Мастер - класс на тему: «Откуда дождь пришёл?!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Главным принципом, который я использую в работе с детьми – это принцип проблемности, который помогает мне создать проблемные ситуации, в решение которых вовлекаются дети. У них появляется потребность решить задачу, проверить её на практике, сделать вывод, обобщить результаты, сравнить их со своими предположениями. Дети проверяют свои предположения опытным путём, а затем определяют, чьи предположения были правильными, а чьи – нет.Опытно-экспериментальная деятельность детей позволяет углубить знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях, воспитать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношения ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_beryotsya_dozhd_2.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад комбинированного вида № 38 « Семицветик»
г. Балаково Саратовской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
на тему:
«Откуда дождь пришёл?!»
Воспитатель:
первой квалификационной категории
Т. В. Панкова
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Коммуникация»,
«Музыка», «Чтение художественной литературы»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Задачи:
- Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
- Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, видах дождя .
- Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.
- Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» и других стихотворений о дожде ,облаках, воде.
- Чтение сказки Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
- Чтение сказки «Круговорот воды в природе»
- Проведение отдельных опытов с водой (состояния воды, свойства воды)
- Дидактическая игра «Кому нужна вода»
- Рисование на тему « Путешествие Капельки»
- Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».
- Презентация на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди»
- Планируемые результаты:
- Имеет представления о возникновении облаков и дождя, знает виды дождя , знает о пользе дождя для всего живого, выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.
- Оборудование и материалы:
- Видеосюжет « Почему идёт дождь», презентация: «Какие бывают дожди»,
- глобус, иллюстрации с изображением природных явлений, круговорота воды в природе, контуры облаков, музыкальное сопровождение, медальки.
- Для опытов: вата, баночки с водой, пинцеты, пипетки, альбомные листы.
Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней….
Ход НОД
(звучит мелодия «Дорогою добра»)
Организационный момент.
Воспитатель входит в группу и держит за ниточку геливые шарики в виде небольшого облачка.
- Здравствуйте, ребята! Когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге встретила…….Как вы думаете что это? Правильно, ребята это облако. Но облако это непростое. Облако это с письмом. Давайте с вами посмотрим, что же это за письмо (читаю). Ребята, письмо это из научной лаборатории. Адресовано оно вам – ребятам- дошколятам. Давайте все вместе его прочитаем!
Дорогие ребята!
Мы знаем, что вы очень любознательные дети и вас интересует физика и всё что с ней связано. Ведь слово «физика» переводится как «природа». Поэтому у нас к вам есть вопрос «Откуда берётся дождь?»
- Вот такое интересное письмо. Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь? Я сегодня предлагаю вам разобраться в этом вопросе. Но для начала отгадайте загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны.
(глобус)
Работа с глобусом
- Ребята, глобус – это макет земного шара. Давайте с вами внимательно его рассмотрим. Какие цвета мы можем увидеть на глобусе (голубой, жёлтый, зелёный коричневый, белый). Что обозначают эти цвета на глобусе? ( Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу, белый – снег или лёд, голубой, синий цвета – обозначают воду).
Какого цвета больше на глобусе? (голубого)
Какой вывод мы можем сделать? На нашей Земле много воды. Большие голубые пространства – это океаны и моря, реки и озёра, пруды. Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70% состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)
Иллюстрации с изображением природных явлений: В каком состоянии вода присутствует в разное время года в природе? (снег, дождь, туман, иней, сосулька, лёд, морозные узоры и т. д)
В каком ещё состоянии в природе присутствует вода? (дождь)
Воспитатель : Дети, а что такое дождь?
Дети: Это капельки, которые падают с неба.
Воспитатель. А откуда он идет?
Дети. Из облачка или тучки.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о том как же на самом деле появляется дождь в природе .
- Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя.
Как рождается дождь? (Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются.)
Где собираются капельки воды, и что происходит потом? Капельки воды превращаются в большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. Вот тогда на земле начинается дождик и мы бежим за зонтиками.
А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место где учёные проводят опыты и эксперименты). Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Как нужно себя вести? (тихо, спокойно)
Что нельзя делать? (толкаться)
Почему? (чтобы не испортить оборудование)
А ещё ничего нельзя трогать без разрешения.
Опыт № 1
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату пинцетом за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
(пояснение опыта: - Ребята, представьте , что в руках у меня маленькое облачко, оно насыщается водой. Воды набралось очень много, наше облачко превратилось в тучку, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать.То же самое происходит в природе. Идёт дождь. Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча….(дождь).
Физминутка « Дождик»
- Мы с вами сказали в воздухе капельки воды образуют облако. Часто ли Вы поднимаете голову и наблюдаете за плывущими и меняющими форму облаками? Оказывается облака тоже бывают самых разных форм и размеров. С виду облака похожи на громадные комья ваты. Они легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.
Сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу. Перед вами лежат контуры облаков. Внимательно рассмотрите их , обведите карандашом и назовите.
(пока выполняется задание звучит мелодия облака)
Звучит мелодия «Весна. Лёгкий дождь»
Дождь… Как много он способен рассказать. Его часто ругают, не любят, но иногда и очень ждут. Ведь он спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости.
- А какое настроение у вас вызывает дождь? (ответы детей)
Дождь – это известное явление природы. Но дождь дождю рознь, очень уж разный у них характер и внешний вид. Я предлагаю вам посмотреть какие бывают дожди?
Показ презентации
Беседа после показа
- В какое время года идёт тот или иной дождь?( грибной дождь идёт летом, полосовой дождь может идти и лето и осенью на одной улице есть, а на соседней нет; слепой дождь, ливень идут летом ; затяжной дождь идёт больше весной или осенью; снежный дождь , дождь с градом зимой или в холодное время года
- Почему вы так решили?
- Похож ли летний дождь на осенний? (летом идут грибные, слепые , озорные дожди. Осенью дождь моросящий, затяжной , холодный). А зимой дождь превращается в снег.
ИЛЛЮСТРАЦИИ :
Так чем же полезен дождь? (растениям он нужен для роста);
Человеку облегчает труд поливает огороды
Летом дождь спасает от жары и людей и животных
Опыт № 2
Форма дождевых капель при приземлении.
Наполни пипетку чистой водой. Держи пипетку на высоте примерно 30 см над бумагой и капни одну каплю воды. Обведи край капли фломастером или ручкой. Повтори действия. Получились капли одной формы? Вывод: все капли разной формы.
Какой бывает дождь? Обогащаем словарь детей.
Цель игры: обогащать словарь детей новыми словами.
Стихи к игре:
Дождик крапал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А еще есть грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку…
Вот так много есть дождей
Для растений и людей (О. Григорьев)
Как играть: Какой бывает дождь – кто больше красивых слов о дожде услышал? Собираем все слова из стихотворения.
Можно провести игру со словами в игровой форме - нарисовать тучку, а на земле цветочек. Нужно помочь тучке полить цветочек. Одно слово – определение из стихотворения - это одна капелька дождя, которую мы рисуем (проводим линию от тучки к цветку). Задача – сделать настоящий ливень, то есть подобрать как можно больше слов о дожде из стихотворения.
Рефлексия:
На этом наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали?
Что было для вас самым интересным? Что вас удивило больше всего?
- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и я хочу наградить каждого из вас медалью, на ней написано « Маленький учёный». Это значит , что вы и дальше будете узнавать много нового и интересного, проводить чудесные и необычные опыты.( вешаю медальки в форме капелек на грудь каждого ребёнка)
И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему:"Откуда дождь пришёл"
В занятии даётся материал по ознакомлению дошкольников с видами облаков и дождя,подораны стихи о дожде ,примеры составления цепочек слов,описан опыт " домашнее облако". Конспект интег...
Проект ознакомления дошкольников с круговоротом воды в природе на тему: «Откуда дождь пришёл?»
Цели:· формирование представлений о здоровом образе жизни;· организация рациональной двигательной активности детей;·...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Откуда берутся облака и дождь?»
Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы. Познакомить с разнообразием облаков и видами осадков....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Откуда дождь пришёл»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Откуда дождь пришёл»...
Конспект занятий. Экспериментальная деятельность на тему «Откуда берется дождь?»
Конспект занятий по экспериментальной деятельности.Тема «Откуда берется дождь?»Цель: ознакомление детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя.Зада...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Откуда дождь пришёл?!»
Конпект занятия...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Откуда берутся облака и дождь?»
Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы. Познакомить с разнообразием облаков и видами осадков.Дать понятия: как образуется дождь и облака. Значение дождя для окружающей природы....