«Дидактическая игра - как средство формирования экономической грамотности дошкольников»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Консультация для педагогов ДОУ по финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.. В статье дидактическая игра рассматривается как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра - как средство формирования
экономической грамотности дошкольников»
Цель: активное применение в практической деятельности воспитателей ДОУ дидактических игр как средство формирования экономической грамотности дошкольников.
Не стоит пренебрегать
финансовым обучением Вашего ребенка,
так как это может определить его будущее.
И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью,
плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
Современные дети принимают активное участие в покупках, ежедневно слышат от взрослых и сверстников такие понятия - деньги, продукты, дорого, дёшево, услуги, экономить и т. д. Именно дошкольный возраст становится самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово - грамотного человека. Уже в ДОУ детей необходимо знакомить с профессиями, учить воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; формировать представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Воспитанникам ДОУ необходимо освоить взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги», понять, что стоимость продукта зависит от его качества.
В настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. В нашем МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа» сегодня уделяется большое внимание этому вопросу. Сделать экономику доступной, понятной и интересной для воспитанников нашей группы № 1 компенсирующей направленности нам, педагогам группы, помогают дидактические игры, в которых задания предлагаются в игровой форме. Воспитанники нашей группы играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры, которые мы предлагаем детям, включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет нам, педагогам, интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Дидактические игры
- «Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
- «Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
- «Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета – зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
- Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры. Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
- Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Ход игры. Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
- Игра «Предметы труда»
Цель: расширение представлений дошкольников об основных предметах труда людей различных профессий.
Ход.
Игрок должен назвать предметы труда, изображённые на карточке, рассказать о назначении данных предметов, определить, в какой профессии их используют. Дополнительные баллы игрок может получить, если назовёт продукт (результат труда) людей данной профессии. Например, ножницы для стрижки волос, фен для сушки и укладки, расческа для стрижки и укладки, — все эти предметы труда парикмахера. Результат труда парикмахера — красивая причёска, укладка
С целью формирования экономической грамотности дошкольников в семье мы рекомендовали родителям воспитанников группы игры - практики:
- «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы. Далее предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки. Затем вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%
- «Совместные покупки»
Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.
- Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей. Предложите ребенку найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Воспитатель должен подбирать дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями, потребностями, возможностями детей дошкольного возраста.
Таким образом, использование дидактической игры для развития финансовой грамотности у дошкольников является эффективным педагогическим средством, обеспечивающим формирование представлений об основных экономических категориях, а также делающим данный процесс интересным и увлекательным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра - как средство формирования лексики у дошкольников с ОНР.
В статье даётся определение - лексика. Рассказывается о задачах, а также о методах и приёмах, используемых в работе, направленной на развитие лексики у дошкольников с ОНР....
Дидактические игры как средство формирования связной речи дошкольников.
Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития и получения им знаний в учёбе в школе, так как речь-средство общения, формирования мысли и вз...
Дидактическая игра как средство формирования ЭМП у дошкольников (презентация)
Уважаемые педагоги, в данной презентации описана значимость дидактической игрывв дошкольном детстве.особое внимание уделяется развитию ЭМП посредством использования дидактической игры. Представлен спи...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Рассматривается дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников. Авто...
Дидактическая игра как средство формирования финансовых навыков дошкольников
Дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности дошкольников ...
Презентация на тему "Дидактическая игра как средство формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста"
Презентация...
Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность — особое качество, формируемое у людей с самого раннего возраста, показывающее умение человека зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. Современные дети принимают...