» |
Дальнейшее развитие проекта.
I. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
II. Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
III. Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями.
IV. Продолжать оформлять музей русской старины и уголок русской избы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский Клуб "Лучик". Встреча №4 . Тема: "Встреча весны"
Основные задачи: Познакомить детей с особенностями времени года – весна ( снег тает, солнце припекает, ручьи бегут и тд) Материалы о оборудование: 1. Для и...
Конспект занятия по ознакомлению с окружеющим миром. "Весна- красна. Встреча весны. Заучивание заклички " Весна- Красна"
Конспект занятия по ознакомлеию с окружающим миром во второй младшей группе...
"Весну-красную зазываем, встречаем" (сценарий праздника встречи весны)
Сценарий праздника встречи весны на улице...
"К нам пришла Весна-красна" Встреча весны. Праздник для детей старшего дошкольного возраста.
Праздник для детей старшего дошкольного возраста.Инсценировка содержания и использование познавательных весёлых игр делают праздник незабываемым....
КОНСПЕКТ Познавательно-игровой программы «Встреча весны» (чтение стихотворений русских писателей о весне) подготовительная группа
формировать умения у детей эмоционально читать наизусть стихотворения о весне, замечать выразительные средства, развивать образность речи. ...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 11.03-15.03) Группа: разновозрастная Блок: «Встречаем весну» Тема: «Весна шагает по планете»
Программное содержание:1.Обогащение представлений детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем...