НОД "Завтрак космонавта"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Расширить представления детей об окружающем мире (космос); актуализировать понятие «невесомость», познакомить с особенностями жизни космонавтов на космической станции: питание, сон, одежда, научная деятельность, выход в открытый космос, занятия спортом, отдых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Завтрак космонавта"25.27 КБ
Файл космос2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Задачи :

Расширить представления детей об окружающем мире (космос); актуализировать понятие «невесомость», познакомить с особенностями жизни космонавтов на космической станции: питание, сон, одежда, научная деятельность, выход в открытый космос, занятия спортом, отдых.

Предварительная работа:

Проведение беседы на тему «Космос»,

Проведение рисование на тему «Космос глазами ребёнка»

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе,

Изготовление поделок о космосе, с привлечением родителей.

Игровые ситуации «Космодром», «Найдите созвездие».

Оборудование:

Презентация,  глобус, микроскопы, солёное тесто, скалка,  формочки для изготовления печенья, бутылочки с водой, красители, каша «Геркулес», фрукты, ёмкости для продуктов.

Ход занятия:

Звучит космическая музыка.

Воспитатель: Дети послушайте музыкальную композицию и попробуйте представить, в какое далекое путешествие приглашает вас это музыка

Дети: «Космическое путешествие».

Воспитатель: Почему вы так думаете?    

Дети: Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос!

Входит ребёнок в костюме космонавта. (слайд 2)

Космонавт: Здравствуйте ребята, я проезжал мимо и услышал космическую музыку, и зашёл к вам. Я хочу, чтобы вы мне помогли.

Воспитатель: А что же у тебя случилось?

Космонавт: Я хочу полететь в космос, но ничего о космосе не знаю.

Воспитатель: (слайд 3)  Человек смотрел на звёздное небо, и ему хотелось узнать, что же это за звёзды, почему они такие яркие? Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкал, огромный диск Солнце, разгоняя тьму, сияла ЛУНА, которая периодический меняло свою форму.

Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетие и на многие вопросы они нашли ответы.

Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

Воспитатель: Что такое космос?

Дети: Космосом называется бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю всё , что существует в космосе- это Вселенная. пространство. (слайд 4)

Воспитатель: Что находится в космическом пространстве?

Дети: В космическом пространстве находятся планеты. (слайд 5)

Воспитатель: Какие планеты вы знаете и сколько их?

Дети: планет девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Ребёнок: По порядку все планеты,
                Назовёт любой из нас:
                Раз - Меркурий,
                Два - Венера,

          Три - Земля,
         Четыре – Марс,
         Пять - Юпитер,
         Шесть - Сатурн,

          Семь - Уран,
         За ним - Нептун.
         Он восьмым идёт по счёту.
         А за ним уже, потом,

          И девятая планета,
         Под названием Плутон.

Воспитатель: Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живёт? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И придумали люди космические корабли. Как они назывались?

Дети: Ракеты. (слайд 6)

Воспитатель: Кто был первым космонавтом? (слайд 7 )

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин. 

Воспитатель: Ребята, какое сегодня число?

Дети: 12 апреля.

Воспитатель: Что же в этот день отмечают? (слайд 8)

Дети: В этот день 12 апреля отмечают День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего, космонавтов и тех, кто участвует в создание космических ракет.

Воспитатель: 12апреля 1961 году на корабле «Восток» 9 ч 7 мин. Ю.А.Гагарин стартовал с космодрома «Байконур», он облетел землю. Ребята за сколько минут?

Дети: за 108 минут.

Воспитатель: Взлетев в космос человек доказал, что планета наша земля - имеет форму шара (показывает глобус). В нашей стране День космонавтики ежегодно отмечают. Полет Ю.А. Гагарина – открыл людям дорогу в космос.

Воспитатель: Каких космонавтов вы знаете еще?

Дети: Валентина Терешкова, Леонид Попов, Алексей Леонов, Титов…(слайд 9,10)

Юрий Гагарин.

В космической ракете

С название  «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Первый космонавт.

На  космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вокруг земли виток

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добры, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра.

Воспитатель: Для длительного пребывания в космосе существует Международная космическая станция МКС. (слайд 11)

Воспитатель: Дети! Как вы думаете, зачем люди летают в космос? Что делают космонавты на космическом корабле? Космонавты работают. Перед полетом в космос ученые космонавтам дают задания. Космонавты их выполняют, проводят опыты, все записывают, когда возвращаются на Землю, записи передают ученым. Ученые их изучают. В космосе невесомость-это когда человек, предметы очень легкие и летают.

Воспитатель: Космонавты выходят в открытый космос. Выходить в открытый космос, значит космонавт выходит из станции в космос для выполнения задания, ремонта. 

Воспитатель: Как одеты космонавты? (слайд  12)

Дети: Космонавты одеты в скафандр.

Воспитатель: масса скафандра зависит от его предназначения. Первые скафандры в которых отправлялись в космос космонавты, весили около 30 кг. Сейчас масса скафандра не превышает 8—10 кг. Для придания скафандру равновесия на груди скафандра установлен свинцовый груз массой около 30 кг. , а на рукавах, штанинах и ранце имеются специальные карманы для свинцовых грузиков массой около 0.5 кг. Таким образом, масса утяжелённого скафандра составляет около 40 кг. Скафандры предназначенные для выхода в открытый космос, весит около 110 кг.

           У космонавтов есть время для отдыха. Игра в шахматы увлекательное занятие, особенно в невесомости. Космонавты на космической станции носят майку с шортами или комбинезон. Вместо пуговиц — молнии и липучки: они не оторвутся. Чем больше карманов, тем лучше. Вместо обуви носят толстые носки.

        Космонавты спят пристегнутыми, потому что в космосе невесомость. Спальные мешки с молниями прикреплены прямо к стенам.

Воспитатель: -Что такое невесомость?

Ответы детей.

Воспитатель: А что едят космонавты?

          Как известно, еда космонавтов считается самой здоровой пищей. И это не случайно. Ведь условия, в которых находятся космонавты длительное время, поистине экстремальные. Это стресс для организма, поэтому и к питанию, соответственно, нужно очень внимательно относиться.

        Здоровая, богатая витаминами и микроэлементами еда для космонавтов проходит предварительную обработку для удаления различных микробов и прочих вредных веществ.

Но при этом различия с обычной земной едой совсем незначительные.Готовят еду для космонавтов, конечно же, на Земле, затем космонавты берут ее с собой в космос, она уже расфасована в банки.

         Главное правило обеда для космонавтов состоит в том, что не должно быть никаких крошек, так как они разлетятся, и поймать их потом будет невозможно, при этом они способны попасть в дыхательные пути космонавта. Поэтому хлеб для космонавтов пекут специальный, который не крошится. Именно поэтому хлеб производится маленькими, специально упакованными кусочками. Перед едой его подогревают, как и другие продукты, которые находятся в жестяных упаковках. В невесомости космонавты во время еды также должны следить, чтобы кусочки пищи не падали, иначе они будут плавать по кораблю.

        Для питья придуманы специальные стаканы, из которых космонавты высасывают жидкость. Из обыкновенной чашки все бы просто-напросто выплыло.

         Еда превращена в пюре, которое внешне похоже на детское питание, но по вкусу годится для взрослых. Например, в рацион космонавтов входят такие блюда, как: мясо с овощами, черносливом, крупами, смородиновый, яблочный, сливовый сок, супы, шоколадный сыр, котлеты, сэндвичи, спинки воблы, жареное мясо, свежие фрукты, а также клубнику, картофельные оладьи, какао-порошок, индейку в соусе, бифштекс, свинину и говядину в брикетах, сыр, шоколадные пирожные… Меню достаточно разнообразное, как видите. Главное – их пища должна быть в виде высушенного концентрата, упакована герметично. После такой обработки еда уменьшается практически до размера жвачки. Все, что нужно – залить ее горячей водой, и можно подкрепляться. Сейчас на наших кораблях и станциях даже есть специальные печки, предназначенные для подогрева космической еды.

       Но, прежде, чем какое-то блюдо добавить в меню, его дают на предварительную дегустацию самим космонавтам. На кухонном столе есть фиксаторы для контейнеров и приборов.

      Кто из вас не хотел бы полететь в космос при условии, что его будут так кормить?

Воспитатель: Космонавты обязательно занимаются спортом каждый день. А ты делаешь зарядку? ( воспитатель обращается к космонавту)

Космонавт: Да я каждое утро делаю зарядку хотите ребята мы с вами позанимаемся?

                     Космонавтом чтоб стать,

                     Надо много узнать:

                     Быть проворным и умелым,

                     Очень ловким, очень смелым.

Гимнастика для космонавтов

«Космонавты одевают скафандр»

Ноги слегка расставлены, ступни параллельно, руки опущены, держат обруч в диаметрально противоположных точках. 1-подняться на носки, 2-поднять обруч горизонтально вверх, посмотреть в него – вдох, 3 – опуститься на всю ступню, 4- опустить обруч вниз – выдох. Движения выполняются плавно.

 «Устанавливаем на корабле солнечный парус»

Ноги вместе, обруч внизу. 1- поднять обруч вертикально вверх, правую ногу поставить в сторону на носок, 2- наклон туловища вправо, 3- выпрямиться, обруч вверх, 4- ногу приставить, обруч опустить вниз. То же в левую сторону.

«Космонавт на тренировке в бассейне»

Лечь на живот, ноги согнуты в коленях, обручем зацепить за носки ног. 1-3 – ноги медленно выпрямить, обруч поднять вверх, прогнуться – вдох, 4- опустить обруч – выдох. Движения выполнять плавно.

«Прыжок из космического пространства в люк корабля».

 Встать прямо , ноги вместе, руки на поясе, обруч на полу справа. На 8 счетов прыжки в обруч и обратно. На 6-8 счетов – ходьба на месте.

 «Космонавты возвращаются с тренировки»

Ходьба в колоне по одному.

Воспитатель: Сейчас мы с вами приготовим завтрак для космонавта. А космонавт послушает космическую музыку и посмотрит инциклопедию «Космос наша вселенная»(космонавт усаживается с кресло, одевает наушники и смотрит книгу)

       Для детей на столе выкладывается набор картинок с продуктами. Вспоминая рассказ воспитателя, ребята составляют завтрак космонавту (фрукты, каша, компот и печенье). Всё нарезают мелкими кусочками, чтобы можно было целиком отправлять в рот и расфасовывают в специальные ёмкости. Печенье укладывается на противень и отправляем на кухню. В это время детям предлагается поиграть в игру «Космонавты».

Подвижная игра «Космонавты» 

Цель: в игровой форме познакомить детей с основными сведениями о Солнечной системе, дать им возможность самим пофантазировать о полетах в космос. Игра развивает внимание, ловкость, тренирует навыки быстрого принятия решений.

         Перед началом игры на площадке выкладываются обручи   это– «ракеты». «Ракету» может занять только один участник игры. Суммарное число «ракет» должно быть меньше, чем игроков. Участники игры берутся за руки и встают в круг в центре площадки, они начинают двигаться по кругу и громко декламировать:

«Ждут нас быстрые ракеты

 Для прогулок по планетам.

 На какую захотим, На такую полетим!

 Но в игре один секрет:

Опоздавшим — места нет!»

Произнеся слово «нет!» дети расцепляют руки и бросаются к «ракетам», стремясь занять любую свободную. Проигравшие объявляются опоздавшими на рейс и возвращаются в центр площадки. Успешные «космонавты» могут по очереди объявить свой маршрут или рассказать, где они сейчас пролетают и какие космические объекты находятся в их поле зрения. Затем все снова встают в общий круг и подвижная игра «Космонавты» повторяется.

            После игры дети с воспитателем собирают чемоданчик с завтраком и провожают космонавта.

     Воспитатель: Ребята! Что нового вы узнали?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

ВалентинаТерешкова Леонид Попов

Слайд 9

Алексей Леонов Герман Титов

Слайд 18

Космическая сервировка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек физкультурного "Космонавты"

Конспект занятия по физической культуре, сюжетно-игровое, с использованием тренажеров для детей логопедических групп....

Проект "Хочу быть космонавтом"

Информационный проект. Цель: создать условия для онакомления со Вселенной...

Проект сюжетно - ролевой игры "Космонавты"

                                                    ...

Животные - космонавты.По страницам книги Д.Чудной «Животные – космонавты. Первые покорители космоса»

Автором представлен материал по лексической теме "Космос", который будет интересен детям старшего дошкольного возраста....

В рамках проекта "Тренируйся как космонавт" состоялось фозкультурно-оздоровительное развлечение "Мы космонавты"

В рамках проекта "Тренируйся как космонавт" состоялось фозкультурно-оздоровительное развлечение  "Мы космонавты"...

Конспект досуга «Космонавтами мы будем!» для детей старшей группы (посвящен дню рождения космонавта Германа Титова)

Этот материал может быть полезен инструкторам физкультуры и воспитателям при проведении физкультурного мероприятия о космосе и космонавтах....