«Природа и мы. Сказка и грибы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками, учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображения; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по окружающему миру. | 20.81 КБ |
загадки о лекарственных растениях. | 559 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ «ОЦ»с. Лопатино с/п детский сад «Улыбка»
Интегрированное занятие
Ознакомление с окружающим миром
(подготовительная группа)
«Природа и мы. Сказка и грибы».
Составила воспитатель:
Протасова Нина Викторовна
2015год.
Природа и мы. Сказка и грибы.
Цели: Закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками, учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображения; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.
Материалы и оборудование: Компьютер ,экран, проектор, слайд-шоу с изображением лекарственных растений; грибов, простой графитный карандаш, акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор).
Ход занятия
Вводное слово воспитателя.
- Как чудесен лес осеню! Все знакомые деревья приоделись в разноцветные наряды, то здесь, то там вспыхивают ярко огненной листвой, радуясь последнему солнышку в ожидании долгой и холодной зимы. Невозможно погожим осенним деньком усидеть дома, так и хочется побродить по тропинкам меж деревьев, вдохнуть свежий лесной воздух, наполненный новыми осенними запахами леса. Что нам дарит осенний лес? (Грибы, осенние ягоды, орехи, желуди) Сегодня нас приглашает в лес гриб боровик. Для вас он приготовил интересные задания.
Беседа на тему «Природа и мы»
Послушайте стихотворение «Зеленая аптека».
Если кто то простудился,
Голова болит, живот.
Значит надо подлечиться,
Значит в путь- на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята.
Вот «зеленая аптека»
Помогает вам, ребята!
- О каком значении растений говорится в этом стихотворении?
- А как правильно собирать лекарственные растения?
- Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – время цветения, цветы – в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни – осенью.
- Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
- Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
- Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
- Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
- Сушить лекарственные растения нужно без промедления хорошо проветриваемом месте.
Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках- например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник. Все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача.
- В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!
Растительные ягоды в малых дозах используются как лекарство.
- Помните, что незнакомые растения нельзя рвать, нюхать, брать в рот. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогают им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех ,умеющих их тайну разгадать.
Лес как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)
- У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка.
Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая? (Ромашка)
-Ромашка – переводится как «милая простота». Давным – давно она приехала к нам из далекой Америки. Раньше она была обыкновенным сорняком. Чем же она полезна?
Если случится вам простудится,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, к которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
- У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.
Тонкий стебелек дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
- Существует легенда о том, как были открыта целебные войства подорожника. «Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за порота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из глаз».
У подорожника используются листья. Они оживляют раны, помогают при ушибах.
- Отгадайте другие лекарственные растения и покажите картинку- отгадку:
Жжется, а не огонь;
Злая а людей лечит.
Что это? (Крапива)
Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки (Брусника)
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке (Шиповник)
-Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осеню, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.
-Давайте поиграем в больницу. Подумайте, как можно вылечить наших зверят?
- У нашего Мишки горло. Что нужно сделать?(Дети советуют) Ему нужен отвар ромашки.
- А у нашей Лисички простуда – ей нужен отвар мать – и - мачехи, чабреца.
- У обезьянки слабость, нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
- Давайте сделаем отвары лекарственных трав, и нашим зверькам станет намного легче.
Рисование «Сказка о грибах»
Каждый гриб имеет свой характер. Чем отличаются грибы друг от друга? (Они разного цвета, одни большие, другие маленькие, у одних толстые, а у других тонкие ножки.) Может ли гриб иметь свой характер? Какой характер может быть у мухомора? Он, наверное, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой. Какой характер может быть у подосиновика? (Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпку заползла улитка.) Какой может быть поганка? (Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой.)
-Какими красивыми мы можем изобразить грибы? (Шляпки у грибов могут быть разноцветными, а ножки - светлыми) Рассмотрите фотографии разных грибов. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края. Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящих. Но у него обязательно должен быть свой характер. Начинайте работу со шляпки, затем пририсовывайте ножку. Не забудьте, что наши грибы не растут в пустоте – необходимо сделать фон. Какой? (Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веток.)
Дети самостоятельно рисуют грибы.
Итог занятия.
- Давайте все грибы посадим на общую полянку. Попробуйте угадать характер грибов своих товарищей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадай загадки Есть один такой цветок Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка; Был цветок и нет цветка . Листик с глянцем, Ягодки с румянцем, А сами кусточки- Не выше кочки?
Стоит в лесу кудряшка- Белая кудряшка, В середине золотая, Кто она такая? Тонкий стебелек дорожки, На конце его сережки. На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он как хороший друг, Лечит ранки ног и рук.
Жжется, а не огонь Злая а людей лечит. Что это? Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка: Там красные таблетки Развешаны на ветке
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОСЕННЯЯ СКАЗКА – ПО ГРИБЫ»
ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОСЕННЯЯ СКАЗКА – ПО ГРИБЫ»...
«Игра-драматизация сказки «Под грибом» В.Г. Сутеева
КОНСПЕКТорганизация непосредственно-образовательной деятельности «Игра-драматизация сказки «Под грибом» В.Г. СутееваОбразовательная область «Социализация»...
План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"
Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...
Сценарий сказки «Под грибом» (по мотивам сказки В.Сутеева Под грибком ). для театрализованного представления детьми старшего дошкольного возраста.
Развивать исполнительские способности детей: умение изменять голос, мимику, изображать героев знакомой сказки. ...
Авторская экологическая сказка "Под грибом" (по мотивам сказки В.Сутеева)
Сказка объясняет детям какой вред может нанести природе человек. Воспитывает бережное отношение к природе....
Драматизация сказки «Под грибом» (в стихах по сказке В. Г. Сутеева)
Цель: Способствовать формированию навыков социального взаимодействия детей средствами игровой деятельности.Задачи:- Обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к творчеству, к театральной культу...
Сценарий сказки “Под грибом” по мотивам сказки В.Сутеева “Под грибом”.
Сценарий в стихах....