Конспект НОД "К нам весна идёт" (интегрированное, с элементами ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Уточнить и систематезировать знание детей о характерных признаках весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_sredney_gruppe_na_temu.docx | 443.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе на тему:
«К нам идёт весна»
(с элементами ТРИЗ)
Составила и провела: Воспитатель МКДОУ
«Шварцевский д/с» В.Е.Нечипорович
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
Задачи.
Образовательные:
Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить название весенних месяцев, весенних цветов (нарциссы, тюльпаны, мать – и – мачеха, подснежники), закреплять умение находить в одном объекте наличие двух противоречивых качеств.
Развивающие:
Развивать внимательность, наблюдательность, память, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.
Словарная работа: припекает, капель, проталины, почки, набухают, оттепель, трава – муравушка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о весне, рассматривание картин и иллюстраций о весне, весенних первоцветах, отгадывание загадок о весне, заучивание половиц и поговорок о весне, наблюдения на прогулках за изменениями в природе.
Материал: Картины о весне, ваза с веточкой черёмухи, зелёный луг с растущими одуванчиками(макет.)
Ход.
Дети сидят за столами. Звучит музыка. Раздаётся стук в дверь, входит Весна, в руках у неё красочный конверт.
Весна - Здравствуйте, ребята!
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна,
Зовут меня…
Дети: Весна.
Весна: Правильно, ребята, я весна. Вы рады весне? А какое у вас настроение, когда говорите о весне?
Дети: Мы рады приходу весны и настроение у нас хорошее, радостное, весёлое, прекрасное.
Весна: У меня конверт с загадками, я вам их сейчас загадаю, а вы попробуйте их отгадать.
- Клёнам, липам и дубочкам
Дарю новые листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга.
И на север провожаю Зимушку – зиму. (Весна)
- Шагает красавица.
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цвету. (Весна)
- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла… (Весна)
- Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
- Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной
- Снег и лёд на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна,
Значит, к нам пришла… (Весна)
Весна: Молодцы ребята, загадки вы отгадали правильно, мне пора уходить.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас весна.
Воспитатель: Правильно. Назовите весенние месяца.
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: А какой сейчас месяц весны?
Дети: Май.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на картину и скажите, художник изобразил на картине начало, середину или конец весны?
Дети: На картине художник изобразил начало весны.
Воспитатель: Дети, а почему вы думаете, что художник изобразил начало весны?
Дети:
Лежит снег, он потемнел.
Текут ручейки.
Дети пускают в ручейки лодочки.
Дети одеты в тёплую одежду: в курточки и шапочки.
Воспитатель: Вспомните, какие ещё изменения происходят в природе ранней весной?
Дети: Снег становится грязным и таит, капает капель с крыш домов, тают сосульки, ярче светит солнце и сильнее пригревает, появляются проталины, небо голубое, звонкое, появляются из под снега первые весенние цветочки, начинают прилетать с юга птицы.
Воспитатель читает стихотворение «Весенняя песенка» С.Маршака.
«Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки»
Воспитатель: Дети, посмотрите на эту картину. Как вы думаете, художник изобразил начало, середину или конец весны?
Дети: Художник на картине изобразил середину весны, потому что:
Птицы с юга прилетели.
Грачи вьют гнёзда.
Снега не видно, он растаял.
Появились весенние цветы мать-и-мачеха.
На деревьях появились почки, они набухают.
Воспитатель: Дети, вспомните, какие ещё изменения происходят в природе в середине весны?
Дети: Солнце светит ярче и сильнее пригревает, на улице становится теплей, дети и взрослые одеты в облегчённую одежду, повсюду слышно пение птиц, небо стало выше, звонче, облака плывут по небу высоко, день становится длинней, а ночи короче, лёд на реке растаял.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть ещё одну картину и спрашивает, что изобразил художник: начало, середину или конец весны?
Дети: Конец весны.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети:
Деревья нарядились в свой зелёный наряд.
Одуванчики цветут.
Травка выросла.
Ландыши цветут.
Яблони зацвели.
Воспитатель: Правильно, дети. А какие ещё изменения происходят в природе поздней весной?
Дети: На клумбах зацвели тюльпаны и нарциссы, солнце припекает, в огороде сажают семена и клубни овощей, птицы вьют гнёзда и откладывают яйца - выводят птенцов, люди сняли пальто и куртки, небо стало лазурное, цветут сады, цветёт сирень, черёмуха, появляются насекомые, майские жуки, иногда идёт дождь, в мае можно услышать гром.
Звучит музыка.
Воспитатель приглашает детей пройти на зелёный лужок, встать в кружок. Дети водят с воспитателем хоровод и поют песенку «Весенняя песенка» (слова Г.Бойко, музыка А.Филиппенко.)
Пришла весна,
Ой, пришла весна!
Погляди – ка, дружок,
Зеленеет лужок.
Припев:
Ярче солнышко сияй
Мы встречаем месяц Май!
Весна кругом,
Про неё поём.
Расцветай, зелен май,
Украшай наш край.
Припев.
Воспитатель: Весна самое красивое время года. Весной оживает, просыпается ото сна вся природа. Весной с юга прилетают птицы, которые радуют нас своим пением, появляется зелёная травка, деревья наряжаются в зелёный наряд, зацветают сады, цветы, появляются насекомые, цветёт сирень, черёмуха.
Воспитатель: Дети, а сейчас встаньте и подойдите к столу. Воспитатель обращает внимание детей на стоящую в вазе веточку черёмухи, предлагает её понюхать. Дети вам нравится запах черёмухи? Чем пахнет веточка черёмухи?
Дети: веточка черёмухи пахнет свежестью, весной.
Воспитатель: Дети, как надо относиться к природе?
Дети:
- Не ломать ветки деревьев.
- Не убивать насекомых.
- Не пугать птиц.
- Не рвать цветы.
- Не уносить домой птенцов.
- Не разорять гнёзда птиц.
- Не разводить в лесу костёр.
- Не оставлять на природе мусор.
- Не кричать громко в лесу.
Воспитатель:
«Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство.
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства»
Воспитатель: Дети, пройдите к столам и сядьте за столы. Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь его запомнить. Стихотворение называется «Черёмуха», написала стихотворение поэт Е.Благина.
«Черёмуха, черёмуха
Ты стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
А ты трава – муравушка
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего
Для Мая расцвела.
А вы берёзки тонкие,
Что нынче зелены?
- Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!
Воспитатель: Дети, как называется стихотворение, которое я прочитала и кто его написал?
Ответы детей: Черёмуха. Написала стихотворение поэт Елена Благина.
Воспитатель: Что поэт говорит о траве? Черёмухе? О берёзках? Почему вся природа ожила? Выслушивает ответы детей и предлагает детям ещё раз послушать стихотворение. Читает.
Раздаётся стук в дверь. Входят кукла Даша и Незнайка. Здороваются с детьми и говорят, что они проходили мимо садика и услышали, что дети учат стихотворение. Они тоже хотят его выучить.
Воспитатель: Проходите, гости дорогие. Усаживает их на стульчики и предлагает прочитать стихотворение для куклы Даши, потом для Незнайки, а затем одновременно для куклы и для Незнайки. (читают 3 ребёнка)
Гости: Спасибо вам, ребята, мы тоже запомнили стихотворение. Во дворе нас ждут друзья, мы им сейчас пойдём и прочитаем его. Прощаются с детьми и уходят.
Воспитатель: Молодцы, дети вы хорошо запомнили стихотворение, читали громко, выразительно.
Проводится физ.минутка «Одуванчики»
Дождик поливает, солнышко пригревает. ( дети сидят на корточках)
Одуванчики на полянке растут, их
Становится всё больше и больше. ( дети поочерёдно встают)
Вдруг налетел ветер, (раскачивание поднятыми вверх руками)
стал дуть на одуванчики.
Ветер подул ещё сильнее. (бег на носочках)
Вдруг с головок одуванчиков полетели
Там, где упали парашутики,
Снова будут расти одуванчики. ( дети встают)
Воспитатель: Дети, посмотрите в окошко. Скажите какое солнце? Как оно светит?
Дети: Солнце светит ярко, сильно пригревает, в группе очень тепло.
Воспитатель: Дети, а сейчас поиграем в игру «Хорошо – плохо»
Первая команда говорит: солнце светит – это хорошо.
Вторая команда говорит: солнце светит – это плохо.
«Хорошо»:
- Согревает.
- Радует.
- Можно гулять в облегчённой одежде.
- Можно загорать.
- Можно купаться в реке.
- Растения быстрее растут.
«Плохо»
- Тяжело дышать, когда жарко.
- Солнце жжёт.
- Когда очень жарко – хочется сильно пить.
- Солнце сушит кожу.
- Солнце испепеляет.
Звучит музыка (голоса птиц)
Воспитатель приглашает детей сесть за столы и нарисовать картинку о весне. Дети рисуют, по окончанию работы – рассматривают рисунки, обмениваются впечатлениями и делают выставку работ для родителей: «Весна красна»
Воспитатель: Дети, посмотрите кто то выглядывает из домика.
Дети: Солнышко.
Воспитатель:
«Солнышко нарядись,
Ясное покажись»
Выходит из домика ребёнок в костюме солнца, поворачивается вокруг себя.
(Проводится игра.)
Дети становятся в круг, идут по кругу, держась за руки, говорят слова:
«Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Сядь на пенёк,
Посвяти денёк»
По окончанию текста дети разбегаются, солнце их ловит. Воспитатель говорит: «Туча», дети становятся в круг и игра повторяется.
Воспитатель: Ребята, вы знаете пословицы, поговорки о весне? Давайте их скажем.
Дети:
- Май леса наряжает – лето в гости ожидает.
- Весенний день год кормит.
- Увидел грача – вену встречай.
- Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
- Когда цветёт черёмуха – всегда живёт холод.
- Как в мае дождь, так и будет рожь.
- Много воды – много травы.
- Пришла весна, так уж не до сна.
- Весной сверху печёт, а снизу морозит.
- Март с водою, апрель с травою, май с цветами.
Рефлексия: «Солнышко»
Воспитатель кладёт на стол жёлтый круг – это солнышко. На подносе лежат лучики жёлтого и голубого цвета, предлагает детям прикрепить лучики к солнышку.
Лучики жёлтого цвета – занятие понравилось, было интересно, многое узнали.
Лучики голубого цвета – занятие не было интересным
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)
Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)Программное содержание:1. Развитие комбинаторных способностей, вычислитель...
Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)
Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)Программное содержание:1. Развитие комбинаторных способностей, вычислитель...
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ На тему: «Волшебная вода»
Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,вкус, цвет, умение растворять и не растворять вещества, с запахом воды). Развивать наблюдательность, любознательность. Учить составлять рассказ...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ «ПОМОЖЕМ ОСЬМИНОЖКАМ» (с использованием элементов ТРИЗ развивающих игр) Подготовительная группа.
Развитие логического мышления, пространственного воображения, комбинированных способностей, смекалки и сообразительности....
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в старшей группе на тему: «Обитатели морского дна»
1. Познакомить детей с различными способами рисования (пальцевая живопись, техника работы по сырому), аппликации (образование, скручивание или скатывание бумаги в шарик);2....
Конспект занятия для второй младшей группы с элементами ТРИЗ - технологии "Составление сказки по каталогу"
Задачи:1.учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.2.развивать умение составлять сказочный текст по схеме, в котором присутствуют герой и его помощник.3.Закрепить умение...
Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ-технологии
Формирование представления о цыпленке, как представителе домашних птиц с помощью системного оператора, с использованием ИКТ...