Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Сформировать представление у детей о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое (из твёрдого в жидкое, из жидкого в пар и наоборот).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.-podgot_gr._vodolyandiyadoc.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД. Волшебница вода.
Цель: Сформировать представление о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое (из твёрдого в жидкое, из жидкого в пар и наоборот).
Задачи:
- В ходе экспериментальной деятельности выявить зависимость состояния воды от внешних факторов окружающей среды: тепла, холода.
- Развивать умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи в процессе проведения опыта.
- Активизировать в речи детей употребление качественных прилагательных (белый, рыхлый, рассыпчатый, мокрый, холодный).
- Использовать модель «маленькие человечки» при знакомстве с разными состояниями воды.
- Знакомить с безопасными для жизни человека действиями при проведении опытов.
- Воспитывать интерес к познанию окружающей действительности в процессе проведения опытов.
Оборудование:
- Стакан с горячей водой.
- Стакан с холодной водой.
- Тканевая салфетка.
- Тарелка с двумя кусочками льда.
- Ложка.
- Тарелка со снегом.
- Чайник.
- Пустая банка.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправимся в чудесную страну Водоляндию. Мы полетим туда на ковре-самолёте. Проходите, присаживайтесь. Закройте, пожалуйста, глазки, почувствуйте, как мы поднимаемся. Ой, ребята, а наверху дует ветер, держитесь крепче, чувствуете, как он раскачивает нас из стороны в сторону.
А пока мы летим, давайте поиграем в игру «Вода какая?» (дети называют прилагательные о воде по цепочке).
Вот мы с вами и на месте. Проходите, пожалуйста, за столы.
- А скажите мне, пожалуйста, может ли вода быть в твёрдом состоянии? (ответы детей).
- А как ты думаешь? (спросить всех детей)
-Да, мнения разделились.
-А вот некоторые думают, что вода бывает в твердом состоянии.
-Скажи (имя ребенка), а как может выглядеть твердая вода?( А ты как думаешь?). Снег, лед.
- А как же нам узнать, являются ли снег и лед водой? (ответы детей).
- А может быть это совсем не вода? (ответы детей).
- Кто же прав? (ответы детей).
- Как же нам это проверить? (ответы детей).
- Посмотрите внимательно на тарелочки, в которых лежит лёд. Как узнать вода это или нет? (ответы детей).
- А давайте это проверим.
-У каждого в тарелочке два кусочка льда. Сравните их. Возьмите один в руки.
-Что вы можете сказать о кусочке льда? Какой он? (холодный, прозрачный, скользкий, мокрый, твёрдый). Спросить всех по цепочке.
-А вспомните, пожалуйста, лёд на лужах? Какой он? (грязный, тонкий, хрупкий). А на реке? (толстый, твёрдый).
- Давайте вспомним, где зимой можно встретить лёд в природе? (ответы детей).
- А можно ли встретить лёд летом? (ответы детей).
- А почему он там не тает? (потому что температура на Северном полюсе даже летом низкая, ниже чем температура, при которой тает снег).
- А дома можно встретить лёд? А почему он там не тает? (ответы детей).
-Сравните лёд в вашей руке со льдом в тарелочке. Что с ними случилось? (Ответы детей) Почему лёд в руке растаял быстрее, чем в тарелочке? (ответы детей).
-Действительно температура нашей руки выше температуры помещения. Что появилось в вашей ладошке, пока вы держали лёд? А откуда она взялась? Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей).
-Получается, что лед от тепла или при повышении температуры переходит из твердого состояния в жидкое.
А обратно из жидкого состояния в твердое может вода переходить? Где мы можем это наблюдать? (Зимой замерзают реки, поздней осенью лужи покрываются льдом). Это значит, что при замерзании вода превращается в лед.
-Ребята, как вы думаете, что такое снег? (это много снежинок). А что такое снежинка? (ответы детей).
- Снежинка – это капелька воды, которая превратилась в кристаллик, кристаллики соединились и с тали снежинкой. А скажите пожалуйста, каким бывает снег? (мокрый, рыхлый, твёрдый, мягкий, блестящий, спрессованный).Спросить всех.
-Ребята, обратите внимание, перед вами два стакана. В одном холодная вода, а в другом горячая. А как вы думаете, растворится ли снег в стакане с холодной водой? (ответы детей, спросить всех). А в стакане с горячей водой?
-Давайте это проверим?
-Сделайте из снега по два одинаковых комочка. Положите по одному комочку в каждый стакан. Можно взять ложечку и размешать.
-Что произошло? (Ответы детей). В горячей воде растаял снег? А в холодной растаял? А растает ли в холодной воде?
-А какие выводы мы можем сделать? (ответы детей).
- Итак, снег в воде тает, то есть переходит из твёрдого состояния в жидкое.
-Ребята пускай наш комочек снега лежит в холодной воде, а пока я покажу вам ещё что-то интересное, выходите из-за столов. Садитесь на стульчики.
-Что вы видите на столе? (чайник, пустая банка). Как вы думаете, для чего нужен чайник? (ответы детей). Что с водой происходит в чайнике?(закипает).
-Сейчас я включу чайник. Послушайте внимательно, что происходит с водой? (закипает, пузырится, шипит). Вода начинает закипать. Меняется звук? (да, она булькает).
-я открою крышку чайника, что вы видите? (ответы детей). А откуда он взялся?
- Что происходит с водой, когда она начинает закипать? (Ответы детей).
(Обобщить ответы детей – пар получается при закипании воды, вода переходит из жидкого состояния в газообразное)
-Я приложу пустую банку к носику чайника. Что вы наблюдаете? (ответы детей). Действительно, банку заполняет пар, то есть мы видим, что вода перешла в газообразное состояние.
- Потрогайте банку, какой она стала? Верно, горячей. А как нужно обращаться с горячими предметами? (ответы детей). А что будет, если подставить руку под пар? (можно обжечься). Наша банка остыла, куда делся пар? (ответы детей). Что появилось на банке? (капельки). А откуда они взялись? Какой же можно сделать вывод?
Когда пар остывает, то превращается обратно в воду, то есть переходит из газообразного состояния в жидкое.
Хотите, я расскажу вам маленький секрет? В каждом предмете живут маленькие человечки. В кусочке льда маленькие человечки стоят на месте, и держатся за руки. Когда лёд тает и переходит в жидкое состояние, то маленькие человечки просто стоят, и за руки не держатся. В газообразном состоянии - они бегают . А теперь давайте поиграем в игру.
Проводится игра «Маленькие человечки». Вы будете изображать маленьких человечков, которые живут в разных состояниях воды и показывать, что они там делают, а я буду называть состояния воды (лёд, пар, жидкость).
-А теперь давайте вернемся за столы и посмотрим растаял ли снег в холодной воде? А почему растаял?(температура воды выше, чем температура снега). Получается, что снег тает и в горячей воде, и в холодной, но в холодной гораздо медленнее.
-Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем на наш ковёр-самолёт. А пока мы будем лететь, давайте поиграем в игру «Вопрос - Ответ». Я буду спрашивать, а вы отвечать по одному.
-Лед- это вода? Почему?
-Когда вода превращается в лед?
-Что нужно, для того чтобы лед растаял?
-Снег – это вода? Почему?
-Снег тает в воде? В какой?
-Одинаково ли быстро тает снег в воде?
-Когда образуется пар?
-Что образуется при остывании пара?
-Сколько состояний имеет вода?
-Какие?(ответы детей).
-А мы уже прилетели обратно в детский сад. И сейчас я предлагаю вам пойти в уголок ИЗО и нарисовать то, что вы узнали из путешествия в волшебную страну.
А потом мы с вами пойдем к детям старшей группы, покажем им наши рисунки и расскажем им, что нового и интересного о свойствах воды мы узнали в чудесной стране Водоляндии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вода, свойства воды». Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе. Работа в научных лабораториях.
Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"...
Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Вода-водица"
Знакомство с явлениями природы...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме: «Лаборатория доктора Пилюлькина и Медуницы»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15718180","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"389","width":"480"}}]]...
Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»
Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»Подготовила: воспитатель Васильева Светлана НиколаевнаЦели и задачи:...
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Вода - волшебница»
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе«Вода - волшебница»...