Экологическое воспитание в детском саду. Конспект НОД в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Актуальность проблемы
экологического воспитания в современном ДОУ
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Проживая в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.
Формирование нравственной, патриотической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей
Психологически исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения.
Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей, вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_les.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы
экологического воспитания в современном ДОУ
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Проживая в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.
Формирование нравственной, патриотической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей
Психологически исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения.
Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей, вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме.
За время пребывания в детском саду, дети должны:
- получить определенные знания о живой и неживой природе, а также о самых простых природных явлениях (дождь, снег, роса);
развивать эстетические чувства и умение любоваться природой;
- научиться гуманно относиться к природе;
- уметь применять знания на практике (вырастить цветок и уметь ухаживать за ним).
Целью экологического воспитания в детском саду является формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней, которая достигается решением следующих задач:
- Развитием у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
- Формированием умения заниматься разнообразной деятельностью в природе и становлением экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
- Накапливанием у детей эмоционально позитивного опыта общения с природой.
- Воспитанием у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей),
- Следованием экологическим правилам в доступных для ребёнка формах.
Конспект занятия по экологии в старшей группе
«Прогулка в лес»
Разработала:
Туринкова Татьяна Николаевна
Цель:
Формировать чувства ответственности за всё живое.
Воспитывать желание заботиться об окружающем мире, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Закрепить знания об обитателях леса.
Предварительная работа: чтение рассказов о лесе; беседы о безопасном поведении в лесу, загадывание загадок о животных; рассматривание иллюстраций диких животных.
Материал: картинки с иллюстрациями диких животных; аудиозапись «Звуки природы», шишки еловые, листочки, угощение: печеные орехи и грибы
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель
Ребята, а хотели бы вы совершить прогулку в лес?
Дети: Да!
Воспитатель: Но, прежде чем, совершить эту удивительную прогулку, нам необходимо вспомнить, как надо себя вести в лесу.
Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать, можно это делать или нельзя.
*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)
*Сажать деревья в лесу? (Можно)
*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)
*Ходить по тропинкам? (Можно)
*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)
*Любоваться цветами? (Можно)
*Собирать грибы, ягоды? (Можно)
*Кричать в лесу? (Нельзя)
*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)
*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)
*Беречь лес от пожара? (Можно)
*Разорять птичьи гнезда? (Нельзя)
Воспитатель: Правильно, ребята.
Ведь дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни…
Ну что ж, пора нам отправляться в путь, но только правила ты эти не забудь!
Воспитатель: Ребята, дорога предстоит нам длинная, поэтому придется нам воспользоваться ковром-самолетом. Усаживайтесь поудобнее. А пока мы будем лететь, я вам почитаю сказку В. Антонова «Поющий лес». Вот послушайте: (во время чтения звучит фонограмма «Звуки леса»)
"Жил-был Зелёный Лес. И не просто Зелёный Лес, а Поющий Зелёный Лес. Берёзы пели нежные песни берёз, дубы — стародавние песни дубов, ивы — задумчивые песни ив. Все вокруг пели. Пела речка, пел лесной родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, малиновки — малиновые, а щеглы — щёгольские.
А знаете ли вы, отчего у него получалась такая необыкновенно прекрасная мелодия? Отчего каждая липка, каждая стрекоза и каждый лопушок находили свою верную нотку, которая благозвучно вплеталась в общий огромный оркестр? Это происходило оттого, что каждое утро в лесу начиналось пожеланием всему миру, всем живым существам — любви, добра и счастья. Вместе со стройными звуками пения тонкий свет любви и покоя разливался во все стороны от этого волшебного места. Давайте присоединимся к нему, усилим его своими светлыми, ласковыми лучиками из сердца и отправим его далеко вперёд: "Пусть будут все существа мирны! Пусть будут все существа спокойны! Пусть будут все существа блаженны!"
Каждое утро лес умывался чистой, свежей, прозрачной росой. Сверкающие бусинки прохладной росы скатывались, сбегали по ложбинкам длинных листьев осоки, трепетали, дрожали от восторга в синей чашечке колокольчика, бриллиантами сверкали, вплетённые в ажурную паутину. Промочив капелькой росы горлышко, весёлые птички начинали звенеть серебряными бубенчиками на островерхих зелёных елях.
… Так и жил этот Поющий Лес. И всех радовали его песни — и Оленя, и Лисицу, и Белку, и даже Зайца, которому Медведь на ухо наступил. И всем было весело в этом лесу".
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Вы поняли, почему она так называется?
(Ответы детей).
Воспитатель: Вот и оказались мы в лесу. Только как-то тихо здесь, деревья стоят словно заколдованные, не шелестят своими листочками, птицы не поют песен, да и никто не стрекочет в траве. Ребята, вы что-нибудь слышите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я тоже ничего не слышу. Наверное, что-то произошло. Как вы думаете, что же случилось?
В зал входит старичок Лесовичок.
Воспитатель: Вы кто?
Лесовичок:
Я старичок Лесовичок –
Справедливый старичок.
Я и днём и в час ночной
Охраняю лес родной,
Чтоб деревья не ломали
И зверей не обижали.
В своём царствии лесном
Я владею волшебством -
Тех, кто навредит в лесу
В пень тот час же превращу.
Воспитатель: Здравствуй, старичок Лесовичок. Не надо нас в пенечки превращать. Мы знаем правила поведения в лесу. Мы лес любим!
Лесовичок: А для тех, кто любит лес
Много у меня чудес.
Я наполню вам лукошко
И грибами и морошкой,
напою вас в летний зной
Родниковою водой,
Мои милые зверятки
Поиграют с вами в прятки,
Паучки венок сплетут,
Птички песенку споют.
Воспитатель: Очень хорошо, но это потом, потом. А сейчас
ты лучше скажи, почему в лесу так тихо, почему птицы не поют?
Лесовичок: Ребята, у меня в лесу стряслась беда. Баба Яга заколдовала
жителей леса, и чтобы расколдовать их, и чтобы они опять появились в лесу, мне нужно выполнить сложные задания. Но я не могу один с ними справиться. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, поможем старичку Лесовичку? Выполним сложные задания?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, старичок Лесовичок, показывай задания, которые нужно выполнить.
Лесовичок зачитывает каждую карточку с заданиями.
- Д/игра «Угадай, чей домик?» (назвать, где живут животные: берлога, гнездо, нора, дупло, муравейник).
- Вспомнить поговорки и пословицы о лесе (ответы детей).
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Много леса - не губит, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес – наше богатство.
Рощи да леса – всему свету краса.
Растение – земли украшение.
- Д/игра «Кто живет в лесу» (выбрать из представленного множества животных только лесных жителей).
- Физкультминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
- Д/игра «От какого дерева листик?» (подбор картинок).
- « Отгадай лесные загадки»
- Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его... (медведь)
- Догадайтесь, кто же это? В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица. Это — хитрая... (лисица)
- Он в лесу дремучем рос, серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк злой голодный серый... (волк)
- У него иголочки, как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь! Он колючий. Это... (еж)
- Что за зверь такой лесной? В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка. Как зовут его? (Зайчишка)
- Кто по зарослям идет, на ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь. Этот зверь — рогатый... (лось)
- Догадайтесь, что за птица. Ночью ей совсем не спится,
Не поможет сон-трава, только днем заснет... (сова)
- Прилетели стайкой гулкой птицы с ярко-красной грудкой.
За окошко посмотри — там на ветках... (снегири)
- Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть - нет головы. (Гриб)
- На припеке у пеньков много-много стебельков.
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.
Разгибаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника)
- Всех весной в лесу высоком на опушках и в глуши
Я превкусным, сладким соком угощаю от души. (Береза)
- Хоть неплохо я одета, бьет озноб меня всегда:
И весной, и жарким летом вся дрожу, как в холода. (Осина)
- Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)
Лесовичок: (звучит фонограмма «Звуки леса»).
Вы ребята, чудо право!
Постарались вы на славу!
Вы мне очень помогли,
Лес от колдуньи сберегли.
Снова песни лес запел,
Листьями зашелестел.
Рады звери, рады птицы,
Как теперь не веселиться!
Исполняется песня «Пляска лесных зверей».
Лесовичок: Я хочу вас наградить,
Дары лесы подарить:
Шишки еловые,
Орехи ядреные,
Вкусные грибочки,
Красивые листочки (дарит корзины с подарками).
А на прощание поиграем в игру
«У медведя во бору».
Воспитатель:
Милый лес, добрый лес!
Говорим тебе спасибо
За прекрасный воздух твой,
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой с лесом дорожить!
Нам теперь пора домой
По тропинке по лесной.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка в лес?
Дети: Да!
Далее воспитатель и дети подводит итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность с элементами экологического воспитания «Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно» Старшая группа №1
Повторение, изучение р.н.с. «Теремок» В.Бианки «Теремок» и «мышонок Пик». Разбор сказок. Значение лесных жителей в сказке их роль и характеристика....
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственого, эстетического, нр...
Итоговое занятие по экологическому воспитанию и формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Прогулка по весеннему лесу.
Занятие может быть полезно воспитателям ДОУ общеразвивающих детских садов, а так же воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию на тему: «Наши пернатые друзья» в старшей группе «А»
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, расширять представления о перелетных и зимующих птицах....
Опыт работы по теме:« Совершенствование работы коллектива по формированию основ экологического воспитания дошкольников с учётом ФГОС ДО» в старшей группе
Опыт работы по формированию основ экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС ДО....
План мероприятий МДОУ «Детский сад «Василек» р.п.Мулловка» По экологическому воспитанию «Берегите природу родного края» с детьми старшей группы.
План мероприятий по кологическому воспитанию...
Конспект открытого занятие по образовательной области «Познавательное развитие» по экологическому воспитанию Тема: «Медовое путешествие Маши и Медведя» Старшая группа
Конспект открытого занятияТема: «Медовое путешествие Маши и Медведя» Цель: уточнение представления детей о меде, его полезных свойствах.Задачи: ознакомление детей с некоторыми м...