Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Вода - волшебница»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе
«Вода - волшебница»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_voda.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 482 г. Челябинска
Подготовила воспитатель: Чечулина С.В.
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе
«Вода - волшебница»
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Развивать речь, мышление, любознательность;
- Воспитывать экологическую культуру;
- Развивать умение делать выводы, умозаключения;
- Воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, кувшин с водой.
Методы и приемы:
Организационный момент:
-Художественное слово
-Уточнения, опросы, игровые приемы
-Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
-Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия
I часть: Вводная
Воспитатель:
Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Вот я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте.
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу
Дети: (Вода)
Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы будем говорить о воде.
Стихотворение про воду.
Дети:
Вода – источник жизни,
Источник светлых дней.
Взгляни безукоризненно
В стремительный ручей.
Напиться хочет каждый,
Ты реки береги,
Озёра, океаны
И малые пруды.
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода?
Дети: Чтобы купаться, мыть руки, поливать огород, поить животных, пить, поливать цветы и т. д.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а что станет, если вода исчезнет на земле?
Дети: Все люди погибнут, погибнет всё живое, умрут все животные, высохнут все реки и моря, будет пустыня.
Воспитатель: Ребята, а всякую ли воду можно пить?
Дети: Нет, пить можно только пресную воду.
Воспитатель: Верно. Но, к сожалению, запасов пресной воды на нашей планете становится всё меньше. Как вы думаете, должны ли мы её беречь? Если да, то как?
Дети: Нужно закрывать краны, надо расходовать воду экономно, нельзя загрязнять реки, озёра, водоёмы, нельзя бросать мусор в воду, нельзя мыть велосипеды, машины возле водоёмов.
Воспитатель: А хотите больше узнать о воде? Мы сегодня с вами станем исследователями. А вы знаете, кто такие исследователи?
Дети: Исследователи – это люди, которые изучают природу, всё, что нас окружает.
II часть: Опыты
Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик.
Воспитатель: Какой формы эти предметы?
Дети: Кубик, шарик.
Воспитатель: А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
Какого цвета вода?
Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден.
Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода - прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
Вода – растворитель.
Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.
Дети: Нет, вода безвкусная.
Воспитатель предлагает детям размешать в одном стакане сахар, а в другом–соль. После растворения веществ, воспитатель предлагает попробовать снова воду на вкус.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Воспитатель: Вывод: своего вкуса у воды нет, но она приобретает вкус, когда в неё что-то добавить. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
Дети: Растворились.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
Воспитатель: Что же мы видим?
Дети: Вода помутнела, мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.
Воспитатель: Правильно, дети. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: Ребята, а есть ли у воды запах?
Дети: Нет
Воспитатель предлагает размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предлагает понюхать воду.
Воспитатель: Ребята, а сейчас у воды есть запах?
Дети: У воды появился запах.
Воспитатель: Ребята, вы должны знать, что, растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Воспитатель снова использует алгоритмы, символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
Фильтрование воды.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? Дети: Иванушка превратился в козлёнка.
Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?
Дети: Потому, что она грязная.
Воспитатель: Правильно, потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Итог занятия:
При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.
Эта презентация знакомит только с частью нашей работы с детьми по экологическому воспитанию - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...
Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Вода-водица"
Знакомство с явлениями природы...
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница водица»
Занятие направлено на ознакомление детей со свойствами воды, обучению навыкам проведения лабораторных опытов, закреплению умения работать с посудой, развивитю речи, мышления, любознательно...
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница водица»
Занятие направлено на ознакомление детей со свойствами воды, обучению навыкам проведения лабораторных опытов, закреплению умения работать с посудой, развивитю речи, мышления, любознательно...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»
Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»Подготовила: воспитатель Васильева Светлана НиколаевнаЦели и задачи:...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода»
Цель: формирование представлений детей о воде и её свойствах.Задачи:Обучающие:- уточнить и расширить знания детей о воде и её свойствах;- продолжить закреплять умения в установлении причинно...