Конспект занятия "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых ( особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, размножения). Развивать умение видеть признаки сходства и различия, выражать их в речи, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_konspekta_nod.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 170»
Заводского района г. Саратова
КОНСПЕКТ НОД
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «Насекомые»
Подготовила и провела:
воспитатель Федотова Марина Викторовна
САРАТОВ 2016
Примерная основная общеобразовательная программа под
редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».
Возрастная гр._старшая
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): _ «Насекомые»
Тема НОД: _ «Насекомые»____________________________
(с указанием ведущей образовательной области и программной области)
Цель: _ способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых ( особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, размножения ). _____________________________________________
Задачи: ___Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Развивать логическое мышление- умение отгадывать загадки; слуховое внимание- умение подбирать рифмы.
Формировать коммуникативные умения детей в процессе их взаимодействия.
Воспитывать добрые чувства к насекомым.
Формировать осознанно-правильное отношение к насекомым, понимание, что в природе все нужны друг другу. Формировать познавательный интерес к насекомым, желание продолжать их изучать.
Развивать творчество, воображение, мелкую моторику кистей рук.
Обогащать словарный запас детей.
Виды деятельности: __ Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Формы организации: фронтальная
Формы реализации детских видов деятельности: _-деление детей на две команды «Пчёлка» и «Комарик»;________
- чтение стихотворения;
- беседа о насекомых;
- игра-викторина:
- ответы на вопросы;
- разгадывание кроссвордов, используя загадки;
- физминутка «Бабочка»;
- упражнение «Волшебные картинки» (из мозаики);
- задание-игра «Подбери рифму к слову»;
- игра «Четвёртый лишний»;
- музыкальная пауза, исполняют песню «В траве сидел кузнечик»;
- игра «Кто как голос подаёт?»;
- рассказ о моделях «Защита насекомых»;
- чтение стихотворения Л.Модзалевского «Мотылёк»;
- подсчёт очков. Итог игры.
Оборудование: предметные картинки «насекомые», кроссворды, магнитная доска, магниты, мозаика, указка.
Предварительная работа:
_-Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
-Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседы с детьми, иллюстраций с изображением насекомых.
-Загадывание загадок.
-Чтение художественной литературы.
Ход:
Воспитатель говорит - Мы сегодня с вами поиграем. В нашей игре участвует две команды: «Пчёлка» и «Комарик». Вас ждут вопросы, задания, конкурсы. Ваши выступления я буду оценивать на магнитной доске.
Воспитатель читает стихотворение:
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг-
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
-О ком говорится в стихотворении? (о муравье, о жуке, о мотыльке, о пчеле).
-Сейчас мы проведём разминку.
Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.
-Как они передвигаются? (они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать).
-Чем питаются? (зелёными листьями, стеблями и молодыми побегами растений, некоторые- созревшими плодами, опавшими листьями; жуки- точильщики- древесиной и корой; насекомые-хищники охотятся на других насекомых; пчёлы, шмели, бабочки, мухи- нектаром цветов).
-Как насекомые спасаются от врагов? (защитной окраской - гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость).
-Какую пользу или вред приносят?
-Молодцы! Приступим к конкурсам.
Воспитатель просит команды занять свои места.
Игра-викторина. Две команды отвечают по очереди ( за правильный ответ-фишка).
1.-Кто в лесу строит муравейники? (муравьи)
2.-Как называется дом, который люди строят для пчёл? (улей)
1.-Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми).
2.-Где у кузнечика уши? ( на передних ногах)
1.-О чём говорит птицам красная спинка божьей коровки? ( О том, что она несъедобная).
2.-На кого охотиться божья коровка? ( на тлей, щитовок)
1.-Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? ( пчёлы, шмели, бабочки)
2.-Личинки, какого насекомого питаются листьями крапивы? ( бабочки крапивницы)
1.-Где живут тараканы? ( в домах)
2.-Какой вред приносят людям мухи и тараканы? ( разносят инфекции)
Воспитатель предлагает отгадать кроссворды
-Я буду загадывать загадки, а вы по очереди отгадывать
П | А | У | К | |||||
Б | А | Б | О | Ч | К | А | ||
С | В | Е | Р | Ч | О | К | ||
Ш | М | Е | Л | Ь | ||||
К | О | М | А | Р | ||||
К | У | З | Н | Е | Ч | И | К | |||
О | С | А | ||||||||
М | У | Х | А | |||||||
М | У | Р | А | В | Е | Й | ||||
С | Т | Р | Е | К | О | З | А | |||
Команде «Пчёлка»
1.Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг
Мастер знает в шёлке толк,
Покупайте мухи шёлк. ( паук)
2.Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. ( бабочка)
3.Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать …(сверчок)
4.Гудит - лохматенький,
Летит за сладеньки . ( шмель, пчела)
5.Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь.( комар)
6.Зимой спит, летом звенит,
По садам летает, сладкую росу собирает.( пчела)
Ключевое слово предложить детям прочитать, если затрудняются, то загадать 6 загадку.
Команде «Комарик»
1.Прыгает пружинка-
Зелёная спинка-
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. ( кузнечик)
2.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха
Укусит - будет плохо.(оса)
3.Ходит ходок
Через потолок,
Всем надоедает,
Над едой летает.( муха )
4.Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (муравей)
5.Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик (стрекоза)
6.Не зверь, не птица-
Нос как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.
Кто его убьёт,
Свою кровь прольёт. (комар)
Ключевое слово предложить прочитать, если затрудняются, то загадать 6 загадку.
Воспитатель вписывает отгадки в клетки кроссворда.
Физминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(Дети имитируют движения бабочки согласно тексту.)
Предлагаю детям упражнение «Волшебные насекомые» (из мозаики)
Обе команды выкладывают на столе контур бабочки.
Задание-игра «Подбери рифму к слову».
Воспитатель: Есть одна игра для вас,
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте,
Где отгадка- там конец,
Кто подскажет молодец!
Команды поочереди отгадывают загадки- складки и выставляет на доске картинки-отгадки.
1.Опустился вертолёт-
Золотистые глаза,
Кто же это? (стрекоза)
2.Погасили в доме свет-
Всё равно покоя нет.
Ру-чу-чу да ру-чу-чок
Кто же это? Наш…. (сверчок)
1.Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пчелы и без гвоздей,
Кто строитель? (муравей)
2.Над цветочком он кружит,
Над цветочком он жужжит.
У него какая цель?
Мёд цветочный любит…. (шмель)
Игра «Четвёртый лишний»
Команды получают карточки с изображением представителей живого мира.
-НА картинки посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Карточки для команды «Пчёлка»
Муха, муравей, грач, пчела. (Грач - перелётная птица)
Стрекоза, кошка, шмель, жук. (Кошка - домашнее животное)
Карточки для команды «Комарик»
Комар, кузнечик, белка, бабочка. (Белка - дикое животное)
Божья коровка, петух, блоха, клоп. (Петух - домашнее животное)
Объявляю музыкальную паузу. Дети обеих команд исполняют песню «В траве сидел кузнечик…» (Муз. В.Шаинского, слова Н.Носова)
Игра «Кто как голос подаёт?»
Задание для команды «Пчёлка»
-Кто звенит «з-з-з» из насекомых? (комар)
-КТО шелестит крылышками «ш-ш-ш» из насекомых? (бабочка)
Задание для команды «Комарик»
Кто стрекочет «ц-ц-ц» из насекомых? (кузнечик)
Кто жужжит «ж-ж-ж» из насекомых? (шмель, пчела)
Воспитатель предлагает детям рассказать о моделях «Защита насекомых».
1.Не уничтожать насекомых.
2.Не ловить насекомых.
3.Не топтать насекомых.
4.Не разрушать их жилища.
- А так же соблюдать другие правила:
1.Не ломать, не рвать растения - они основные места обитания насекомых.
2.Не сорить в природе (местах обитания насекомых и не только их.)
3.Не жечь костры (трава и почва - места обитания множества насекомых).
4.Сажать деревья и другие растения в местах проживания, создавая места для насекомых.
-Приятно слышать ваши ответы. Верю, что вы - настоящие защитники и любители всей природы и насекомых в частности. Бабочки, кузнечики, муравьи - маленькие и беззащитные, поэтому не надо их ловить и обижать.
Воспитатель читает стихотворение: Л.Модзалевского «Мотылёк»
-Расскажи мотылёк
Чем живёшь ты дружок?
Как тебе не устать
День-деньской всё порхать?
-Я живу среди лугов,
В блеске летнего дня,
Ароматы цветов-
Вот вся пища моя!
Но короток мой век-
Он не долее дня;
Будь же добр, человек,
И не трогай меня!
Вместе с детьми подсчитываем очки. Подводим итог игры.
- Ничья. Молодцы!!!
Даю установку на дальнейшую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....