Непосредственно – образовательная деятельность Тема: «Моя семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 31 поселок Мирской
МО Кавказский район
Непосредственно – образовательная деятельность
Тема: «Моя семья»
Воспитатель МБДОУ д/с № 31
Таранова Юлия Николаевна
п.Мирской
2014 год
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: Моя семья
Цель: показать значение семьи в жизни человека.
Программное содержание
Образовательные задачи: закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;
Развивающие: развивать диалогическую речь; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной
Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости и любви, уважение
заботы о членах семьи;
Предварительная работа:
составление и оформление генеалогического древа своей семьи;
составление семейного альбома;
конкурс рисунков «Моя семья».
Словарная работа: двоюродные, родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая, ссоры, обиды, конфликты, непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки
Материалы и оборудование: проектор, альбом с фотографиями, генеалогические древо семей, мяч, круги красные и черные
Ход деятельности
Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
1. Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор? (Семья.)
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам - на лошадке,
Жена - на коровке,
Дети – на телятках,
Внуки – на козлятках.
В этой семье живут три поколения. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети, внуки.
Определите, кем в этой потешке приходятся друг другу люди (ответы детей)
Что вы можете сказать об этой семье? (ответы детей)
Почему вы решили, что семья большая, дружная, трудолюбивая? (ответы детей)
Дедушка Егор и его жена – старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям растить своих внуков. Их все в семье почитают.
Знаете, что означает это слово? (ответы детей: уважают, советуются, проявляют почтение, внимание). Все члены семьи очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах.
2. Сегодня мы с вами поговорим о семье.
Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей: это близкие нам люди-мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание)
Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!
А кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы)
- С кем ты живёшь?
-Кто у вас в семье старший (младший?
- Для мамы с папой ты кто?
- А у тебя есть сестрёнка или братик?
- А для бабушки с дедушкой ты кто?
- У кого есть братья (сёстры?
- Они старше или младше вас?
- Чем занимаются твои мама и папа?
- Как ты помогаешь взрослым?
- С кем из членов семьи ты любишь играть?
Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
3.Вам нравится ваша семья? А сейчас давайте поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)
Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу на доске через проектор, на лучиках написаны слова:
родная
дружная
счастливая
трудолюбивая
хозяйственная
спортивная
культурная
крепкая
жизнерадостная
гостеприимная
здоровая
Как вы думаете, что разрушает семью?
На доске через проектор тучки, закрывают солнышко, на тучках написаны слова:
Ссоры, обиды
Конфликты
Непонимание
Невнимание
непослушание
лень
неправильные поступки
4. Игра «Радость или огорчение? »
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (чёрный)?
Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
Вы съели на завтрак всю кашу
Вы подрались с другом
Разбросали по комнате все игрушки
Помогли маме вымыть посуду
Нагрубили бабушке
Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
Порвали новую книжку
Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
5. Игра «Кто ты мне? »
Все члены семьи связаны друг с другом как-будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.
Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь) .
Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка) .
Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра) .
Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница) .
Я тебе жена – ты мне (муж) .
Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
6. Беседа по фотографиям.
Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.
В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого -то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере… давайте заглянем в ваш семейный альбом. Расскажите о своей семье. Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке.)
Выступление ребенка, рассказ о своей семье и показ фотографий из альбома.
7. А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.
Отгадывание загадок
Излучает она свет,
От улыбки – ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная … (мамочка)
Всё хозяйство: лебеда
Да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда
Нас накормит … (бабушка)
Надарила безделушек-
Семь матрёшек и бобрёнка…
Но дороже всех игрушек
Для меня моя … (сестрёнка)
Угадай-ка, кто же это?
Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду, друзья от вас ответа.
Молодцы! Конечно … (папа)
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый …. (дедушка)
Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший … (брат)
В этом слове семь букв «Я».
Отгадай-ка, друг! (семья)
8. Физкультминутка
Кто живет у нас в квартире?
1 2 3 4 (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)
1 2 3 4 5 (прыжки на месте)
Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)
Деда! Бабушка! И я! (наклоны влево и вправо)
Наша дружная семья!
Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.
9. Рассматривание плакатов «Генеалогическое древо»
Вместе с родителями вы составляли своё генеалогическое древо.
Какая часть у дерева считается главной? (Корень.)
А в семье кто главный? (Тот, кто старше.) Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом. (Несколько вступлений детей по генеалогическому древу.)
10. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.
Свой дом - самое лучшее место.
Кто живет ладно, у того все складно.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В хорошей семье, хорошие дети растут.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы!
11. Пальчиковая гимнастика
Моя семья
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
12. Выполнение аппликации на тему «Семья». Каждый в своих индивидуальных домиках вклеивает в окошечки членов своей семьи и создается общая картина.
13. Итог занятия
Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель : дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность тема: "Дружная семья".
Програмные задачи,предварительная работа,демонстрационный раздаточный материал,ход НОД,игра,физминутка, пальчиковая гимнастика....
Непосредственно образовательная деятельность Тема:«Моя семья» Первая младшая группа. (Интеграция: познание, коммуникация, здоровье)
Тема:«Моя семья» (Интеграция: познание, коммуникация, здоровье)Программное содержание:ü познакомить с правом на семью,ü продолжать формировать у детей п...
непосредственно-образовательная деятельность тема"Моя семья"
данный материа представлен в виде конспекта интегрированного занятия (познание+речевое)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Моя семья»
Средняя группа «Звёздочки»Подготовила занятиевоспитатель - Супряга Виктория Александровног. Краснодар2015 г. Цель: Закрепить представления о себе и своей семье с использован...
Ребенок и окружающий мир. Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Моя семья»
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Моя семья». Задачи: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге в повсед...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Моя семья» с использованием познавательно- исследовательской деятельности (для детей младшего возраста)
Данная образовательная деятельность формирует у детей доброе и бережное отношение к семье. Поддерживает у детей познавательное отношение к членам семьи, знание имен и эмоциональную отзывчивость к трад...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №103" Заводского района г. Саратова Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: "Моя семья" в общеобразовательной группе младшего дошкольного воз
Цель: создать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности.Задачи:Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. 2. Закреплять ...