НОД по образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бугрова Ирина Александровна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_bugrova_.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)

Воспитатель: Бугрова Ирина Александровна

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье», «Труд».

Тема недели: «Мой дом. Я здесь живу»

Тема НОД: «Мебель»

Цель: Закрепить знания о мебели.

Задачи:

1.Образовательные:

- Совершенствовать знания детей о свойствах и качествах различных материалов из которых изготавливают мебель;

- совершенствовать умение создавать различные конструкции (мебель) по словесной инструкции воспитателя.

- углублять представления детей  о существенных характеристиках предметов,

- учить фантазировать, придумывать новые качества для мебели;

2.Развивающие:

-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными по теме НОД;

- дать детям возможность придумать «рекламу» своему изделию;

- развивать воображение, наблюдательность.

-  развивать  навыки работы со строительным материалом, используя всё его разнообразие.

3.Воспитательные:

- умение работать в группе;

- учитывать мнение партнёра;

- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

-  прививать бережное отношение к мебели.

Методы и приемы.

  1. Наглядный (иллюстрации «Мебель», ТСО, карточки для деления на компании)
  2. Словесный (художественное слово,  беседа, рассказ, вопросы)
  3. Практический (конструирование)
  4. Игровой (появление игрового персонажа Незнайки, физ.минутка «Пилильщики»)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1.Совместная деятельность: Беседы омебели, её роли в жизни человека; мини-беседы «Если б не было мебели…»,  отгадывание загадок о мебели; чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций с изображением мебели, изготовленной из различных материалов: мягкой, деревянной, кованной из железа, стеклянной, пластмассовой; беседа о том, кто и как изготавливает мебель.

2.Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: игры словесные и дидактические  о мебели: "Какая бывает мебель?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др..

3. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций на тему "Мебель", игры с кукольной и детской мебелью.

Материалы для проведения непосредственной образовательной деятельности:

- слайд с изображением древней пещеры, костра, шкур животных и т.д.

-  слайд с изображением русской избы и ее убранства;

- картинки с изображением мебели современного быта.

- наборы строительного материала по количеству детей.

Этапы НОД

Содержание

Виды детской деятельности

Интеграция образовательных областей

1 этап

Психологический настрой на деятельность

Техника «ритуал начала НОД» позволяет значительно сократить время «вхождения» детей в НОД, настроить их на работу и дать позитивную установку на конструктивное общение.

Ритуал начала НОД

дети стоят в кругу

"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся"

Игровая

Коммуникативная

Чтение

Социализация

Коммуника-

-ция

Чтение художественной литературы

Основная часть

Сюрпризный момент  позволил ввести детей в сюжет НОД, связать этапы НОД  в единое целое,

создать положительный эмоциональный фон.

Загадки способствуют поддержанию интереса детей к НОД, развитию логического мышления.

Игра способствует организации детей, (когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить их интерес к предстоящей деятельности).подготовке детей к выполнению основных заданий.

Вопросы способствуют развитию слухового внимания, памяти, речи, логического мышления, расширению знаний об окружающем мире.

Физминутка Способствует снятию напряжения, развитию слухового внимания.

Работа в компаниях учит детей самостоятельно добывать знания, конструктивно общаться друг с другом и с взрослым.

развивает память и речь дошкольников, повышает ответственность за порученное дело.

В группу заходит Незнайка

Незнайка: - Здравствуйте, ребята, как хорошо, что я вас встретил.  В моей стране все считают, что я ничего не знаю и не умею. А мне так хочется всему научиться. Вот,  Знайка  загадал мне загадки, а я никак не могу их отгадать, помогите.

Воспитатель: - Конечно, дети тебе помогут. Загадывай свои загадки.

Незнайка загадывает загадки.

Воспитатель: - О чем загадки?

Дети: - О мебели.

«Назови предметы мебели»  Игра в кругу

Дети: - Стул, стенка, табурет, тумбочка…

Незнайка: - Какие вы умные. Мне тоже хочется стать умным и много знать.

Воспитатель: - Оставайся у нас в детском саду. Узнаешь много нового и интересного.

Воспитатель: - Сегодня я приглашают вас всех  в путешествие в мир вещей, которые окружают нас.

Дети и Незнайка садятся на стульчики перед экраном. Тихо звучит музыка.

Воспитатель: - Когда-то давным-давно жили древние люди, которые не умели строить домов и жили в пещерах (слайд с изображением древней пещеры, костра, шкур животных и т.д.).

Воспитатель: -  Дети как вы думаете, на чем спали люди?

Дети: На сухой траве, шкурах…

Воспитатель: -  На чем сидели?

Дети: - На камнях, бревнышках…

Воспитатель: - На чем готовили еду?

Дети: - На камне, костре…

Воспитатель: - Шли века, менялся человек, менялось и его жилище.  

(слайд с изображением русской избы и ее убранства)

Воспитатель: - Что нового появилось в быту человека?

Дети: - Деревянные столы, лавочки, кровати…

Воспитатель: - Прошло еще немало лет. Менялись люди, менялись их вкусы и мода, менялась и мебель. Сейчас у каждого в доме есть мебель. Сегодня человек уже не может обходиться без мебели. Она стала красивее, удобнее. Люди научились делать мебель из разных материалов: из дерева, из металла, из пластмассы, из стекла.      (слайды с картинками современной мебели)

Воспитатель: - А какие преимущества у железной мебели?

Дети: - Крепкая, не ломается, но очень тяжелая…

Воспитатель: - Какими свойствами обладает деревянная мебель?

Дети: -  Красивая, прочная, хорошо пахнет лесом, ее можно покрасить в разные цвета

Воспитатель: - А пластмассовая мебель, чем хороша?

Дети: - Легкая, яркая, хорошо моется

Воспитатель: - Как вы думаете, что хорошо и что плохо в стеклянной мебели?    Дети: - она красивая, через нее хорошо видно, но ее легко разбить

Воспитатель: - Совершенно верно, у каждой мебели есть свои достоинства и недостатки, поэтому каждый для своего дома выбирает ту мебель, которая ему больше нравится.

Физкультминутка "Пилильщики"

Запилила пила, дети стоят парами, одна нога выставлены вперед. Звучит музыка.

Зажужжала как пчела,руки скрещены в запястьях,

Отпилила кусок,               выполняют руками движения, имитирующие

Наскочила на сучок,         процесс напиливания дров

Лопнула и встала -            броском отпускают руки вниз

Начинай сначала.меняются местами

Дети встают  в круг

Воспитатель: - Ребята, а дома у вас у всех есть мебель? - Какая?

Дети: - мягкая, деревянная…

Воспитатель: - Когда вы станете взрослыми, вы увидите совсем другую мебель.

- А кто же будет ее делать?

Дети: - мастера…

Воспитатель: - Ее будете делать вы, когда вырастите, или ваши друзья и знакомые. Я вам предлагаю изобрести новую мебель.  Согласны?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда внимание, закройте глаза и представьте, что в нашей группе открывается мебельная фабрика.  Разделитесь  на две компании  с помощью карточек с изображением предметов мебели. (кровать, шкаф)

Первая компания - это мебельный цех 1, в котором будут изобретать новый шкаф.  Вторая компания - это мебельный цех 2, в нем будут изобретать новую кровать.

Дети подходят к столам, на которых стоит  строительный материал.  Садятся и строят  новую  мебель - кровать и шкаф.  Звучит спокойная музыка.

по окончании работы дети встают в круг

Воспитатель: - Ребята, скажите, какой у вас шкаф (кровать)?

Дети: - Шкаф большой, деревянный, вместительный…  Кровать большая, деревянная, удобная…

Воспитатель: Ребята, мы ведь с вами создали мебель будущего и она у нас не совсем обычная. Свойства для нашей мебели подарят другие предметы.

Например:

- Мяч, какой?      (резиновый, скачущий, веселый, футбольный) 
       - Ведро, какое?   ( железное, полное, большое, желтое)

Воспитатель: Давайте выберем, те признаки, которые мы подарим новому шкафу. Присвоим данные свойства шкафу. 


         - Когда шкаф может быть резиновым?

Дети: - Когда,  в него сложат много игрушек, он растягивается, и становится резиновым 
Воспитатель: - А скачущим?

Дети: - Когда,  дети веселятся, играют, скачут, и шкаф скачет вместе с детьми.
Воспитатель: - А почему он может стать железным?

Дети: - Потому, что пришла мама проверять порядок, а шкаф не открывается - он стал железным 
Воспитатель:  - Ребята, может ли настоящий шкаф обладать такими свойствами на самом деле?

Дети: - Нет.

Работа по наделению кровати новыми свойствами проводится по той же схеме, что и со шкафом.

Воспитатель: - Садитесь за столы, вокруг своих  изобретений и  придумайте рекламу новому шкафу, кровати.

Выходит с рекламой ребенок-посыльный из компании

1 компания: Реклама нового шкафа
        Шкаф для детской комнаты, резиновый, скачущий, веселый, железный.

Дети не любят собирать свои игрушки, и поэтому складывают их в шкаф как попало. Поэтому шкаф растягивается, становится резиновым. А еще дети, когда убираются, они шумят и балуются. Шкафу становится весело, и он скачет вместе с ними. А когда приходит мама, шкаф становится железным. И мама не может его открыть и проверить, как дети сложили свои игрушки. Такой шкаф для детей, просто находка.

2 компания: Реклама кровати: 
Красивая, кудрявая кровать со сказками. У нее одеяло и покрывало все в кружевах и рюшках, и поэтому она кудрявая и красивая. А когда дети в нее ложатся спать, она показывает мультики и рассказывает сказки во сне. Покупайте нашу кровать и вам будут сниться добрые сны.

Воспитатель: Я надеюсь наша новая, необычная мебель понравится жителям будущего.

Игровой

Коммуникативный

Познавательно - исследо-

вательский

Чтение

Коммуникативный

Игровой

познавательно-исследовательский,

музыкально-художественный,

 чтение

Коммуникативный

Коммуникативный

Игровой

Музыкально-художественный

Чтение

Коммуникативный

Игровой

Трудовой

Познавательно – исследовательский

Продуктивный

Коммуникативный

Игровой

Игровой

Коммуникативный

Чтение

«Социализация»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Социализация»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Коммуникация»

«Безопасность»

«Социализация»

«Коммуникация»

«Физическая культура»

«Чтение художественной литературы»

«Социализация»

«Коммуникация»

«Труд»

«Безопасность»

«Музыка»

«Социализация»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

3 этап

Подведение итогов, рефлексия

Приём «Визуализация». Способствует развитию памяти, внимания, снятию эмоционального и физического напряжения.

Ритуал окончания НОД  помогает снять у детей возбудимость, напряжение, усиливает положительные эмоции, связанные с содержанием НОД.

Дети встают в круг

Воспитатель: - Как вы думаете, какие свойства новой мебели могут понравиться людям больше всего? Почему?

Дети: - Понравится красивая, кудрявая кровать, потому что она вместо родителей будет рассказывать детям сказки,  и дети быстро будут засыпать. 

- Понравился  резиновый шкаф, потому что в него войдет много вещей.
 Воспитатель: - А какие свойства могут не понравиться и почему? 

Дети: - Маме не понравится железный шкаф, потому что в нем нельзя проверить порядок убранных игрушек.

Воспитатель: - Незнайка, тебе понравилось узнавать новое и выполнять задания вместе с детьми?

Незнайка: - Да! Я теперь знаю много о мебели и сегодня же расскажу жителям нашей страны о новом шкафе и кровати.
Воспитатель: - Дети, закройте глазки и представьте, большой экран телевизора, вы видите все наше путешествие. Откройте глаза и расскажите, что вам понравилось больше всего?  Что вызвало трудности? 

Дети: - Понравилось строить мебель, рассказ о мебели в прошлом…

- Трудно не было.

Ритуал окончания НОД

«Мы все дружные ребята,

Мы ребята дошколята.

Никого не обижаем,

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим,

Не обидим, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

 Будет радостно, светло!

Игровой

Коммуникативный

Познавательноисследовательский

Игровой

Коммуникативный

Игровой

Коммуникативный

Чтение

«Социализация»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

Список литературы.

Автор: Тимофеева Л.Л    РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. 

Автор: Алешина Н.В.  ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредсвенно-образовательной деятельности. Образовательная область "Познание"(формирование целостной картины мира). Тема Дары осени.

конспект Непосредственно-образовательной деятельности О.О.Познание(формирование целостной картины мира) составлен в соответствии с ФГТ.В нем дается  интеграция образовательных областей. В результ...

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»

Цель:Расширять знания о континентах нашей Земли.Задачи: 1.Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными, растительностью;2.Развивать любознательность ...

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительно й к школе группе на тему «Путешествие по Африке»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда

Конспект непосредственно – образовательной  деятельности в подготовительной к школе группе(образовательная область «Познание»)формирование целостной картины мира, расширение кругозораИгра-в...