Комплексное занятие по окружающему миру на тему «Берегите природу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Комплексное занятие по окружающему миру на тему "Берегите природу "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексное занятие по окружающему миру на тему «Берегите природу» | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие на тему
«Берегите природу»
Цель:Научить детей любить и охранять природу.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным,
- формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите,
- дать понятие о Красной Книге: познакомить с растениями и животными, которые занесены в Красную Книгу.
Оборудование: иллюстрации животных и растений, которые охраняются законом, магнитофон.
Предварительная работа: Наблюдения в уголке природы и на участке. Чтение рассказов о природе.
Ход занятия
1 часть
Вступительная беседа по теме занятия
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, о ее защите.
- Что такое природа?
- За что мы любим природу?
- Какие книги читали о природе?
- Что есть в нашем уголке природы?
А теперь вернемся в большую природу. Вспомните, как мы относимся к деревьям и кустарникам? Можно ли обижать птиц? Почему нельзя их обижать? Как надо заботься о птицах?
Но ведь природа – это не только участок детского сада. Это и леса, и луга, и реки, и горы, и все, что там живет и растет. Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: «Лес – это наше богатство».
- Что растет в лесу?
- Кто живет в лесу?
- Кто заботится о лесе? (лесник)
- Как лесники заботятся о лесе?
- Какую пользу приносит лес?
Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.
Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мертвым. Послушайте стихотворение Глеба Горбовския, которое так и называется «Мертвый лес» (в записи на магнитофоне).
Глеб Горбовский «Мертвый лес»:
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел...
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары,
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары. ...
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес:
Что ни пихта -- иссякла сила,
И что ни лиственница -- крест.
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди! –
Не человек. Злодей.
Злодей.
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему в лесу случился пожар?
- Почему поэт показывает злодеем человека, который сжег лес?
- Как нужно беречь лес от пожара? (ответы детей).
Правильно. Ведь человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки. А какие пословицы о лесе помните вы?
Дети:
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Рощи да леса – всему краю краса.
- Растения – земли украшения.
- Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
- Лес – богатство и краса, береги свои леса.
- Враг природы тот, кто леса не бережет.
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей.
Лес – это воздух для легких, влага и тень.
Лес – кладовая, отдающая бесплатно свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Лес - это дом для зверей, насекомых и птиц.
А вот защищают лес его жители:
- каждая сова уничтожает за год 1000 мышей,
- у кукушки необыкновенный аппетит: за 1 час она съедает 100 гусениц,
- в муравьином домике за день исчезает целый килограмм вредных насекомых.
А как же люди умеют беречь природу? Внимательно подумайте и послушайте.
1. Был солнечный день. Две подружки Аня и Вера пошли в лес. Там они поиграли, полюбовались бабочками и стрекозами, послушали пение птиц, полакомились земляникой, нарвали цветов и пошли домой. Впереди шла гордая Аня с огромным букетом. А Вера шла следом и бережно несла один цветочек. Кто из девочек вам больше понравился и почему? (ответы детей)
2. Дети вышли на прогулку и увидели стайку воробьев, которые клевали хлебные крошки. Миша взял камень и бросил в птиц. Воробушки испугались и улетели. Дети засмеялись. Не насмехался только Павлик. Почему он не насмехался? (Ответы детей.)
Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и тихая речка, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите. Не все одинаково любят и берегут природу, и поэтому одних растений и животных на земле много, а других мало. И чем красивее растение, тем больше хотят его сорвать. Например, речная лилия. Часто, бывая на реке, люди рвут эти красивые белые цветы! А они красивы только на воде, без воды они сразу завянут. Поэтому уж лучше просто полюбоваться ими, чем сорвать и бросить. (Показ иллюстраций.)
Физкультминутка
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек,
А потом склонился,
Чуть не свалился.
Тоненький, тоненький,
Ножка как соломинка.
2 часть
И сейчас, когда некоторые растения и животные могут исчезнуть, появился закон об охране природы. Редкие животные, растения, насекомые занесены в особую книгу – Красную Книгу. Красный цвет – это цвет опасности. Это значит – внимание – это животное и растение может навсегда исчезнуть. На этих животных запрещена охота, их специально разводят в заповедниках и питомниках. В заповедниках нельзя рубить деревья, косить траву, рвать цветы.
Сейчас мы с вами посмотрим, какие животные, птицы, растения записаны в Красную Книгу. (Показ иллюстраций.)
Животные: белый и бурый медведи, лев, тигр, дикий северный олень, пятнистый олень, соболь, леопард, морж, тюлень, зубр, бобер и др.
Птицы: венценосный журавль, розовая чайка, глухарь, сокол, дрозд, перепел и др.
Растения: ландыш, колокольчик перистолистый, гвоздика, подснежник, сон-трава, речная лилия, ветреница, хохлатка, перелеска и др. Эти растения нельзя рвать.
А теперь послушайте стихи (читают дети):
1. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Не надо мусорить в лесу!
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
(М. Крюков) Пришла беда
Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.
А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл... Кирюша с палкой.
(А. Сметанин ■) Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт ООД по ознакомление с окружающим в старшей группе на тему «Береги природу!»
Конструкт ООД по ознакомление с окружающим в старшей группе на тему «Береги природу!» Цель: Создание условий для формирования у детей основы экологической культуры.За...
Конспект занятия по окружающему миру на тему «Бережем природу – сортируем мусор» для детей старшей группы
.Воспитывать бережное отношение детей к окружающему миру....
Конкурсная работа на присуждение премии главы округа город Воронеж в области охраны окружающей среды Номинация «За эффективное формирование экологической культуры среди подрастающего поколения» Тема: «Береги природу»
Материал для участие в конкурсе по охране природы....
Конкурсная работа на присуждение премии главы округа город Воронеж в области охраны окружающей среды Номинация «За эффективное формирование экологической культуры среди подрастающего поколения» Тема: «Береги природу»
Материал для участие в конкурсе по экологии....
Конспект ООД по окружающему миру на тему: «Друзья природы»
Экскурсия по территории детского сада в рамках тематической недели «Друзья природы»...
Комплексное занятие на тему " Берегите природу"
Научить детей любить и охранять природу" Воспитывать бережное отношение к растениям и животным" ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром младшая группа «Береги природу»
Цель: дать детям первоначальные правила поведения в природе. Предварительная работа: рассматривание диких животных, птиц на картинках, игры: «Очисть озеро, «Кого не стало?...