ПРОЕКТ: «Водичка, вода без тебя нам никуда»
проект по окружающему миру на тему
В ряду актуальных проблем современности стоит катастрофическое ухудшение экологической обстановки. Ученые всё чаще говорят о том, что на Земле недостаточно пресной воды!
Культуру рационального природопользования необходимо начинать формировать с самого раннего возраста.
Известно, что основы личности, позитивное отношение к природе, окружающему миру закладываются в дошкольном детстве. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
Поэтому очень важно научить дошкольников бережному отношению к ресурсам Земли, в том числе к водным ресурсам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda_2.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР – детский сад «Светлячок»
ПРОЕКТ
«Водичка, вода без тебя нам никуда»
Проект составлен:
Воспитателями старшей группы: Дьяковой М.В.
Байкаловой Л.С.
г. Черногорск
2013 - 2014
Актуальность проекта
В ряду актуальных проблем современности стоит катастрофическое ухудшение экологической обстановки. Ученые всё чаще говорят о том, что на Земле недостаточно пресной воды!
Культуру рационального природопользования необходимо начинать формировать с самого раннего возраста.
Известно, что основы личности, позитивное отношение к природе, окружающему миру закладываются в дошкольном детстве. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
Поэтому очень важно научить дошкольников бережному отношению к ресурсам Земли, в том числе к водным ресурсам.
Дети по своей природе – исследователи. Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Умозаключения детей, полученные на собственном практическом опыте, более ценны. Задача педагогов дошкольных образовательных организаций – не на словесной информации, а с помощью организации исследовательской деятельности, опираясь на практический опыт детей формировать бережное отношение к использованию водных ресурсов.
Цель проекта: создать условия для формирования у детей бережного отношения к использованию водных ресурсов.
Задачи:
- Расширять у детей знания экологического содержания, отражающие взаимосвязи в природе, место и роль человека во взаимоотношениях с природой.
- Показать значение водных ресурсов в жизни живых существ и человека.
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе, установив взаимосвязь со свойствами воды.
- Воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности и её результатам, развивать умение самостоятельно устанавливать причинно–следственные связи.
- Вовлекать дошкольников и их семьи в практическую деятельность по экономии воды и сохранению водных ресурсов.
- Помочь приобрести родителям и детям опыт партнерского, доверительного взаимодействия друг с другом в совместной исследовательской, художественно – дизайнерской деятельности.
- Создать новые методические разработки для работы с детьми и родителями по проблемам сбережения водных ресурсов в семье.
Срок реализации проекта: в течение месяца
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный: подбор необходимых материалов, оборудования, игровых атрибутов и пр.
2 этап – практический: реализация проектных мероприятий.
3 этап – заключительный: подведение итогов реализации проекта.
Формы работы:
- Имитационное моделирование – моделирование жизненно важных затруднений и поиск путей их решения.
- Технология эстетической направленности – организация выставок, конкурсов, оформление альбомов, фотогазет.
- Формирование сообщества семей участников проекта: анкетирование, экскурсии, домашние исследования, оформление информационных листовок, старт-праздник, составление писем, встречи с «интересными» людьми.
- Использование информационных технологий: просмотр видеороликов, слайд-презентаций.
Предполагаемые результаты:
Результативность проектных мероприятий определяется по трём составляющим:
Дети могут иметь представления:
- о навыках бережного отношения к использованию воды;
- о значении воды в соблюдении культурно – гигиенических навыков;
Могут знать:
- через лабораторные опыты узнают о свойствах, признаках, значении воды в нашей жизни, жизни живых организмов;
- о круговороте воды в природе;
- расширить знания как опасно загрязнение водоемов для животных, птиц и людей;
Могут уметь:
- удовлетворять свою познавательную активность;
- закреплять результаты наблюдений: откуда берется водопроводная вода, какой сложный путь она проделывает из реки через водоочистительные сооружения;
- развивать умение самостоятельно устанавливать причинно–следственные связи.
План проектных мероприятий
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 этап - подготовительный | |||
1 | Чтение художественной литературы, рассказов, сказок, стихов, загадок о воде. | ежедневно | воспитатели |
2 | Рисование: «Весенний дождик», «Вода – животный и растительный мир». «Радужные капельки». | ежедневно | воспитатели |
3 | Коллаж «Помощница вода». | 1 неделя проекта | воспитатели воспитанники родители |
4 | Информационные листовки. «Презентация проекта для родителей». | 1 неделя проекта | воспитатели воспитанники |
2 этап - практический | |||
1 | Обыгрывание ситуации «Телеканал детского сада представляет. Нужна ли людям вода?» | 2 неделя проекта | воспитатели воспитанники |
2 | Придумывание и обыгрывание этюдов «Капелька веселая, грустная». | 2 неделя проекта | воспитатели музыкальный руководитель |
3 | Экскурсия «Где живет Капелька воды?». | 2 неделя проекта | воспитатели воспитанники |
4 | Опыты, исследования: «Какая бывает вода?», «Очищение воды», «Свойства воды» и др. | 2 неделя проекта | воспитатели воспитанники |
5 | Наблюдение за природными явлениями: облаками, тучами, снегом. | ежедневно | воспитатели |
6 | Гигиенические процедуры с водой: обливание, полоскание, умывание и прочее. | ежедневно | воспитатели медицинский работник физинструктор |
7 | Домашние исследования потребления воды дома. «В круговороте дел – вода». | 2 неделя проекта | воспитанники родители |
8 | Беседы о бережном отношении к воде. «Безопасное поведение на воде и на замерзших водоемах», «Где спряталась вода», «Уроки Айболита», «Вода - начало всех начал», «Как используется вода для лечения». Оформление зала и группы к празднику, посвященному Капельке. | в течении месяца | воспитатели |
10 | Слушание музыки: шум воды,различные мелодии, подражающие шуму воды. | в течении месяца | воспитатели музыкальный руководитель |
11 | Разучивание песен о воде. Игра-драматизация «Ручеек», этюды. | в течении месяца | воспитатели музыкальный руководитель |
12 | Праздник «В гостях у Капельки воды». | конец второй недели | воспитатели музыкальный руководитель |
13 | Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр и экспериментирования. | 3 неделя проекта | воспитатели воспитанники |
14 | Сюжетно-ролевые игры «Путешествие Капельки», «Один день из жизни Капельки», «Насосная станция». | 3 неделя проекта | воспитатели воспитанники |
15 | Встречи с интересными людьми. Знакомство с процессом очищения воды; с профессиями людей, причастных к этому процессу (инженер, лаборант, водопроводчик и т.д.). | 3 неделя проекта | воспитатели родители |
16 | Конструирование очистных сооружений. | 3 неделя проекта | воспитатели родители |
17 | Лепка «Водонапорная башня». | 3 неделя проекта | воспитатели родители |
18 | Рассматривание сюжетных картин из серии «Круговорот воды в природе», иллюстрации о воде. | 4 неделя проекта | воспитатели |
19 | Дидактические игры: «Для чего и для кого нужна вода?», «Круговорот воды в природе». | в течении месяца | воспитатели |
20 | Игра-театрализация «В круговороте воды». | 4 неделя проекта | воспитатели музыкальный руководитель |
21 | Создание схем, моделей круговорота воды в природе; состояния воды. | 4 неделя проекта | воспитатели воспитанники родители |
22 | Подвижные игры-эстафеты «Кто больше принесет воды?». «Кто быстрее перельет воду?». Игры малой подвижности и хороводные: «Ручеек», «Реченька», «Водоносы». | в течении месяца | воспитатели |
23 | Мультимедийная презентация – «Водные ресурсы Хакасии». Сочинение сказок, рассказов «Приключение Капельки воды». | 4 неделя проекта | воспитатели воспитатели воспитанники |
24 | «Круглый стол» для семей воспитанников – обсуждение развития проекта «Что я хочу написать Капельке?». Задание: «Письма к чистой Капельке воды». | 4 неделя проекта | воспитатели воспитанники родители |
3 этап - заключительный | |||
25 | Конкурс и выставка работ «Письма к чистой Капельке воды». | 4 неделя проекта | родители |
26 | Мультимидийная презентация по итогам проекта «Водичка, вода без тебя нам никуда». Освещение проекта в средствах массовой информации. Выставка лучших работ всех участников проекта в Детском саду. Отзывы о проекте участников. | 4 неделя проекта | воспитатели |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Описание опытов:
1. Опыт «Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положили палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
2. Опыт «У воды нет вкуса»
Предлагаем детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
3. Опыт «Что в воде растворяется»
В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются. У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положили обычный песок и пробуем размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взяли другой стаканчик и насыпали в него ложечку сахарного песка, размешали его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать). Дети размешали акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
4. Опыт «Лёд – твёрдая вода»
Взяли кубики льда. Поместили их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети следят за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратили их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
5. Опыт «Лёд легче воды»
Спросили детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушали ответы детей, а затем провели опыт: опустили кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставили лёд в стаканчиках и посмотрели, что с ним произойдёт. Он растаял.
6. Опыт «Пар – это тоже вода»
Взяли термос с кипятком. Открыли его, чтобы дети увидели пар. Поместили над паром стекло или зеркальце. На нём выступили капельки воды. Пар-это тоже вода.
7.Опыт. «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Дали детям стаканчики с водой разной температуры. Дети, рукой дотронувшись до стакана, определили, в каком стаканчике вода холодная, а в каком - горячая. Педагог объясняет, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Обсудили с детьми, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
8. Опыт «Как вытолкнуть воду?»
Цель опыта – сформировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Используемое оборудование и материалы: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). Дети затрудняются с решением. Взрослый предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
9. Опыт: «Животворное свойство воды»
Заранее срезанные веточки быстро распускающихся деревьев (тополя, сирени, березы, каштана, др.) поставили в сосуд с водой, прошло некоторое время и веточки стали оживать (лопались почки и появлялись листочки), а тополь даже пустил корни. Вместе с детьми рассматривали веточки и объясняли детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Вывод: Вода - источник жизни.
10. Опыт: «Делаем облако»
Педагог налил в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положила на противень несколько кубиков льда и поставила его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охладился. Содержащийся в нем водяной пар конденсировался, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. Взрослый объясняет детям. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
11. Опыт «Научи яйцо плавать»
Материалы: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Положили сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустилась на дно стакана. Вынули яйцо из стакана и растворили в воде несколько ложек соли. Опустили яйцо в стакан с солёной водой – яйцо плавает на поверхности воды. Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Беседы:
Обязательное условие для формирования у детей экологической культуры отношения к воде – речевое общение с детьми на тему «Значение воды в жизни живых существ и человека». У воды есть великая забота - поить всех обитателей Земли. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса, без нее не могут жить звери, птицы и люди. Вода работает на гидростанциях – добывает электрический ток. И моет всех тоже вода: умывает людей, моет машины, улицы и так далее. А еще по воде плывут корабли, пароходы, перевозят тяжелые грузы и людей. Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать бумагу для книжек и тетрадей, ни ткань для одежды, ни металл, ни конфетку, ни лекарств – ничего не сделаешь без воды! Вот она какая, вода! Вода чистой приходит к нам в дом, тысячи людей заняты на ее очистке. И мы должны запомнить, что надо беречь каждую капельку этой живительной жидкости. При утечке воды из крана за сутки набегает целое ведро воды. Сколько ведер набежит за неделю? Много это или мало? Если мы чистим зубы, не закрыв кран, то напрасно расходуем 3 литра воды (показываем детям 3х литровую банку), а если кран закрыт и налита вода в стакан, то, сколько мы расходуем воды (показываем детям стакан). Так как же следует чистить зубы, чтобы напрасно не расходовать воду? Можем ли мы так сделать в детском саду и дома? Что же можно делать, чтобы беречь воду?
Закреплять представления детей о воде помогали интегрированные занятия в бассейне с целью:
* Познакомить детей с круговоротом воды в природе; закреплять культурно – гигиенические навыки;
* закреплять результаты наблюдений: откуда берется водопроводная вода, какой сложный путь она проделывает из реки через водоочистительные сооружения;
* расширять знания как опасно загрязнение водоемов для животных, птиц и людей;
1. «Добрым хозяином будь!».
Бережное и экономное использование природных ресурсов. Экологическая культура организации жизненного пространства: моя комната, моя квартира, наш дом, эко-дизайн жилых помещений, классов, школы на основе использования вторичного материала. Исследования качества использования энергоресурсов и водных ресурсов в бытовых условиях и предложения по их экономии. Разработка памятки и рекомендаций «Добрым хозяином будь!». Фантазируем и создаем вместе: разработка и презентация модели будущего эко-города с использованием вторичных материалов. «Дневники добрых дел».
- «Реки, родники, пруды - нет жизни без воды!».
Вода – уникальный ресурс жизни на Земле. Как мы расходуем воду. Лаборатория юного гидролога: исследование и оценка состояния водных ресурсов своей местности (родник, ручей, озеро, река, пруд и др.). Сохранение водных ресурсов, лечебные и целительные свойства воды, местные водные ресурсы. Знаменитые курорты Урала с лечебной минеральной водой. Влияние деятельности человека на состояние водных ресурсов. Правила экологически грамотного использования водных ресурсов в природе. Экологические знаки, защищающие водные объекты в природе. Профессии, связанные с исследованиями воды, улучшением её качества, и использования в практической жизни. Маршруты семейного водного эко-туризма.
- Лаборатория юных исследователей (вода, воздух, почва).
Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды. «Лаборатории юных физиков, химиков, экологов»: мониторинговые исследования воды, воздуха, почвы в природе и лабораторных условиях. Результаты экомониторинга и оценка экологического состояния окружающей среды своего края, города, села, леса, парка и др. Акции по защите и восстановлению здорового состояния ближайшего природного и социального окружения (двор, парк, сад, участки леса, родники и др.). Разработка экологических паспортов дома, класса, школы при активном участии учителей, педагогов, родителей, жителей, социальных партнеров; разработка настольных экологических игр, проведение экологических конкурсов и соревнований по защите окружающей среды своей малой родины и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К проекту Занятие «Вода, вода – кругом вода»
Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде....
К проекту Занятие «Водичка, водичка ...»
Цель:Познакомить детей со свойствами предметов в воде и закрепить понятия «легкое – не тонет», «тяжелое – тонет»).Учить детей играть с водой с разными игрушками.Расширить словарный запас «журчит», «ки...
Совместная деятельность педагогов родителей и детей в форме КВН "Вода!Вода!Вода!"
Мы участвуем в международной экологической программе "Эко-школы/Зеленый флаг" В рамках этой программы наша группа ведет проект "Водные ресурсы" с детьми подготовительной группы....
Проект Тема: « Водичка, водичка умой моё личико…» Для детей первой младшей группы (возраст 2-3 года)
Цель проекта: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.Задачи проекта:ü обеспечить благоприятн...
ОХ вода, вода, вода- не боимся мы тебя
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА 1. Полное название проекта: «ОХ вода,вода,вада- не боимся мы тебя».2. Автор проекта: Романченко Ксения Ивановна3...
Проект "Ах, вода-водичка!"
Проект "Ах, вода - водичка!"...