Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе: "Планета магнитов"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
НОД эксперементирование с магнитами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию в старшей группе:
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
- Знакомство с понятием «магнит».
- Формировать представления о свойствах магнита.
- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
- Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: магниты, различные металлические предметы (скрепки, шайбы, шурупы, железные пластинки и другие), лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, бумаги, пуговица, кубик, камешек, стакан с водой, лист с картинками для отметок, карандаш, аудиозапись, видеозапись.
Ход занятия
Вход
Звучит детская песенка « Ужасно интересно, все то, что не известно». В. Шаинский — Г. Остер, исп. Н.Румянцева (из м/ф «38 попугаев).
Настрой
Мы - умные
Мы – дружные
Мы - внимательные
Мы - старательные
Мы отлично учимся
Все у нас получится!
- Любите ли вы приключения, исследования и открытия?
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету магнитов.
Раз, два — стоит ракета(Руки вверх)
Три, четыре — самолет(Руки в стороны),
Раз, два — хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили.
Тик-так, тик-так,
Целый день вот так.
А сейчас мы с вами дети,
Улетаем на ракете!
Внимание на экран
( видеозапись моделирование полета в космос)
-Вот мы и прилетели, посмотрите на меня, улыбнитесь. Мы на планете Магнитов.
-Проходите, садитесь. Посмотрите на эти предметы. Возьмите их в руки. Что это?
Ответы детей: Камень, железо.
- А какой он на ощупь?
Ответы детей: холодный, твердый, железный, тяжёлый.
-Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Если дети затрудняются, то называю я).
Это магнит. Предлагаю побыть маленькими учеными, провести несколько опытов с магнитами и узнать свойства магнита.
Попробуйте приблизить магниты друг к другу. Что происходит? А что еще вы заметили? ( с другой стороны отталкиваются)
Опыт 1
У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов
-Какие это материалы? ( железо, дерево, пластмасса, бумага, ткань.)
- Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом .Те предметы, к которым магнит притягивается, переложите в другую тарелочку. Что общего у этих предметов?
-Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из железа)
-Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? ( Из дерева, из бумаги, пластмассы и т.д)
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Это свойство называется - магнетизмом или магнитной силой. Повторите – магнетизм
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Этот жадный предмет
Все железо хватает,
Прилипанием страдает.
Для него нормы нет
-Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
- Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Опыт 2
-Возьмите маленький магнит и попробуйте притянуть скрепки. Выстройте из скрепок цепочку.
Сколько скрепок притянулось. А теперь возьмите магнит побольше. Проведите эксперимент еще раз.
- От чего зависит кол-во скрепок притянувшихся к магниту?
Вывод: количество скрепок, которые ты смог поднять зависят от силы магнита.
- Как вы думаете, почему скрепки не падают, ведь они не касаются магнита?
-Каждая скрепка, контактируя с магнитом, становится моментально магнитом. Магнитное притяжение проходит через нее и позволяет притягивать другие металлические предметы.
Возьмите металлическую пластину и киньте горсть скрепок на нее. Что получилось? Измените форму кучки скрепок. У вас может получиться настоящая скульптура.
- Как держатся скрепки? Под пластиной прикреплен магнит.
Физминутка: Магнетизм.
Встаньте, подойдите ко мне. Я магнит и буду называть разные предметы, а вы будьте внимательны, если предмет мною названный притягивается магнитом , тогда вы протягиваете ко мне руки, если предмет не притягивается магнитом, то руки прячете за спину.
Опыт 3
Летающая скрепка
Перед вами скрепка, привязанная к столу. Возьмите магнит и поднимите скрепку над столом. А теперь медленно отрывайте магнит от скрепки. Что произошло? Скрепка держится в воздухе. Как вы думаете, что ее держит?
Вывод: магнитная сила может действовать на предмет, не соприкасаясь с ним. Это называется магнитное поле. Но если вы уберете магнит дальше от скрепки, она упадет, т.к. магнитное поле действует только рядом с магнитом.
Попробуйте также поднять скрепку маленьким магнитом. Получилось? Почему? (слабое магнитное поле)
Опыт 4
На столе у каждого ребенка стакан с водой. В воде лежат металлические предметы, нужно достать предметы не намочив рук.
-Ребята, как можно достать предметы, не намочив рук, ваши предположения
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей: Металлические предметы примагнитились через воду и через стекло, значит, вода и стекло проводит магнетизм.
Продуктивная деятельность.
Детям раздаются листы с рисунками и карандаш.
- ребята, помогите медведю найти предметы, которые притягиваются магнитом.
Итог
что нового вы сегодня узнали?
(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)
Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
Учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении их к среде обитания, закреплять и систематиз...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте «Вечная память героям» с использованием ИКТ.
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста о всенародном празднике - День Победы....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство со свойствами песка»
Экспериментально - исследовательская деятельность с детьми в старшей группе....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «Как хлеб на стол пришел»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.
Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...