«Природа и мы. Сказка и грибы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Царева Нина Викторовна

 Закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками, учить правильному поведению в природе; познакомить  с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это  в рисунке, воображения; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГБОУ СОШ «ОЦ»с. Лопатино с/п детский сад «Улыбка»

Интегрированное занятие

Ознакомление с окружающим миром

(подготовительная группа)

     «Природа и мы. Сказка и грибы».

                                                               

                                                                  Составила воспитатель:

Протасова Нина Викторовна

2015год.

Природа и мы. Сказка и грибы.

Цели: Закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками, учить правильному поведению в природе; познакомить  с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это  в рисунке, воображения; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.

Материалы и оборудование: Компьютер ,экран, проектор, слайд-шоу с изображением  лекарственных растений; грибов, простой графитный карандаш, акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор).

Ход занятия

Вводное слово воспитателя.

- Как чудесен лес осеню! Все знакомые деревья приоделись в разноцветные наряды, то здесь, то там вспыхивают ярко огненной листвой, радуясь последнему солнышку в ожидании долгой и холодной зимы. Невозможно погожим осенним деньком усидеть дома, так и хочется побродить по тропинкам меж деревьев, вдохнуть свежий лесной воздух, наполненный новыми осенними  запахами леса. Что нам дарит осенний лес? (Грибы, осенние ягоды, орехи, желуди) Сегодня нас приглашает в лес гриб боровик.  Для вас он приготовил интересные задания.

Беседа на тему «Природа и мы»

Послушайте стихотворение «Зеленая аптека».

Если кто то простудился,

Голова болит, живот.

Значит надо подлечиться,

Значит в путь- на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василек, шалфей и мята.

Вот «зеленая аптека»

Помогает вам, ребята!

- О каком значении растений говорится в этом стихотворении?

- А как правильно собирать лекарственные растения?

  • Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – время цветения, цветы – в начале цветения, плоды -  в период полного созревания, корни – осенью.
  • Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
  •  Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
  • Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
  • Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
  • Сушить лекарственные растения нужно без промедления хорошо проветриваемом месте.

Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках- например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник. Все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача.

  • В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

Растительные ягоды в малых дозах используются как лекарство.

- Помните, что незнакомые растения нельзя рвать, нюхать, брать в рот. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогают им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть  в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех ,умеющих их тайну разгадать.

Лес как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

 В каждой травке,  в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Воспитатель предлагает детям  отгадать загадки.

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)

- У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка.

Стоит в лесу кудряшка –

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая? (Ромашка)

-Ромашка – переводится как «милая простота». Давным – давно она приехала к нам из далекой Америки. Раньше она была обыкновенным сорняком. Чем же она полезна?

Если случится вам простудится,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, к которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

- У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.

Тонкий стебелек дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

- Существует легенда о том, как были открыта целебные войства подорожника. «Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за порота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из глаз».

У подорожника используются листья. Они оживляют раны, помогают при ушибах.

- Отгадайте другие лекарственные растения и покажите картинку- отгадку:

Жжется, а не огонь;                      

Злая а людей лечит.

Что это? (Крапива)

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки (Брусника)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешаны на ветке (Шиповник)

-Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осеню, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.

-Давайте поиграем в больницу. Подумайте, как можно вылечить наших зверят?

- У нашего Мишки горло. Что нужно сделать?(Дети советуют) Ему нужен отвар ромашки.

- А у нашей Лисички простуда – ей нужен отвар мать – и - мачехи, чабреца.

- У обезьянки слабость, нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

- Давайте сделаем отвары лекарственных трав, и нашим зверькам станет намного легче.

Рисование «Сказка о грибах»

Каждый гриб имеет свой характер. Чем отличаются грибы друг от друга? (Они разного цвета, одни большие, другие маленькие, у одних толстые, а у других тонкие ножки.) Может ли гриб иметь свой характер? Какой характер может быть у мухомора? Он, наверное, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой  шляпкой. Какой характер может быть у подосиновика? (Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпку заползла улитка.) Какой может быть поганка? (Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой.)

-Какими красивыми мы можем изобразить грибы? (Шляпки у грибов могут быть разноцветными, а ножки - светлыми) Рассмотрите  фотографии разных грибов. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края. Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящих. Но у него обязательно должен быть свой характер. Начинайте работу со шляпки, затем пририсовывайте ножку. Не забудьте, что наши грибы не растут  в пустоте – необходимо сделать фон. Какой? (Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веток.)

Дети самостоятельно рисуют грибы.

Итог занятия.

- Давайте все грибы посадим на общую полянку. Попробуйте угадать характер грибов своих товарищей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СОШ «ОЦ»с. Лопатино с/ п детский сад «Улыбка» Лекарственные растения . 2015 год.

Слайд 2

Отгадай загадки Есть один такой цветок Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка; Был цветок и нет цветка . Листик с глянцем, Ягодки с румянцем, А сами кусточки- Не выше кочки?

Слайд 3

Стоит в лесу кудряшка- Белая кудряшка, В середине золотая, Кто она такая? Тонкий стебелек дорожки, На конце его сережки. На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он как хороший друг, Лечит ранки ног и рук.

Слайд 4

Жжется, а не огонь Злая а людей лечит. Что это? Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка: Там красные таблетки Развешаны на ветке

Слайд 5

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОСЕННЯЯ СКАЗКА – ПО ГРИБЫ»

ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «ОСЕННЯЯ СКАЗКА – ПО ГРИБЫ»...

«Игра-драматизация сказки «Под грибом» В.Г. Сутеева

КОНСПЕКТорганизация непосредственно-образовательной деятельности «Игра-драматизация сказки «Под грибом» В.Г. СутееваОбразовательная область «Социализация»...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Сценарий сказки «Под грибом» (по мотивам сказки В.Сутеева Под грибком ). для театрализованного представления детьми старшего дошкольного возраста.

Развивать исполнительские способности детей: умение изменять голос, мимику, изображать героев знакомой сказки. ...

Авторская экологическая сказка "Под грибом" (по мотивам сказки В.Сутеева)

Сказка объясняет детям какой вред может нанести природе человек. Воспитывает бережное отношение к природе....

Драматизация сказки «Под грибом» (в стихах по сказке В. Г. Сутеева)

Цель: Способствовать формированию навыков социального взаимодействия детей средствами игровой деятельности.Задачи:- Обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к творчеству, к театральной культу...