Конспект занятия "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Федотова Марина Викторовна

Способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых ( особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, размножения). Развивать умение видеть признаки сходства и различия, выражать их в речи, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maket_konspekta_nod.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

             МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 170»

             Заводского района г. Саратова

КОНСПЕКТ НОД

 ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

 В  СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «Насекомые»

Подготовила и провела:

воспитатель Федотова Марина Викторовна

                                            САРАТОВ 2016

Примерная основная общеобразовательная программа  под

редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

Возрастная гр._старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): _ «Насекомые»

Тема НОД: _ «Насекомые»____________________________

(с указанием ведущей образовательной области и программной области)

Цель: _ способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых ( особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, размножения ). _____________________________________________

Задачи:  ___Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивать логическое мышление- умение отгадывать загадки; слуховое внимание- умение подбирать рифмы.

Формировать коммуникативные умения детей в процессе их взаимодействия.

Воспитывать добрые чувства к насекомым.

Формировать осознанно-правильное отношение к насекомым, понимание, что в природе все нужны друг другу. Формировать познавательный интерес к насекомым, желание продолжать их изучать.

Развивать творчество, воображение, мелкую моторику кистей рук.

Обогащать словарный запас детей.

Виды деятельности:  __ Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации:   фронтальная

Формы реализации детских видов деятельности: _-деление детей на две команды «Пчёлка» и «Комарик»;________

- чтение стихотворения;

- беседа о насекомых;

- игра-викторина:

- ответы на вопросы;

- разгадывание кроссвордов, используя загадки;

- физминутка «Бабочка»;

- упражнение «Волшебные картинки» (из мозаики);

- задание-игра «Подбери рифму к слову»;

- игра «Четвёртый лишний»;

- музыкальная пауза, исполняют песню «В траве сидел кузнечик»;

- игра «Кто как голос подаёт?»;

- рассказ о моделях «Защита насекомых»;

- чтение стихотворения Л.Модзалевского «Мотылёк»;

- подсчёт очков. Итог игры.

Оборудование:  предметные картинки «насекомые», кроссворды, магнитная доска, магниты, мозаика, указка.

Предварительная работа:

_-Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.

-Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседы с детьми, иллюстраций с изображением насекомых.

-Загадывание загадок.

-Чтение художественной литературы.

Ход:

Воспитатель говорит - Мы сегодня с вами поиграем. В нашей игре участвует две команды: «Пчёлка» и «Комарик». Вас ждут вопросы, задания, конкурсы. Ваши выступления я буду оценивать на магнитной доске.

Воспитатель читает стихотворение:

Когда в душистом сосняке

                                                        Присядешь летом на                                          пеньке,

                                                        Внимательно вглядись вокруг-

                                                        Там многое заметишь, друг!

                                                         Личинку тащит муравей,

                                                        Спешит куда-то меж корней

                                                        Большой сосны. На толстый сук

                                                        Уселся золотистый жук.

                                                        Порхает лёгкий мотылёк,

                                                        Пьёт хоботком душистый сок,

                                                        И собирает мёд пчела,

                                                        Все заняты, у всех дела!

                                                        Мой друг, внимательно вглядись,

                                                        Волшебную увидишь жизнь.

-О ком говорится в стихотворении? (о муравье, о жуке, о мотыльке, о пчеле).

-Сейчас мы проведём разминку.

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.

-Как они передвигаются? (они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать).

-Чем питаются? (зелёными листьями, стеблями и молодыми побегами растений, некоторые- созревшими плодами, опавшими листьями; жуки- точильщики- древесиной и корой; насекомые-хищники охотятся на других насекомых; пчёлы, шмели, бабочки, мухи- нектаром цветов).

-Как насекомые спасаются от врагов? (защитной окраской - гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость).

-Какую пользу или вред приносят?

-Молодцы! Приступим к конкурсам.

Воспитатель просит команды занять свои места.

Игра-викторина. Две команды отвечают по очереди ( за правильный ответ-фишка).

1.-Кто в лесу строит муравейники? (муравьи)

2.-Как называется дом, который люди строят для пчёл? (улей)

1.-Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми).

2.-Где у кузнечика уши? ( на передних ногах)

1.-О чём говорит птицам красная спинка божьей коровки? ( О том, что она несъедобная).

2.-На кого охотиться божья коровка? ( на тлей, щитовок)

1.-Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? ( пчёлы, шмели, бабочки)

2.-Личинки, какого насекомого питаются листьями крапивы? ( бабочки крапивницы)

1.-Где живут тараканы? ( в домах)

2.-Какой вред приносят людям мухи и тараканы? ( разносят инфекции)

Воспитатель предлагает отгадать кроссворды

-Я буду загадывать загадки, а вы по очереди отгадывать

П

А

У

К

Б

А

Б

О

Ч

К

А

С

В

Е

Р

Ч

О

К

Ш

М

Е

Л

Ь

К

О

М

А

Р

К

У

З

Н

Е

Ч

И

К

О

С

А

М

У

Х

А

М

У

Р

А

В

Е

Й

С

Т

Р

Е

К

О

З

А

Команде «Пчёлка»

1.Восемь ног, как восемь рук,

   Вышивают шёлком круг

   Мастер знает в шёлке толк,

   Покупайте мухи шёлк. ( паук)

2.Над цветком порхает, пляшет,

   Веерком узорным машет. ( бабочка)

3.Целый день он спать не прочь.

   Но едва наступит ночь,

   Запоёт его смычок.

   Музыканта звать …(сверчок)

4.Гудит - лохматенький,

   Летит за сладеньки . ( шмель, пчела)

5.Очень маленький на вид,

   Надоедливо звенит,

   Прилетает вновь и вновь,

   Чтобы выпить нашу кровь.( комар)

6.Зимой спит, летом звенит,

   По садам летает, сладкую росу собирает.( пчела)

Ключевое слово предложить детям прочитать, если затрудняются, то загадать 6 загадку.

Команде «Комарик»

1.Прыгает пружинка-

   Зелёная спинка-

   С травы на былинку,

   С ветки на тропинку. ( кузнечик)

2.Модница  крылатая,

   Платье полосатое.

   Ростом хоть и кроха

   Укусит - будет плохо.(оса)

3.Ходит ходок

   Через потолок,

   Всем надоедает,

   Над едой летает.( муха )

4.Кто они? Откуда? Чьи?

   Льются чёрные ручьи:

   Дружно маленькие точки

   Строят дом себе на кочке. (муравей)

5.Голубой аэропланчик

   Сел на жёлтый одуванчик (стрекоза)

6.Не зверь, не птица-

   Нос как спица.

   Летит - пищит,

   Сядет - молчит.

   Кто его убьёт,

   Свою кровь прольёт. (комар)

Ключевое слово предложить прочитать, если затрудняются, то загадать 6 загадку.

Воспитатель вписывает отгадки в клетки кроссворда.

Физминутка «Бабочка»

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснётся,

    Бабочка кружит и вьётся.

(Дети имитируют движения бабочки согласно тексту.)

Предлагаю детям упражнение «Волшебные насекомые» (из мозаики)

Обе команды выкладывают на столе контур бабочки.

Задание-игра «Подбери рифму к слову».

Воспитатель: Есть одна игра для вас,

                        Я прочту стихи сейчас,

                        Я начну, а вы кончайте,

                        Дружно хором отвечайте,

                        Где отгадка- там конец,

                        Кто подскажет молодец!

Команды поочереди отгадывают загадки- складки и выставляет на доске картинки-отгадки.

1.Опустился вертолёт-

   Золотистые глаза,

   Кто же это?               (стрекоза)

2.Погасили в доме свет-

   Всё равно покоя нет.

   Ру-чу-чу да ру-чу-чок

   Кто же это? Наш….   (сверчок)

1.Он из веточек, из хвои

   Настоящий дом построит

   Без пчелы и без гвоздей,

   Кто строитель?           (муравей)  

2.Над цветочком он кружит,

   Над цветочком он жужжит.

    У него какая цель?

    Мёд цветочный любит….   (шмель)

Игра «Четвёртый лишний»

Команды получают карточки с изображением представителей живого мира.

-НА картинки посмотри,

  Предмет лишний назови

  И свой выбор объясни.

Карточки для команды «Пчёлка»

Муха, муравей, грач, пчела. (Грач - перелётная птица)

Стрекоза, кошка, шмель, жук. (Кошка - домашнее животное)

Карточки для команды «Комарик»

Комар, кузнечик, белка, бабочка. (Белка - дикое животное)

Божья коровка, петух, блоха, клоп. (Петух - домашнее  животное)

Объявляю музыкальную паузу. Дети обеих команд исполняют песню «В траве сидел кузнечик…» (Муз. В.Шаинского, слова Н.Носова)

Игра «Кто как голос подаёт?»

Задание для команды «Пчёлка»

-Кто звенит «з-з-з» из насекомых? (комар)

-КТО шелестит   крылышками «ш-ш-ш» из насекомых? (бабочка)

Задание для команды «Комарик»

Кто стрекочет «ц-ц-ц» из насекомых? (кузнечик)

Кто жужжит «ж-ж-ж» из насекомых? (шмель, пчела)

Воспитатель предлагает детям рассказать о моделях «Защита насекомых».

1.Не уничтожать насекомых.

2.Не ловить насекомых.

3.Не топтать насекомых.

4.Не разрушать их жилища.

- А так же соблюдать другие правила:

1.Не ломать, не рвать растения - они основные места обитания насекомых.

2.Не сорить в природе (местах обитания насекомых и не только их.)

3.Не жечь костры (трава и почва - места обитания множества насекомых).

4.Сажать деревья и другие растения в местах проживания, создавая места для насекомых.

-Приятно слышать ваши ответы. Верю, что вы - настоящие защитники и любители всей природы и насекомых в частности. Бабочки, кузнечики, муравьи - маленькие и беззащитные, поэтому не надо их ловить и обижать.

Воспитатель читает стихотворение: Л.Модзалевского «Мотылёк»

-Расскажи мотылёк

  Чем живёшь ты дружок?

  Как тебе не устать

  День-деньской всё порхать?

-Я живу среди лугов,

  В блеске летнего дня,

  Ароматы цветов-

  Вот вся пища моя!

  Но короток мой век-

  Он не долее дня;

  Будь же добр, человек,

  И не трогай меня!

Вместе с детьми подсчитываем очки. Подводим итог игры.

- Ничья. Молодцы!!!

Даю установку на дальнейшую деятельность.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....