Конспект занятия "Игра - путешествие "Полёт в космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Смирнова Галина Дмитриевна

Занятие по расширению и углублению знаний о космосе, планетах, космонавтах в игровой форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igra-puteshestvie.zip23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №218»

Конспект ОД

 «Игра – путешествие «Полёт в космос»

Разработала: воспитатель подготовительной к школе логопедической группы  Смирнова Г.Д.

Программное содержание:

                Образовательная задача:

                Познакомить детей с историей развития космонавтики.

                Вызвать интерес к космосу.

Систематизировать и расширить представления детей о профессиях космонавта и людей, работа которых связана с освоением космоса.

Познакомить детей со строением Солнечной системы.

Речевая задача:

Расширить и активизировать словарный запас детей по теме «Космос».

Закреплять умение детей давать полные развёрнутые ответы на вопросы воспитателя.

Отрабатывать употребление существительных в творительном падеже.

Упражнять в счёте, согласуя существительные с прилагательными в числе, роде.

Словарная задача:

Активизировать словарь по теме «Космос»: астронавт, Вселенная, «Восток», Венера, Гагарин Ю.А., Земля, звезда, космос, космонавт, космодром, космическая станция, Королёв С.П., комета, Луна, Леонов А., Марс, Меркурий, Нептун, невесомость, планета, Плутон, ракета, Сатурн, спутник, солнечная система, Светлана Савицкая, скафандр, Терешкова Валентина, Уран, Юпитер, Циолковский К.Э.

Воспитательная задача:

Воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сообщений из энциклопедий, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, загадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

Ход ОД:

        В.:

- Ребята, вы любите путешествовать? Куда бы нам полететь, поплыть или пойти?

- Ребята, а если мы будем управлять самолётом, то кем будем? (Лётчиками, пилотами). А если кораблём? (Капитанами, штурманами). А если отправимся в лес, то кем мы будем тогда? (Грибниками, туристами).

- Вы знаете, я даже растерялась, куда же нам отправиться? Посмотрите, какая-то коробка, что там? Какие-то осколки, а на них буквы. Что с ними делать? Может, собрать – и это окажется подсказкой!

(Дети собирают из «осколков» слово космос.)

В.:

- Что получилось? Так куда мы отправимся путешествовать? (В космос).

- Что такое космос? (Космос или Вселенная – всё, что находится за пределами Земли и её атмосферы).

- А если мы полетим в космос, то кем мы тогда будем? (Космонавтами). А кто такой космонавт? (Космонавт – человек, который летает в космос; работает в космосе, проводит исследования).

Какой у нас большой отряд космонавтов! Давайте разделимся на экипажи. Экипажи «Галактика», «Солнце», «Комета», занять свои места!

- Прежде, чем лететь надо пройти спецподготовку: ответить на вопросы, выполнить физические упражнения. За каждый правильный ответ – полными предложениями или кратко – экипаж будет получать вот такую космическую звезду!

Вопросы экипажам:

  1. Какой праздник отметило всё человечество 12 апреля? (День Космонавтики).
  2. Почему именно 12 апреля отмечают День Космонавтики? (12 апреля 1961 года впервые в космос была запущена ракета с человеком на борту).
  3. Сколько лет прошло со дня первого полёта человека в космос? (В этом году исполнилось 50 лет со дня первого полёта человека в космос).
  4. Кто первым из людей полетел в космос? (Первым был Юрий Алексеевич Гагарин).

(На доске (закрыты) фотографии космонавтов)

  1. А это фотовопрос. Кто из этих космонавтов Юрий Гагарин? Как вы узнали, что это Гагарин? (У него красивая открытая улыбка).
  2. А каких космонавтов вы знаете? (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Алексей Леонов, Геннадий Сарафанов, Герман Титов,…)
  3. Как называлась ракета, на которой летал Юрий Алексеевич Гагарин? («Восток»).
  4. Откуда стартовала ракета? (Ракета стартовала с космодрома «Байконур» в Казахстане).
  5. Что такое космодром? (Космодром – это место, где собирают, готовят и запускают космические аппараты. Первым космодромом был Капустин Яр, затем Байконур и Плесецк).
  6.  Сколько витков сделала ракета? (Один виток).

(Показ картины с изображением ракеты. Картинки с изображением сталеваров, учёных, инженеров, чертёжников, рабочих… Фото Циолковского К.Э., Королёва С.П.)

  1.  Ребята, кто из этих людей может сказать, что это его ракета? (Сталевар, учёный, инженер, конструктор, рабочие, многие люди, которые работали над созданием и запуском ракеты).

(Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский производил расчёты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах. Через много лет после опытов Циолковского русские учёные под руководством конструктора Сергея Павловича Королёва изготовили первый космический спутник, запустили ракету с человеком на борту).

  1.  Кто из живых организмов до человека побывал в космосе? (В космосе были микробы, водоросли, мыши, собаки-лайки Стрелка и Белка…).
  2.  Почему первыми были животные, а не люди?
  3.  Каким должен быть настоящий космонавт?

В.:

- Итак, умственная разминка успешно завершена. Давайте посчитаем, сколько космических звёзд набрал каждый экипаж. (Одна космическая звезда…). Все достойно справились с вопросами. Теперь я хочу посмотреть, готовы ли вы к полёту физически. Пройдёмте в тренажёрный зал.

Спортивная разминка

  1. «Потягушки»

Правую руку поднять вверх, правую ногу слегка согнуть в колене и потянуть вверх. То же с левой рукой и ногой.

  1. «Нога – рука»

Правую ногу согнуть в колене и соединить с согнутой в локте правой рукой. То же  с левой ногой и рукой.

  1. Считалочка»

Маршировка + хлопок под счёт 1-2-3-4

В.:

                -Все готовы! Занимаем места в многоместной ракете «Колокольчик».

                        А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете!

Улетаем на орбитальную станцию, чтобы доставить подарки космонавтам.

- Начинаем отсчёт: 5,4,3,2,1! Поехали!

- Все пристегнулись? Ребята, кто из вас знает, что такое космическая орбитальная станция, или её ещё называют международная космическая станция? (Это второй дом у космонавтов. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над Землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает).

- Ребята, посмотрите в иллюминаторы, что это за шарик там внизу? (Это наша планета Земля).

- Юрий Гагарин, увидев впервые из космоса Землю, сказал, какая наша Земля красивая!

- Что бы вы посоветовали всем людям Земли, чтобы сохранить, сберечь такую замечательную планету?

- Внимание! Я вижу какой-то огненный шар. Это какая – то планета? (Нет, это Солнце-звезда, которое дарит нам свет и тепло).

                В пространстве космическом воздуха нет.

                И кружат там восемь различных планет.

                И Солнце – звезда в самом центре системы,

                И притяжением связаны все мы.

- Вокруг Солнца вращаются планеты – они называются Солнечной системой.

- Ребята, а вы можете назвать планеты Солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

- Так сколько же планет? (8. Раньше считалось, что Плутон – девятая планета, а сейчас – карликовая планета, не являющаяся полноправной планетой).

- А какие планеты легко узнать, у них особые приметы? (Марс – красная планета, у Сатурна – кольца из газа, на Меркурии очень жарко (он ближе всех расположен к Солнцу), а на Уране и Нептуне – очень холодно (они самые удалённые от Солнца планеты).

- Что помимо планет, звёзд мы можем встретить в космосе? (Метеориты, Луна – спутник Земли, кометы…).

- Ребята, я слышу посторонний шум, да это метеоритный дождь.

Пальчиковая гимнастика «Метеоритный дождь»

(Стучим пальчиками по полу сначала слабо, потом сильнее).

                - Внимание! Навстречу нашему кораблю летят крупные метеориты – каменные, железные. Экипаж «Солнце», приступить к их уничтожению. Закрепить космонавтов!

Динамическая пауза «Сбей метеорит»

(Дети берут мешочки с песком и стараются попасть в катящиеся по полу мячи, запущенные воспитателем).

В.:

- Итак, мы успешно отбили метеоритную атаку. А вот и орбитальная станция. Совершаем стыковку, начинаем переход в жилой отсек. (Дети проползают по туннелю).

- Вот и жилой отсек. Здесь космонавты спят, отдыхают, принимают пищу.

- Ой, что со мной?! Я как будто плыву, парю в воздухе. И вы, ребята, тоже? Как называется это состояние? (Невесомость).

- Поплавали? Пристёгиваемся! Итак, передаём наши подарки, осматриваемся.

- На международной космической станции кроме жилого отсека есть грузовой, исследовательский отсеки для проведения научных экспериментов в условиях невесомости. Космические корабли разных стран будут пополнять запасы МКС и доставлять на неё новые экипажи.

- Ребята, нам пора в обратный путь домой на Землю. Но прежде нужно подкрепиться. Что это? Это зубная паста какая-то! Что может быть в таких тюбиках? Почему еда в тюбиках.

- Да, как и чем питаются космонавты, я теперь знаю. А вот, извините, как же они ходят в туалет? (Есть специальный пылесос, который всё всасывает, а затем выбрасывает за борт космической станции).

- Ну что ж, спасибо за гостеприимство. Пора на свой корабль.

- Подождите, мы сейчас займём свои места, прилетим на Землю, а на память о космосе у нас ничего нет. А что можно сделать на память? Если вы летом были на море, то зимой о море как можно вспомнить? Конечно же фотография! Фотографируемся!

- А теперь перебираемся на корабль. (Дети пролезают по туннелю. Пристёгиваются).

- Мерцает по курсу ракеты Земля! На ней мы живём и, как видно, не зря!

- Ребята, а есть космонавты в других странах? Как они называются? (Астронавты). Где побывали американские астронавты? Куда они летали? Как называется американский корабль? (Шаттл).

- Вот мы и возвратились домой на Землю!

- Ребята, а где мы живём? Как называется наш город? А как город Саратов и Саратовская область связаны с именем Ю.А.Гагарина? (Учился в Индустриальном техникуме, в аэроклубе. Приземлился недалеко от города Энгельса на полях села Смеловка).

- Ребята, а зачем люди летают в космос?

- Как вы думаете, страшно летать в космос?

- Быть космонавтом – это не только почётно, но и трудно. За подвиги лётчиков-космонавтов Родина удостоила высоких наград: Герой Советского Союза, Герой России. Их именами названы города, улицы, площади, парки, кстати, наш парк на Комсомольском посёлке носит имя Юрия Алексеевича Гагарина, поставлены памятники, бюсты.

- Полётами космонавтов восхищаются не только российские люди, но и весь мир. С 2011года День Космонавтики отмечают во всех странах нашей планеты. А в Лондоне, столице Англии, в июле 2011года был установлен памятник первому космонавту – Ю.А.Гагарину.

- Ребята, мы с вами совершили пока не настоящее космическое путешествие. Но вы так много знаете о космосе, о космонавтах, что я с гордостью вручаю вам эти сладкие награды. (Вручение батончиков «Марс»). Возможно, в будущем вы, как Юрий Гагарин, прославите наш город Саратов, и мы будем вами гордиться!

Литература:

*Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.

*Всё обо всём. Компания «Ключ – С»

       Филологическое общество «Слово»

       Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ      им. М.В.Ломоносова  Москва 1994.

*Гагарин Ю.А. Вижу Землю.

*Космос. Энциклопедия М.: РОСМЭН, 2010.

*Леонов А. Выхожу в космос.

*Моя первая книга о космосе. Порцевский К.А. М.: РОСМЭН, 2011.

*Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план сомвестной деятельности и конспект по тематике: "Освоение космоса"

Примерный план совместной деятельности с детьми старшего возраста по тематике: «Покорение космоса».ДниТема познавательной беседы:ЭкспериментированиеХудожественноетворчествоЧтениеИгрыДомашнее зад...

Конспект занятия по теме «Космос» для детей 5—6 лет

Конспект занятия по теме «Космос» для детей 5—6 летПрограммное содержание: развивать интерес к астрономии, закреплять элементарные представления об астрономии как науки о Вселенной; дать первона...

конспект занятия "Путешествие в космос"

Расширение знаний детей о космосе, закрепление счета с детьми....

Конспект НОД "Путешествие в космос"

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в космос" . Интеграция образовательных областей " Коммуникация", "Познание", "Физическая культура", "художественное творчество"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯИгра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»

Закрепить знания о том, что у всех есть мама, даже у животных(детенышах и их мамах)...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Космос. Темный Космос. Вращение Земли»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе....

Конспект ООД «Путешествие в космос», посвященное 60-летию первому полету в космос

Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.Задачи:- расширять кругозор детей;- развивать познавательный интерес и любознательность детей;- познакомить детей с первым советским кос...