Конспект занятия по формированию целостной картины мира у детей подготовительной к школе группе детского сада на тему «Волшебница вода и её свойства».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экспериментирование с водой и спрособами очистки воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_trantina_zanyatiya_voda-prirodnoe_bogatstvo.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию целостной картины мира
у детей подготовительной к школе группе детского сада
на тему «Волшебница вода и её свойства».
Задачи:
1. Образовательные
- Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.
- Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
- Ввести в словарь понятие «водохранилище»;
- Активизация и обогащение словаря: озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная, мутная, бесцветная, течёт, переливается;
- Обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;
- Познакомить с некоторыми свойствами воды.
- Дать элементарные представления о процессе фильтрации (очищении воды).
2. Развивающие
- Развитие наблюдательности у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
- Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Умение выдвигать гипотезы.
3. Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Материалы к занятию:
- Магнитофон
- Аудиозапись журчания воды
- Глобус
- Иллюстрации «Как человек воду использует»,
- схема Человек на 80% состоит из воды
- салфетки бумажные, марля, фильтр для воды
- Банка с водой из лужи
- Воронка
- Пластиковые стаканчики и ложки по количеству детей
- Сахарный песок, растворимый кофе, соль, речной песок, краски, кисточки
- Листочек бумаги и камушки
- Питьевая вода, сок с мякотью.
- Стол для демонстрации некоторых опытов.
Ход занятия:
О чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет.
( вода)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….. ( воды)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает
А как наскучит ей летать
На землю подает опять.
- О чем все эти загадки? (о воде)
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о Воде.
Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как и мы с вами. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы).
Вода играет важную роль в жизни человека. Наш организм, как и организмы большинства живых существ на Земле в основном состоит их воды. (Показ схемы Человек на 80% состоит из воды). Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится? (Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека).. Потеря воды – обезвоживание - может привести к гибели.
Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.
Давайте взглянем на модель Земли, как выглядит наша планета с борта космического корабля (показ глобуса). Какой цвет занимает больше всего места на глобусе? А что это голубого цвета? Правильно. Большую часть Земли занимает вода. На Земле вода содержится во многих водоёмах. Назовите их (моря, океаны, реки, ручьи, озёра, родники, болота, пруды).
А кто из вас ребята был с родителями на море?
Кто знает, какого вкуса морская вода?
Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках, болотах? Правильно, в морях и океанах вода солёная. А можно ли пить такую воду?
Нет, она непригодна для питья. В реках, озёрах, прудах, водохранилищах вода пресная, после очистки её используют для питья.
Как вы думаете, какой же воды на планете больше: соленой или пресной?
Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Вот она (показываю). А в пищу, мы употребляем поваренную соль (показываю) - дети сравнивают.
- А теперь посмотрите сюда - в банке (3л) вода. Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а в стакане (1\2часть) - это вода, которую можно употреблять человеку.
-Так много или мало пресной воды на земле? (мало). Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.
А могут ли жить в солёной воде рыбы? (Да могут.)
Как в пресной, так и в соленой воде живут рыбы и другие обитатели водоёмов.
Раз мы с вами уже знаем, что пресной воды меньше на земле, то как мы должны
к ней относиться? (Бережно.)
Воду конечно нужно беречь. А как ее нужно беречь?
А что обозначают экологические знаки? (вызываю ребёнка)
- Этот знак обозначает- что нужно всегда закрывать кран, держать его исправным Не включать сильный напор воды; закрывать кран во время чистки зубов;
- для того чтобы из нашего крана текла чистая вода, нельзя загрязнять воду отходами, мусором, не загрязнять реки и озера. Нужно на заводах ставить фильтры.
Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?
какими свойствами обладает вода
Вода может быть твёрдой, жидкой и газообразной. Испаряться, становиться льдом и снегом
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (Снег)
Не пешеход, а идет
Мокнут люди у ворот.
Ловит дачник его в кадку.
Очень трудная загадка?
(Дождь)
Мы согрели самовар
И над чашкой вьется …(Пар)
Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас снова пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой.
( Присаживаемся за столы.)
Опыт №1.
Дети, посмотрите, на столе у меня два стакана. Определите, в каком стакане вода? (дети показывают).
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Вода прозрачная, а сок - нет.
Воспитатель: Правильно, вода прозрачная. Есть ли вкус у воды? (дает попробовать воду на вкус).
Дети: Вода безвкусная!
Воспитатель: Есть ли у воды запах?
Дети: Нет.
Вывод:
1 Не имеет цвета, прозрачная.
2. Не имеет вкуса.
3 Не имеет запаха.
Опыт №2.
Имеет ли вода форму? (Предположения детей).
Я налью воду в разные сосуды. Что теперь скажете?
Вывод:
Вода не имеет постоянной формы, приобретает форму сосуда, в который налита.
Опыт №3.
Сомните лист бумаги и положите в стакан с водой, туда же положите камушек? Что тяжелее бумага или камень?
Вывод: в воде тяжёлые предметы тонут, а лёгкие остаются на поверхности.
Опыт №4.
В стакан с водой я опущу пакетик с чаем, в другой стакан положу ложку кофе.
Вывод: вода может приобретать запах и вкус в зависимости от того, что в неё добавили (чай, кофе, варенье).
Как вы думаете, что случится с водой если мы размешаем в ней краски?
Вывод: вода окрашивается и перестает быть прозрачной.
- Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.
Опыт №5.
Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? (сахарный песок в воде растворился).
- Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? ( Речной песок в воде не растворился.)
- Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились? ( Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет)
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Опыт №6.
Посмотрите. У меня в банке вода, но не простая, хотя простая, это вода из ЛУЖИ. Какая она? Да, она грязная. Бывает так, что грязной является и вода в реке, озере, море, если люди загрязняют её мусором, отходами фабрик и заводов. Можем ли мы помочь этой воде очиститься?
Что вы мне посоветуете? Каким способом можно очистить воду?
Дети выдвигают предположения, воспитатель их выслушивает и проверяет.
Давайте, попробуем очистить воду, отфильтровать. В качестве фильтров будем
использовать вату, марлю и фильтровальную бумагу.
Показать детям, как сделать из этих материалов фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, отфильтровать воду. По окончании процесса фильтрования делается вывод.
Вывод: При фильтровании воды через бинт, вода очищается не полностью, в воде остаются мелкие частички грязи.
При фильтровании воды через вату и фильтровальную бумагу воду удалось отфильтровать, полностью на фильтре видны следы грязи. Этой водой можно полить цветы.
А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
- Что мы видим? ( вода очищается)
- Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? ( Вода стала чистая, прозрачная)
- Куда делась грязь? ( вся грязь осталась на фильтре)
- Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из водохранилища, но такую воду пить нельзя, так как в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду, нельзя пить прямо из - под крана.
Почему?
Дети выдвигают предположения.
Воспитатель: В воде могли остаться микробы, которые благодаря своим маленьким размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого ее можно пить, чтобы не заболеть.
- Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?
- Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
- Вода прозрачная.
- Вода может менять свой цвет.
- Воду можно очистить с помощью фильтра.
Как вы думаете, что будет, если не будет воды? (Предположения детей).
Вот что будет, если исчезнет вода (показывает картинку). Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растения надо поливать водой - иначе они погибнут, людям и животным вода необходима для жизни.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Н.Рыжова
Физкультурные минутки.
Две ладони я прижму
И по речке поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
А со мною по волнам
Плывут рыбки тут и там.
Мы ногами –топ, топ,
Мы руками – хлоп, хлоп,
Мы глазами – миг, миг,
Мы плечами –чик-чирик.
Раз –сюда, два – туда (руки на поясе, повороты в стороны)
Поворот вокруг себя.
Раз – присели,
Два – привстали,
Руки вверх мы все подняли.
Сели, встали,
Сели, встали,
Руки к телу мы прижали.
Раз-два, раз-два (стоя на месте поднять руки через стороны вверх и опустить),
Заниматься нам пора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы.
Тема: « Полет в космос» Программное содержание:Конструирование:• Совершенствовать умение видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части. Анализировать схемы...
Конспект итогового занятия-развлечения по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы
Конспект итогового занятия-развлечения...
Конспект непосредственно образовательной деятельости в подготовительной к школе группе детского сада Тема: «Волшебные свойства воды»
Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...
Формирование целостной картины мира у детей подготовительной группы. Занятие- «Как жили в старину»
Цель: воспитание у детей уважения, интерес к русской культуре.Задачи: научить детей из отдельных частей конструировать русскую избу, наблюдая пропорции и правила ее построения, развивать мелкую мотори...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы по теме «75-летие Великой Победы»
Цель: формирование у детей знаний о событиях Великой Отечественной войны, о героизме людей, которые защищали свою Родину....