Консультация для воспитателей "Сказка как средство формирования экономической компетентности дошкольника"
консультация по окружающему миру на тему

Сечина Надежда Моисеевна

 Современный дошкольник - это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник. Именно поэтому знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание  развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Сказка, как средство формирования экономической компетентности дошкольника (консультация для воспитателей)

Сказка для ребенка –

такое же серьезное и настоящее дело,

как игра: она нужна ему для того,

чтобы определиться,

чтобы изучить себя,

измерить, оценить свои возможности.

Джанни Родари

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Как справедливо отмечает С.А. Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность.

Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна. Именно поэтому, сложные экономические процессы, так привлекают малышей и первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне: из беседы с друзьями, просмотра телевизора, из наблюдения за поведением взрослых. 

Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник. Именно поэтому знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.

Работа по использованию сказки в интегрированной деятельности с детьми дошкольного возраста определяет следующие цель и задачи.

Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство с народной и авторской сказкой и её героями.

Задачи в работе с детьми:

  • формировать экономическое сознание детей;
  • развивать интерес к экономическим понятиям;
  • пробуждать желание соучаствовать, оказывать помощь;
  • показать значение ответственности за качество продуктов труда;
  • поощрять желание быть занятыми полезной деятельностью;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях;
  • показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшает трудовые затраты, экономит силы и время.

Предварительная подготовка:

  • Подбор литературы, пособий, дидактического материала, игр;
  • Изучение литературы;
  • Индивидуальные консультации для родителей по теме;
  • Сбор материала для использования его в повседневной деятельности (на занятиях, играх, развлечениях, в работе с родителями).

Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой, как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа. Они используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивают логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Первое знакомство с экономикой нужно проводить в форме сказки или игры, начиная со II младшей группы. Несомненно, то, что в этом возрасте воспитатели не могут давать детям сложных экономических понятий, но такие, как деньги, зарплата, товар, покупки, магазин вполне доступны пониманию детей со II половины года. В младшем возрасте – это «Репка» (сначала на огороде ничего не было, потом выросла репка); «Теремок». В младшем возрасте объяснить, что мышка - хозяйка теремка, остальные животные - ее гости; а в старшем – дети понимают, что терем мышка сдала животным в аренду.

   Понятие бартер можно изучать на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко». Очень показательна в экономическом отношении сказка А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Театр - собственность Карабаса — Барабаса. Он притворялся спонсором, когда давал Буратино 5 золотых. Кот Базилио и Лиса Алиса - явно не друзья, а партнеры. Экономическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием. Важно, чтобы дети получили жизненные представления о дисциплине, заработной плате, учились ценить деньги, чтобы они были в пределах разумного экономными, бережливыми. Изучение предпосылок экономического воспитания уже на ступени дошкольного возраста становится актуальной проблемой.

После чтения сказки «Морозко» вопрос «Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочь – с убытком?» заставляет задуматься над таким качеством, как трудолюбие, без развития которого ни одна человеческая жизнь не может быть полноценной; высказывать осуждение трудовой нерадивости Ленивицы; поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

Познакомившись со сказками «Семейный бюджет крокодила Гены», «Дядя Фёдор, кот и пёс» Э.Успенского, дети рассуждали о таких качествах героев, как хозяйственность, расчётливость. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора щи варил» дают возможность объяснить ребёнку некоторые экономические понятия, выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить расточительность и жадность.

«Приключение Незнайки и его друзей» Н.Носова, рассказывает нам о том, как Незнайка ищет себя, он перепробовал много профессий. Это дает возможность не навязчиво знакомить детей  с разнообразием профессий.

Таким образом, включаясь в решение сюжетной задачи сказки, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую, что позволяет ему легко адаптироваться в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности дошкольников

Актуальность обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодейс...

Консультация для воспитателей "Сказка как средство формирования экономической компетентности дошкольника"

Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник. Именно поэтому знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущ...

Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"...

Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."

     Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Игр...

«Дидактическая игра - как средство формирования экономической грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов ДОУ по финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.. В статье дидактическая игра рассматривается как средство формирования финансовой грамотности у ...