Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе: "Планета магнитов"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шаврова Анастасия Алексеевна

НОД эксперементирование с магнитами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 по познавательному развитию в старшей группе:

"Планета магнитов"

Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

  • Знакомство с понятием «магнит».
  • Формировать представления о свойствах магнита.
  • Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
  • Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

    Оборудование: магниты, различные металлические предметы (скрепки, шайбы, шурупы, железные пластинки и другие), лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, бумаги, пуговица, кубик, камешек, стакан с водой, лист с картинками для отметок, карандаш, аудиозапись, видеозапись.

Ход занятия

Вход

Звучит детская песенка « Ужасно интересно, все то, что не известно». В. Шаинский — Г. Остер, исп. Н.Румянцева  (из м/ф «38 попугаев). 

Настрой

Мы - умные

Мы – дружные

Мы - внимательные

Мы - старательные

Мы отлично учимся

Все у нас получится!

- Любите ли вы приключения, исследования и открытия?

- Я  предлагаю вам отправиться  в путешествие на планету магнитов.


Раз, два — стоит ракета(Руки вверх)

Три, четыре — самолет(Руки в стороны),

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили.

Тик-так, тик-так,

Целый день вот так.

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете!

Внимание на экран

( видеозапись моделирование полета в космос)

-Вот мы и прилетели, посмотрите на меня, улыбнитесь. Мы на планете Магнитов.

-Проходите, садитесь. Посмотрите на эти предметы. Возьмите их в руки. Что это?

Ответы детей: Камень, железо.

- А какой он на ощупь?

Ответы детей: холодный, твердый, железный, тяжёлый.

-Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Если дети затрудняются, то называю я).

Это магнит. Предлагаю побыть маленькими учеными, провести несколько опытов с магнитами и узнать свойства магнита.

Попробуйте приблизить магниты  друг к другу. Что происходит? А что еще вы заметили? ( с другой стороны отталкиваются)

Опыт 1

 У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов

-Какие это  материалы? ( железо, дерево, пластмасса, бумага, ткань.)

- Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом .Те предметы, к которым магнит притягивается, переложите в другую тарелочку. Что общего у этих предметов?

-Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из железа)

-Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? ( Из дерева, из бумаги, пластмассы и т.д)

-Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Это свойство называется - магнетизмом или магнитной силой.   Повторите – магнетизм

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

Этот жадный предмет

Все железо хватает,

Прилипанием страдает.

Для него нормы нет

-Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

- Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Опыт 2

-Возьмите маленький магнит и попробуйте притянуть скрепки. Выстройте из скрепок цепочку.

 Сколько скрепок притянулось. А теперь возьмите магнит побольше. Проведите эксперимент еще раз.

- От чего зависит кол-во скрепок притянувшихся к магниту?

Вывод: количество скрепок, которые ты смог поднять зависят от силы магнита.

- Как вы думаете, почему скрепки не падают, ведь они не касаются магнита?

-Каждая скрепка, контактируя с магнитом, становится моментально магнитом. Магнитное притяжение проходит через нее и позволяет притягивать другие металлические предметы.

Возьмите металлическую пластину и киньте горсть скрепок на нее. Что получилось? Измените форму кучки скрепок. У вас может получиться настоящая скульптура.

- Как держатся скрепки? Под пластиной прикреплен магнит.

Физминутка:  Магнетизм.

 Встаньте, подойдите ко мне. Я магнит и  буду называть разные предметы, а вы будьте внимательны, если предмет мною названный притягивается магнитом , тогда вы протягиваете ко мне руки, если предмет не притягивается магнитом, то руки прячете за спину.

Опыт 3

Летающая скрепка

Перед вами скрепка, привязанная к столу. Возьмите магнит и поднимите скрепку над столом. А теперь медленно отрывайте магнит от скрепки. Что произошло? Скрепка держится в воздухе. Как вы думаете, что ее держит?

Вывод: магнитная сила может действовать на предмет, не соприкасаясь с ним. Это называется магнитное поле. Но если вы уберете магнит дальше от скрепки, она упадет, т.к. магнитное поле действует только рядом с магнитом.

Попробуйте также поднять скрепку маленьким магнитом. Получилось? Почему? (слабое магнитное поле)

Опыт 4

На столе у каждого ребенка стакан с водой. В воде лежат металлические предметы, нужно достать предметы не намочив рук.

-Ребята, как можно достать предметы, не намочив рук, ваши предположения

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей: Металлические предметы примагнитились через воду и через стекло, значит, вода и стекло проводит магнетизм.

Продуктивная деятельность.

Детям раздаются листы с рисунками и карандаш.

- ребята, помогите медведю найти предметы, которые притягиваются магнитом.

Итог

что нового вы сегодня узнали?

(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)

Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с  магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?

 (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

Учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении  их к среде обитания, закреплять и систематиз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...