Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Космос. Темный Космос. Вращение Земли»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
«Космос. Темный Космос. Вращение Земли»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Развивать память, внимание. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации.
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы и звёздах.
Методы и приемы:
практические: экспериментирование, конструирование ракеты.
наглядные: ЭОР,
словесные: беседа, вопросы, загадки, артикуляционная гимнастика.
Материал и оборудование:
Презентация ЭОР, карточки – планеты, глобус, фонарик, воздушные шары по количеству детей, планшет, альбом для рисования, именные «удостоверения космонавтов» по количеству детей.
Предварительная работа:
Просмотр презентаций о космосе ЭОР; чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедий «1001 Вопрос и ответ», М., ОНИКС, 21 век, 2001г. под ред. В. Иген и Н. Чемпион, «Книга рекордов» М., Астрель АСТ, 2001 г. пер. с англ. О. И. Перфильева; «Космос» (Моя первая энциклопедия, М., АСТ, 2015 г., Д. В. Кошевар; настольные игры «Медвежонок в космосе», «Космические приключения»; чтение детям стихотворений Р. Алдониной «Млечный путь», из Радионяни» А. Хайта, «Планета» Я. Акима; загадки о космосе; раскрашивание раскрасок на космическую тему; конструирование ракет из бумаги и бросового материала;, настольные игры «Танграм», «Тико».
Ход
- А кто же полетел впервые в космос? (Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин, в 12 апреля 1961 году). (слайд ЭОР - портрет Ю. А. Гагарина). С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
- Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля? (Планета, а которой мы живем –Земля. Земля круглой формы)
- Ребята,отгадайте загадку:
«Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)
- Что такое солнце?
- Что движется (планеты). Сколько их? (9 планет).
- Совершенно верно, девять больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности. (ЭОР)
2. Упражнение «Космические планеты». (дети выбирают карточку с планетой и начинают играть) «По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз … Меркурий, два … Венера, три … Земля, четыре … Марс,
пять … Юпитер, шесть … Сатурн, семь … Уран. За ним … Нептун,
он восьмым идет по счету. А за ним уже, потом и, девятая планета
под названием Плутон».
3. Беседа о Луне.
- У Земли есть спутник.Отгадайте загадку: «Ночь уже не так темна, если светит нам она». (Луна) (слайд ЭОР)
- Что такое Луна? (Луна ни звезда и не планета, а большой каменный шар. Луна – это естественный спутник Земли. Она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе. Луна является единственным небесным телом вне Земли, на котором побывал человек. Поверхность луны неровная, в кратерах. В зависимости от позиции по отношению к Земле и Солнцу, освещающему Луну, она нам кажется круглой, разрезанной пополам или в форме полумесяца. На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить).
4. Эксперимент «Вращение Земли вокруг солнца». (в качестве Солнца настольная лампа (фонарик, в качестве Земли – глобус). Детям предстоит определить разницу освещенности глобуса под воздействием Солнца и подумать, где на Земле день, а где ночь. (слайд ЭОР)
5. Беседа о звездах.
- Отгадайте еще загадку: «Белые цветочки на синем платочке. Вечером расцветают, а утром увядают». (Небо и звезды)
- Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно)
- А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце)
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
- Если поздним вечером или ночью посмотреть на небо, мы увидим там маленькие светящие точки. Это звезды. На самом деле звезды очень большие, но они расположены очень далеко, и поэтому нам кажутся очень маленькими. (слайд ЭОР)
- Ребята, подойдите ко мне и давайте представим, что над нами самые яркие звезды на небосводе. Сейчас мы с вами проведем
5. Гимнастику для наших глаз.
Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли,
Вот звезды полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Вот звезды полетели,
Глазки влево посмотрели
А теперь звезда внизу.
Справа, слева, наверху.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
- Ребята, а можно ли сосчитать звезды на небе? Почему?
- Великий русский ученый М. В.Ломоносов сказал так: «Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна».
- Ребята, вы, наверное, наблюдали поздним вечером как падают звезды на небе. Как называется это явление? (звездопад). А какая есть такая примета – если увидишь на небе падающую звезду? (надо быстро загадать желание и оно обязательно сбудется).
(падает звезда) Посмотрите, кажется, к нам с неба упала звезда. Давайте загадаем желание. (хотим полететь в космос).
-А в космосе есть воздух? (нет) – В космосе состояние невесомости. - А как вы думаете, что такое невесомость? (ответы детей)
Давайте мы сейчас с вами проведем эксперимент "Воздушный шар".
- С помощью чего можно освоить космическое пространство? (с помощью ракеты). Давайте посмотрим на простом примере, как летит ракета в космос. (Надуваем воздушный шарик).
- А сейчас я предлагаю зарисовать наше путешествие.
Звучит музыка, дети самостоятельно рисуют.
Динамическая пауза «Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
Итог .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»
Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...
конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"
Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»
Цели и задачи:Формировать представления детей о выращивании растений из семян.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества ...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Вес. Притяжение. Почему все падает на Землю?
Цель: Выявление действий магнитных сил Земли...