Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Воздух – невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Данный конспект направлен на создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Формирование представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. Расширение представления о значимости воздуха в жизни человека. Развитие познавательных интересов, любознательности, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, умение делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_-vozduh.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе
по теме «Воздух – невидимка»
Автор конспекта ННОД: Мыскова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №27» г. Северска Томской области
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Формирование представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. Расширение представления о значимости воздуха в жизни человека. Развитие познавательных интересов, любознательности, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, умение делать выводы. Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Речевое развитие: развитие связной речи, обогащение активного словаря.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе (приветствовать друг друга, прощаться), развитие эмоциональной отзывчивости.
Физическое развитие: укрепление физического здоровья детей, приобретение опыта в двигательной деятельности.
Целевые ориентиры: ребенок осваивает нормы принятые в обществе, проявляет любознательность, инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает интересом к рассматриванию картинок, проявляет эмоциональный отклик.
Оборудования для воспитателя: загадка, мяч, спасательный круг, нарукавники, воздушный шарик, колесо, матрас, вертушка, таз с водой, кораблик, карточки-символы, духи, чеснок, апельсин, картинки с изображением живой и неживой природы, картина о загрязнении окружающей среды, музыка из фильма «Мыльные пузыри».
Оборудование для детей: хирургическая шапочка, полиэтиленовый пакет, зубочистка, стакан с кипячёной водой, трубочка, стакан с жидким мылом, мыльные пузыри.
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) | |||||
Дети с воспитателем заходят в группу. Игровая зона. В.: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними, улыбнёмся им. Д.: здороваются. | Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная) | Ситуативный разговор | Слово | Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. | Ребёнок стремится к общению с взрослыми, проявляет эмоциональный отклик. |
В.: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать: Через нос проходит в грудь, А потом в обратный путь. Он невидимый, но всё же Без него мы жить не можем. Д.: Это воздух. | Познавательное развитие (коммуникативная) | Отгадывание загадки | Слово | Развивать образную речь детей. | Повысить интерес к устному народному творчеству. |
В.: Правильно. Почему мы его не видим? Д.: Он прозрачный. В.: Как его называют за это качество? Д.: Невидимка. В.: А где он находится? Д.: Да он везде: в группе, между полом и потолком, между мебелью, на улице, в лесу. В.: Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Им дышат люди, животные, птицы и растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? Д.: Носом. | Познавательное развитие (восприятие художественной литературы) | Обсуждение, беседа | Слово | Развитие познавательно-исследовательской деятельности. | Формировать представление об объектах окружающего мира. |
В.: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. Мы будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Вы согласны? Д.: Да В.: А где работают учёные? Д.: В лаборатории. В.: (На столе лежат хирургические шапочки.) В лаборатории все работают в шапочках, пользуются материалами осторожно и аккуратно. Давайте с вами наденем шапочки и отправимся в лабораторию. Д.: Надевают шапочки. | Речевое развитие (игровая) | Сюжетно – ролевая игра | Шапочка | Развитие связной речи. | Повысить интерес к исследовательской деятельности. |
Основная часть (содержательный этап). В.: Опыт 1. Ребята, как можно проверить, что воздух всегда вокруг нас? Д.: Предположения. В.: (По середине группы стол, на нём полиэтиленовые пакеты, зубочистки, вертушка, мяч, нарукавники, воздушные шары, матрас.) Хотите, я вас научу ловить воздух? Д.: Да. В.: Предлагаю поймать его с помощью полиэтиленовых пакетов. (Раздаю детям пакеты.) Что в нём? Д.: Он пуст. В.: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы раскроем его. Наберем в пакет воздуха (делаем пакетом движения вверх-вниз) и закручиваем его руками. Что произошло с пакетами? Д.: Они надулись, похожи на подушку. В.: Что в них находится? Д.: Воздух. В.: Да, мы поймали с вами воздух, заполняли им пакет. Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? Д.: Мяч, спасательный круг, нарукавники, воздушный шар, колесо, матрас. | Познавательное развитие (познавательно – исследовательская) | Экспериментирование | Полиэтиленовый пакет | Развитие любознательности. | Проявляет инициативу и самостоятельность. |
В.: Опыт 2. А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Д.: Взять острую палочку (зубочистку) и осторожно проколоть мешочек. В.: Поднесите мешочек к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Д.: Ветерок. В.: А что такое ветер? Д.: Это движение воздуха. В.: А вы можете ветер увидеть? Д.: Нет. Мы можем увидеть только, как он передвигает предметы: гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге, когда от ветра крутится вертушка. | Познавательное развитие (познавательно – исследовательская) | Экспериментирование | Зубочистка | Развитие любознательности, познавательной активности. | Проявляет инициативу и самостоятельность. |
В.: И у нас, посмотрите есть вертушка. Давайте сделаем ветер. Подуем по очереди на вертушку и заставим её крутиться. Д.: (дуют на вертушку, и она начинает вертеться) В.: Вот такой, ребята, ветер-волшебник. Он может раскачивать деревья, крутить вертушку и даже заставлять плыть корабли. -Как он заставляет плыть корабли? Д.: Подталкивает корабли ветром и они плывут. В.: Посмотрите, какой у нас кораблик. А почему он не плывёт? Д.: Нет ветра. В.: Давайте подуем на него, и он поплывёт (таз с водой и кораблик). Д.: (по очереди дуют на кораблик) В.: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что? Д.: На ветер. В.: Значит ветер-это движение воздуха | Познавательное развитие (познавательно-исследовательская) | Экспериментирование | Вертушка, кораблик | Развитие любознательности | Проявляет инициативу и самостоятельность. |
В.: Молодцы! Я хочу вам сказать, что учёные результаты своих исследований записывают. Для чего? Д.: Чтобы по записям был виден результат. В.: Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок-символов. Итак, мы сделали вывод, что воздух прозрачный, невидимый. Это свойство обозначим вот такой карточкой. (Магнитная доска: «зачёркнутое цветное пятно»). Ещё мы узнали, что воздух может двигаться. Запишем это свойство такой карточкой («Качающееся на ветру дерево»). | Познавательное развитие (коммуникативная) | Составление схемы | Карточка-символ | Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми | Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок. |
В.: Опыт 3. Теперь мы знаем: внутри предметов, где, кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, есть ли внутри человека воздух? Д.: (предположение). В.: Давайте проверим. Сядем за столы. Д.: (Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипячёной водой и трубочки). В.: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в неё. Что происходит? Д.: Выходят пузырьки. В.: Почему появились пузырьки? Д.: Выходит воздух. В.: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха. | Познавательное развитие (познавательно-исследовательская) | Экспериментирование | Стакан с кипячёной водой и трубочка | Установление причинно-следственных связей | Проявляет любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям. |
В.: Запишем результаты опыта с помощью карточки («изображение человека») Воздух внутри человека. | Познавательное развитие (коммуникативная) | Составление схемы | Карточка-символ | Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми | Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок. |
В.: Опыт 4.А теперь давайте добавим в стаканчики мыло и снова подуем в трубочку, чтобы ещё раз увидеть воздух. Д.:(Рядом стоят маленькие стаканчики с жидким мылом. Дети добавляют его в стаканы с водой и надувают мыльную шапку). В.: Как вы смогли надуть такие пузыри? Д.: Мы надули их через трубочку воздухом. В.: А теперь поиграем в игру «Надуй самый большой пузырь». Д.:(Дети надувают мыльные шары, любуются ими). В.: Какие пузыри у нас получились? Д. Лёгкие, воздушные. В.: Что внутри пузырей? Д.: Воздух В.: Значит воздух, какой? Д.: Лёгкий. | Познавательное развитие (коммуникативная) | Составление схемы | Карточка-символ | Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми | Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок. |
В.: Четвёртое свойство воздуха - он лёгкий. («Изображение воздушного шарика») | Познавательное развитие (коммуникативная) | Составление схемы | Карточка-символ | Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми | Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок. |
В.: А теперь немного отдохнём, поиграем с ветерком. Ветер дует нам в лицо (взмахи руками), Закачалось деревцо (качаемся), Ветерок всё тише, тише (приседаем), Деревцо всё выше, выше (поднимаемся на носочки). | Физическое и речевое развитие (двигательная) | Физкультминутка | Движение | Укрепление физического здоровья детей | Повышение работоспособности |
В.: Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» Д.: (предположение) Опыт 5. В.: Как мы это можем проверить? Д.: Понюхать воздух. В.: Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Д.: Нет | Познавательное развитие (познавательно-исследовательская) | Экспериментирование | Нос ребёнка | Развитие обоняния | Проявляет любознательность |
В.: Пятое свойство воздуха - он не имеет запаха (картинка «нос»). | Познавательное развитие (коммуникативная) | Составление схемы | Карточка-символ | Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми | Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок. |
В.: Ребята, сам воздух не имеет запаха, но может переносить запахи, он ведь умеет двигаться. По запаху мы догадываемся, какое блюдо нам приготовили, где пахнет дымом от костра, цветами, духами. Я вам предлагаю сейчас встать в круг и поиграть. Закройте глаза (распыляю духи). Д.: (Закрывают глаза). В.: Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? Д.: Яблоками, чесноком, апельсином. В.: Итак, воздух донёс до наших носов различные запахи. | Познавательное развитие (познавательно-исследовательская, игровая) | Игровое упражнение | Духи, чеснок, апельсин (элементы ароматерапии) | Развитие обоняния | Эмоционально вовлечён в действия с предметами |
В.: Уважаемые учёные, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. Сможет ли человек жить без воздуха? Опыт 6. «Не дышу» В.: Закроем рот и зажмём нос двумя пальцами (пауза). Почему вы убрали руку и открыли рот? Д.: Начали задыхаться. В.: Чего вам не хватало? Д.: Воздуха. В.: Хорошо вам было без воздуха? Д.: Нет, человек без воздуха погибнет. | Познавательное развитие (познавательно-исследовательская) | Экспериментирование | Рот и нос ребёнка | Развитие любознательности | Обладает умением самостоятельно делать выводы на основе опыта |
В.: Поиграем в игру Д/И «Кому нужен воздух?» (картинки с изображением живой и неживой природы - из них называют, кому нужен воздух: птица, камень, рыба, печка и т.д.) В.: Кому необходим воздух? (Живой природе или всему живому). Для чего необходим воздух? Д.: Дышать, расти, жить. | Познавательное развитие (познавательно-исследовательская) | Д/И | Картинки с изображением живой и неживой природы | Развитие познавательной активности, слухового восприятия | Обладает интересом к рассматриванию картинок |
В.: Шестое свойство воздуха - он нужен всему живому. | Познавательное развитие (коммуникативная) | Составление схемы | Карточка-символ | Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми | Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок. |
В.: В нашей лаборатории, ребята, я нашла картинку. Посмотрите, что происходит с воздухом. Д.: Воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки. В.: Как мы можем позаботиться о чистоте воздуха. Д.: Не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, посадить как можно больше цветов и деревьев, т.к. они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух. | Речевое развитие (коммуникативная) | Ситуативный разговор | Картина | Обогащение активного словаря, развитие связной речи | Формируется представление об объектах окружающего мира |
В.: На сегодня наши исследования закончены, подойдём к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) всё, что мы узнали о воздухе. | Познавательное развитие (коммуникативная) | Составление схемы | Карточка-символ | Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми | Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок. |
Заключительная часть (рефлексивный этап). Итог НОД: В.: Уважаемые учёные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, поэтому я приготовила для вас подарки. Что это? (надувает пузырь) Д.: Мыльные пузыри. В.: Что внутри них? Д.: Воздух В.: Одну баночку мы возьмём с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок и не замёрзнут ли пузырьки на улице. | Познавательное развитие (познавательно-исследовательская) | Сюрпризный момент | Мыльные пузыри | Развитие положительных эмоций, доставление детям радости. | Проявление эмоционального отклика |
В.: А сейчас я вам раздам баночки, и вы поиграете с мыльными пузырьками: (музыка) Д.: (Дети под весёлую музыку из Ф/м «Мыльные пузыри» пускают мыльные пузыри, ловят их.) Если дунуть посильней, Будет много пузырей. Раз, два, три, четыре, пять, Ни за что их не поймать. А теперь ребята, нам пора из лаборатории возвращаться в детский сад. Скорее оденемся и пойдем на улицу дышать свежим воздухом. | Художественно-эстетическое развитие (музыкальная) | Слушание | Ф/м «Мыльные пузыри» | Восприятие музыки | Проявление эмоционального отклика, ситуация успеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Мой маленький друг — собака»
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группепо теме «Мой маленький друг — собака»Автор конспекта непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД):...
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме "В гости к лекарственным растениям"
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме "В гости к лекарственным растениям"...
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе По теме: «Сердце и его работа»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Сердце, и его работа", которая направлена на познавательное развитие детей. В ходе занятия дети делалаи выбор деятельности и пр...
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Составление рассказа «Моя семья »
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие...
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме: «Путешествие в страну здоровых стоп».
Данный конспект разработан для профилактики и коррекции плоскостопия в условиях ДОУ...
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Путешествие с пчелкой».
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие- Владение речью как средством общения и культуры;- Обогащение активного словаря;- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и моно...
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Опыты и эксперименты в лаборатории «Хочу всё знать» Автор НОД: Бурбилова Т.Г. воспитатель высшей квалификационной категории».
Дать понятие о металлах как материале, из которых человек делает разнообразные вещи, ознакомить со свойствами металлов, вызвать интерес к предметам рукотворного труда....