Конспект занятия по образовательной области "Познание" Тема : Планета "Детство".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием народной этимологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planeta_detsvo.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по образовательной области «Познание» с использованием народной этимологии в подготовительной к школе группе.
ТЕМА: Планета «Детство»
Программное содержание. Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслами слов и их происхождением; продолжать знакомить с интересными фактами мира растений и животных. Закрепить умение различать предметы по различным признакам его названия; уточнить знания детей о явлении природы – радуге. Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.
Развивать интерес к этимологии слов. Воспитывать любовь к родному языку и дружеские взаимоотношения.
Оборудование. Цветы: колокольчик, мать-мачеха, гвоздика, подснежник. Картинка берёзовой рощи и подберёзовика, схемы предлогов. Кольца Луллия на каждого ребёнка. Оборудование для получения радуги, мыльные пузыри. Кубик с картинками: животные, радуга, цветы, гриб.
Ход занятия:
Воспитатель: - «Дети, как называется планета, на которой мы живём?» (Земля). А я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету Детство.
На планету чтоб попасть,
Всем в кружочек надо встать
Хлопнуть, топнуть и нагнуться,
Вновь подняться, улыбнуться.
Тихо стать, глаза закрыть,
Обо всё на миг забыть,
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй детство и игра».
Вместе с нами на планете Детство оказался волшебный кубик. С кубиком мы поиграем, много нового узнаем. Чтоб начать игру, нужно сказать волшебные слова. Можно я начну первой: - «Кубик, кубик повернись на цифре один остановись». Что здесь нарисовано? (цветы)
1)Цветы. – да это цветы. А знаете ли вы, откуда пришло это слово? От слова цвет – что значит «сверкать», «блестеть». Да, ребята, цветное может и сверкать и блестеть. Посмотрите, какой красивый букет стоит в вазе. Давайте назовём эти цветы: колокольчик, подснежник, мать- мачеха, гвоздика. А вы знаете, ребята, откуда появились названия этих растений? Если постараться и хорошо подумать, то можно легко догадаться, давайте попробуем.
- эти нежные цветочки названы так за форму венчика, напоминающего колокол. Кто догадался?
- этот первый весенний цветок «растущий под снегом».
- название этого растения произошло от особенностей его листьев, светлые снизу и тёмно-зелёные сверху. Если потрогать нижнюю его сторону, то почувствуешь, что она мягкая, пушистая, тёплая, ласковая – как мать. Верхняя же сторона листа гладкая, жёсткая, как бы холодная: это мачеха. Назовите этот цветок.
- этому цветку название дано за то, что его семена похожи на гвоздики. Посмотрите внимательно на цветы в вазе и скажите, название, какого цветка напоминает вам слово гвоздик.
Молодцы, ребята, ловко вы справились. Ну что, будем играть дальше?
Теперь кубик поворачивают дети со словами: «Кубик, кубик повернись на цифре два остановись».
2) Ребята, а что на этот раз нам показал кубик? (грибок) Я хочу рассказать вам одну историю. Однажды девочки Маша и Даша пошли в берёзовый лес, и нашли там гриб. Маша назвала его берёзовым, а Даша сказала, что этот гриб берёзовка. Стали спорить кто прав, да и поссорились. Так и не поняли, как называется этот гриб. Давайте, ребята, разберёмся в этой истории и поможем девочкам помириться. А как это сделать? Давайте сначала вспомним: 1. Где произошла эта история? 2. Как назвали девочки один и тот же гриб?
В поисках правильно названия гриба нам помогут схемы. Посмотрите и скажите, где может расти гриб по отношению к берёзе? (около берёзы). А как тогда он может называться? (околоберёзовик). А как ещё можно сказать, где растёт этот гриб? (у берёзы). А в этом случае как назовём гриб? (уберёзовик). Посмотрите на схему и скажите, где ещё может расти этот гриб? (под берёзой). И какое название может быть у этого гриба? (подберёзовик). У нас получилось три названия грибу. Какое название вам знакомо, а какое больше подходит? Сейчас мы уточним в словаре: «Гриб, который растёт под берёзой – подберёзовик». Похож он на берёзку стройную, на берёзку белоствольную. Про него говорят: «Этот грибок – берёзы сынок». Ну, вот мы и решили проблему девочек и можем продолжать игру. Кто следующий будет крутить кубик? «Кубик, кубик покрутись на цифре три остановись»
3)Животные. Это животные. Это слово произошло от слова «живот», что значит - «жизнь». «Животина» - называли их в старину. Ведь животные – это живые существа, и все они разные. Некоторые получили название по внешнему виду, другие по поведению, а третьи – по месту обитания. Посмотрите, ребята, на этой планете есть одна интересная игра «Волшебные диски». На одном диске изображены животные и насекомые, а на другом – подсказка, от какого слова произошло название этих животных. Вы знаете, как нужно играть в эту игру? Посмотрите как нужно! На этом диске в розовом секторе нарисован кузнечик. Послушайте историю его названия «Кузнечики – кузнецы куют – звенят весёлые молоточки. Расселились по цветам, - куют во все крылышки. Ну да, крылышки! Ведь кузнечики не молоточками стучат. Трут крылышко о крылышко, как ладошку о ладошку, и получается стрекотание. То самое, что издали похоже на перестук молоточков, за которое кузнечика и назвали кузнечиком – кузнецом». Вот теперь я поверну диски так, чтобы напротив кузнечика находилась картинка с изображением кузнеца. А теперь вы попробуйте. Найдите розовый сектор и подберите подходящую картинку, которая подскажет вам происхождение названий этих животных. Ну что, справились? Давайте посмотрим, что получилось! Ну, вот и хорошо, можно продолжать!
4) Радуга. – Ребята, что же нам показал кубик? (радугу) А где можно увидеть радугу? На что она похожа? В какое время года мы чаще всего видим радугу? При какой погоде? Обычно радуга появляется сразу после дождя, когда светит солнце. В воздухе остаётся много водяных капелек. Так вот, когда солнечный лучик проникает сквозь капельку, то белый лучик рассеивается и превращается в чудесную смесь цветов. Оказывается свет внутри разноцветный! Хотите разложить солнечный луч и посмотреть на радугу? Положите диски на ладошку и поверните к окошку. Что вы видите? (радугу) А давайте составим радугу, выложим все цвета по порядку.
Мы возьмём цветов дугу,
И изучим радугу.
В ней основа всех основ,
Семь важнейших из цветов,
В яркой радуге стоят,
И запомнить их велят.
(Дети выкладывают все цвета радуги по порядку)
Посмотрите, какая красивая радуга. Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда на небе вдруг возникает удивительно красивая радуга. «Райдуга» - называли её в старину, что значит «райская дуга» и люди верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Ребята, а радугу можно увидеть не только в небе после дождя, но и в мыльных пузырях. Жители планеты Детство решили подарить вам пузыри. Давайте устроим праздник мыльных пузырей. (дети пускают пузыри)
Ну что ребята путешествие на планету Детство завершается, но я думаю, что вы ещё не раз вернётесь туда.
Игры мир добр и светел,
И вечен мир игры.
Он полон звонких песен,
И сказки и мечты.
Он дарит радость встречи,
И все мы в нём друзья,
Пусть на любой планете,
Всегда живёт игра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «Здравствуй, гостья Зима»
Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «Здравствуй, гостья Зима»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ "ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ЗДОРОВЬЯ" (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - "ЗДОРОВЬЕ")
КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий«Верные друзья здоровья»(Образовательная область – здоровье)Цель: сфо...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Средняя группа Тема: «Комнатные растения».
Цели:1. Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, фиалкой, фикусом, аспарагусом.)2. Учить детей различать данные ...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».
Цели занятия: расширить, систематизировать и уточнить представления детей о космосе; уточнить знания о Юрии Гагарине и празднике «День космонавтики»; познакомить с понятием «Солнечная система», с её с...
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ОНР на тему: «Березы весной».
Конспект занятия по рисованию методом тычка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ОНР по теме "Березы весной"....
Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на основе принципа интеграции образовательных областей.Значение меда в жизни человека
«Социально-коммуникативное развитие» - Развивать умение ребенка взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;- Познакомить с трудом пчеловода, прививать трудолюбие; - Формировать основы бе...
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР на тему: «ШИШКИ НА ВЕТКЕ»
Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме : "Шишки на ветке"....