"Экологические природоведческие игры"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ельмеева Елена Геннадьевна

Конспект занятия по экологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в средней группе

«Экологические природоведческие игры»


Вид непосредственно-образовательной деятельности:
интегрированный.

Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Программное содержание:

  • Закрепить умение детей устанавливать взаимосвязи между живым и неживым в природе:

а). Зависимость произрастания растений от среды обитания.

б). Зависимость роста растений от почвы, воды, света, тепла.

  • Формировать у детей представления о взаимосвязи между неживым в природе:

а). Зависимость состояния воды от температуры.

б). Понимание круговорота воды в природе.

  • Продолжать учить решать проблемные ситуации на экологическую тематику.
  • Развивать умение анализировать и обобщать полученные знания.
  • Формировать экологическую грамотность детей.

Предварительная работа:

  1. Длительные наблюдения в уголке природы за комнатными и водными растениями.
  2. Эксперименты с растениями, водой.
  3. Чтение книг о природе: Моршаковской, С. Жипанина, О. Григорьева

В. Лившица, Б. Заходера.

  1. Рассматривание иллюстраций о природе.

  1. Беседы с детьми на темы:

а) «Вода вокруг нас»

б) «Куда бежит река»

в) «Это волшебница вода»

г) «Почему надо беречь воду»

д) «Ходит капелька по кругу»

  1. Наблюдения за живым и неживым в природе.
  1. Экскурсии в парк, сад.
  1. Изготовление карточек для игр.

Материалы:

  1. Экологические природоведческие игры.

«Раз, два, три- правильно собери».

«Что нужно растению».

«Ходит капелька по кругу».

«Какой бывает вода?».

  1. Схема игровой комнаты.
  1. Игрушки.
  1. Листы бумаги, кисти, поролон, куриные перья, гуашь, краски.

Взаимодействие с семьей:

Помощь родителей в изготовлении карточек для игр.

Взаимодействие со специалистами:

обеспечение фоновой музыки в реализации деятельности НОД.

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие- страну игр. Но игры исчезли. Кто же их спрятал? В гости к детям прилетает попугай Кеша (игрушка), он знакомиться с детьми и сообщает им, что это он спрятал все игры, а найти их можно по схеме групповой комнаты, ориентиры- круги на схеме.

  1. Дети отыскивают первую игру » Раз, два, три- правильно собери».

Ребята собирают растение из частей в целое, называют его, находят в уголке

природы.

Проблемная ситуация:

Среди комнатных растений находится: роголистник, папоротник (таиландский).

— Почему у нас нет таких растений в уголке природы?

Так как они живут в воде, они не могут находиться средикомнатных растений, они погибнут.

Вывод: Комнатные растения растут в горшочке с землей (корень, стебель, листья).

Водные растения живут в воде.

  1. По схеме переходят к игре «Что нужно растению?».

Дети отбирают только те карточки, на которых изображено, что нужно растению для жизни и роста (вода, тепло, почва, рыхление).

Вопросы:

1). Как можно помочь растению? (полить, согреть, порыхлить почву).

2). Нужно ли растению. Например: одеяло, игрушка, зонт.

Почему?

Дети устанавливают взаимосвязь живого (растения), от неживого (вода, температура, почва).

  1. Физкультурная минутка:

Руки подняли и покачали- ( плавные покачивания поднятыми руками)

Это деревья в лесу. (вверх руками.)

Руки нагнули, кисти встряхнули (встряхивание рук перед собой)

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем (горизонтальные одновременные)

Это к нам птицы летят. (движения руками вправо- влево)

Как они сядут, тоже покажем — (руки за спину)

Крылья сложили назад.

  1. Затем дети переходят к игре «Ходит капелька по кругу».

Сидя на ковре, дети по карточкам, составляют круговорот воды в природе.

Проблемная ситуация:

Воспитатель убирает карточку с изображением солнца.

Что будет, если исчезнет солнце?

(капелька не попадет вверх)

Почему?

Кладет солнце, убирает тучу.

А если исчезнут тучи?

(капель не попадет вниз)

Вывод: капелька ВСЕГДА ходит по кругу вверх- вниз.

В природе все взаимосвязано, одно без другого не может существовать.

  1. Воспитатель обращается к детям: «Ребята, а где у нас в группе находится вода?» (в кране, бокале, колбочке).

Там вас ждет еще одна игра «Какой бывает вода?»

Вопросы:

Скажите, какое сейчас время года? (весна)

Найдите из множества карточек и расскажите, какой бывает вода

весной? Почему? (радугой, росой, туманом, дождем)

Ребята, а на оставшихся карточках — в какое время года

она бывает в таком состоянии? (зимой) (льдом, сосулькой, морозными узорами, инеем). Почему?

Выводы:

Изменения состояния воды происходит от изменения времени

времени года. Зимой — холодно, летом — тепло.

Вот какой разной бывает вода: широкой речкой и маленькой капелькой;

яркой радугой и хмурой тучей.

А для вас ребята, какой представляется вода?

Давайте ее нарисуем.

Дети выполняют рисунок, используя поролон, куриное перо, палочки, кисть.

В конце занятия дети дарят рисунки новому другу — попугаю Кеше.

Литература

  1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном

возрасте.1992г.

  1. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. 2002г.
  1. Рыжова Н.А. Волшебница вода. 1998г.
  1. Рыжова Н.А. экологические игры в воспитании ребенка. 2004г.
  1. Соломахина Г.И. Формирование основ экологического мировоззрения у

детей дошкольного возраста. 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

Эколого – природоведческая игра. «В царстве Лекарственных растений».

ЦЕЛЬ:Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных м...

Природоведческие игры в работе с дошкольниками

В материале раскрыта система работы по формированию экологической культуры дошкольников с использованием природоведческих игр....

Познавательные , природоведческие игры в ДОУ.

Познавательные, природоведческие игры«Птицы, рыбы, звери»               Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птицы»...

Эколого-природоведческая игра. « В гости к Берендею»

Эколого-природоведческая игра.« В гости к Берендею» поможет детям легко и с удовольствием закрепить название транспорта, луговых цветов....

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....