Конструкт занятия на тему "Тонет - не тонет. Почему?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Хочу поделиться с вами конструктом занятия на тему "Тонет - не тонет. Почему?" . Тема направлена на уточнение, углубление знаний касающихся свойств, качества предметов: величина, вес, материал из которого изготовлен предмет. Для проведения занятия я воспользовалась технологией экспериментирования, а так же специально для этой серии занятий мной были разработаны карточки для фиксации итогов эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_osnovnoy.karpova_n.i.docx | 607.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Сказка»-
структурное подразделение «Солнышко»
Конструкт занятия в старшей группе
«Тонет – не тонет. Почему?»
Модуль «Познавательное развитие»
Разработчик: Карпова Наталья Игоревна
Воспитатель, первая квалификационная категория
п. Арти, 2016
Пояснительная записка
Нормативное – правовая база: конструкт разработан с учетом ФГОС ДО, СанПиН, с учетом вариативной примерной образовательной программы «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 – 352с.
Образовательная технология: технология детского экспериментирования
Место занятия в системе занятий: второе в структуре ООП
Форма организации образовательной деятельности: фронтальная, групповая
Средства организации образовательной деятельности:
- Материально – технические: компьютер, игрушки и вещи из разного материала (деревянные, бумажные, металлические, пластмассовые, стеклянные), таз с водой.
- Учебно – методические: Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
- Мультимедийные: презентация
- Наглядные: карточки наблюдения, картинки игрушек, предметов.
Цель: Формировать умение осуществлять действия экспериментирования.
Целевая установка занятия: обучение способам и видам высказывания, формулированию выводов, в соответствии с результатами эксперимента.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представления детей о качестве предметов
- Научить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента
Воспитательные:
- Формировать умение работать в команде
- Воспитывать аккуратность, дисциплинированность
Развивающие:
- Развивать словарь и диалогическую речь
- Развивать умение отвечать на вопросы
- Развивать умение обобщать и анализировать высказывание
- Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
Планируемые результаты:
- Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
- Ребенок:
проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, задает вопросы сверстниками и взрослым;
склонен наблюдать, экспериментировать
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
№ | Дидактическая структура занятия | Методическая структура занятия | Достигнутый результат | |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся (воспитанников) | |||
1 | Подготовительный этап | - Актуализация проблемной ситуации (из каких материалов сделаны предметы, как они поведут себя в воде). - Создание условий, необходимых для проведения эксперимента, подготовка экспериментального оборудования. - Мотивация детей к эксперименту | Осознание и осмысление проблемы. Помощь в подготовке места эксперимента. | Появление у детей заинтересованности, желания принять участие в эксперименте, познавательного интереса. Дети помнят качество предметов (из дерева, из стекла, из металла, из бумаги, из пластмассы) |
2 | Этап формулирования цели эксперимента | - Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента (выяснить, как поведут себя предметы, изготовленные из разных материалов в воде), выдвижение рабочих гипотез (если мы опустим деревянный предмет в воду, то он не утонет) - Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости. | Формулирование цели эксперимента (совместно со взрослым). Выдвижение рабочих гипотез. Высказывают свои предположения | Умение формулировать цель эксперимента Умение выдвигать несколько рабочих гипотез. Умение вести диалог со взрослым |
3 | Этап планирования экспериментальной деятельности | Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта. Подведение детей к выполнению алгоритма действий (опустим предмет в воду, что произойдет-зафиксируем) | Составление алгоритма действий по проведению эксперимента. Осмысление содержания карточек для фиксации эксперимента | Составлен алгоритм действий по проведению эксперимента или опыта. Дети умеют отвечать развернуто на поставленный вопрос |
4 | Этап коррекции проблемы | Корректирующие действия по мере необходимости, оказание помощи в правильном назывании качества предметов. | Уточнение проблемы. Обсуждение новых гипотез по мере необходимости. | Умение определять отклонения от поставленной цели. |
5 | Практический этап детского экспериментирования | Оказание помощи детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение). Помогает фиксировать этапы эксперимента. По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий. Воспитатель задает наводящие вопросы по ходу эксперимента Контроль за соблюдением аккуратности и дисциплинированности | Проверка предположений на практике. Реализация умозаключений в действии. В случае не подтверждения первоначальной гипотезы – возникновение новой гипотезы, предположения с последующей реализацией в действии. Если гипотеза подтвердилась - формулирование выводов. Отвечают на наводящие вопросы. | Дети проявляют умение работать сообща, в команде, аккуратность в ходе проведения эксперимента Умение соблюдать алгоритм, фиксировать результаты действия |
6 | Динамическая пауза | Предлагает детям вспомнить стихи о воде, логоритмическое упражнение | Выполняют упражнение | Дети помнят выученный материал |
7 | Заключительный этап | Подведение итогов, оценивание результатов. Заполнение индивидуальных карточек для фиксации выводов. Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность. («А что если нам в следующий раз попробовать соединить два предмета, изготовленных их разных материалов и опустить их в воду. Что из этого получится?») | Самооценивание (получился или нет эксперимент, что нового узнали, смогут ли в будущем самостоятельно провести такой эксперимент) Заполняют контрольные карточки (индивидуально, парами или небольшими группами) | Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы. Умение фиксировать этапы эксперимента, формулировать выводы в соответствии с результатом эксперимента Появился интерес к экспериментированию. |
Приложение.
Наводящие вопросы
- Из каких материалов сделаны предметы?
- Что будет, если …
- Как вы думаете….
- Давайте попробуем и что получится…
- Поразмышляйте…
- Попробуйте сами ответить на вопрос…
- Попробуйте сами найти ответ на вопрос, который вы не знаете…
- Что надо сделать, чтобы…
- Как правильно сформулировать…
- А если сделать вот так, то к чему это может привести…
- Давайте сделаем вывод…
Виды высказываний:
- Частные: выражают конкретные факты ( некоторые предметы-пластмассовые)
- Общие: характеризуют свойства групп предметов (все предметы из дерева не тонут)
- Простые: не содержат в себе других высказываний (бумага намокает)
- Сложные: образованы из нескольких простых с помощью определенных способов соединения (лист бумаги намок и опустился на дно)
Способы высказывания: монолог, диалог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по природному миру "Тонет - не тонет"
Методическая разработка по познавательному развитию "Тонет - не тонет " в группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....
Конструкт занятия по сенсорному развитию
Муниципальное казенное дошкольного образовательного учрежденияПионерский детский сад №32 «Малыш»Талицкого ГО...
Занятие "Дерево-дерево не тонет".
Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....
Презентация для подготовки к занятию "Что плавает, что тонет"
Для того, чтобы воспользоваться презентацией - скачайте все части, затем распакуйте....
Конспект открытого занятия по окружающему миру тонет не тонет
Занятие в средней группе...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Тонет -плавает» (младший дошкольный возраст)
Экспериментальная деятельность в младшей группе с водой "Тонет - плавает". На данном занятии дети познакомились со свойствами некоторых материалов, учились узнавать и отличать предметы.Разви...
Занятие по познавательному развитию "Тонет - не тонет" во второй младшей группе.
Цель: Формирование элементарной исследовательской деятельности и экспериментирования;Задачи:Обучающие:- Учить детей узнавать и отличать дерево, резину, пластмасс, камень.Развивающие:- Развивать и...