ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Наблюдения -как способ познания окружающего мира
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа) по теме
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Природа – это уникальная книга.
Её тираж – один экземпляр.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы.
Природа – источник ощущения прекрасного.
Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.
Правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи.
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_-kak_sposob_poznaniya_okruzhayushchego_mira.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский. Природа – это уникальная книга. Её тираж – один экземпляр. В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Природа – источник ощущения прекрасного.
Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение. Правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи. Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений .
Наиболее важными для наблюдения являются: наличие природных объектов; определение содержания объектов; изыскание соответствующей организации наблюдений оптимальных форм включения в них детей. Наблюдение за живыми объектами Рассматривание внешних особенностей строения растений и животных Знакомство с компонентами внешней среды Наблюдение за их проявлениями (способами функционирования) Выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий
Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений: 1.Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени. 2. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети. 3.Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления. 4. Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации. 5. Подготовка и организация наблюдений.
Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника. Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.
Наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которое благоприятно влияют на эмоционально состояние малышей. Самое главное, что наблюдение должно проводиться в детском саду систематически, это необходимо для того чтобы приучить крох к внимательности, развитию наблюдения, а также интеллектуального воспитания. Существуют разные виды наблюдений в детском саду. Наиболее эффективным вариантом для наблюдения является прогулка в детском саду, воспитатель должен будет обратить внимание деток на то, что цветы появляются из земли, как прорывается трава, появление листочков на дереве, знакомство с птицами, необходимо также устраивать разные игры, при этом используя листочки, песок, воду и так далее. Можно также организовать грамотное наблюдение в цветнике, на участке. А для деток старших групп зачастую устраивается дежурство на участке. Всё это сказывается на развитии малыша. Для нормального закрепления и усвоения знаний, необходимо именно равномерно распределить те знания, которые воспитатель должен донести до свои воспитанников.
В «Комнате природы» совместно с детьми ведем систематическое наблюдение за объектами живой природы, им нравится кормить попугаев, морских свинок, хомячков, черепаху, рыбок в аквариуме, кролика, любоваться и наблюдать за их образом жизни, поведением.
В «Уголке природы» так же есть библиотека, где собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, иллюстрации, подобраны необходимые пособия, дидактические игры, игрушки. Мы создали условия для познавательной деятельности детей. Ребята сами пополняют природный материал: шишки, желуди, ракушки, листья, камни, семена растений и мн.др. В течении зимнего периода выращиваем лук на зелень и есть огород на окне, где вырастут цветы для посадки на клумбы. Дети ухаживают за растениями, заботятся о них.
В нашем дошкольном учреждении созданы экологические тропинки. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции . Наблюдения способствующие к приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, ведёт к развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
статья из опыта работы...
Способы познания окружающего мира
Ещё в младенчестве у каждого ребёнка может быть определён способ познания окружающего мира, который окажет влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, умение держаться в кол...
Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)
Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...
Презентация "Детское экспериментирование как способ познание окружающего мира."
http://"F:\Презентация.pptx"...
Консультация для воспитателей "Наблюдение как форма познания окружающего мира детей дошкольного возраста"
Методический материал для воспитателей для организации работы с дошкольнимами по познавательному развитию...
Презентация опыта работы " Коллекционирование - как способ познания окружающего мира"
quot; Коллекционирование - как способ познания окружающего мира"...
Наблюдение — особая форма познания окружающего мира дошкольниками.
Статья акцентирует внимание на такой форме познавательной деятельности как наблюдение...