Конспект занятий в старшей дошкольной группе по исследовательской деятельности "Необыкновенный мир магнитов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ИринаСоколова

Предлагаемый материал отражает деятельность детей по изучению свойств магнитов с помощью проведения опытов и наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnity_tseli_i_zadachi.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:                                                                                                                        Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:                                                                                       Познакомить с понятием «магнит».                                         Формировать представление о свойствах магнита.                     Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.                                                                   Формировать умение приобретать знания посредством проведения опытов, делать выводы, обобщения.                                                                                        Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Введение в ситуацию и актуализация знаний.                                                       Ребята, сегодня  я приготовила для вас сюрприз. Посмотрите, что в этой красивой коробочке? (магниты).  Сегодня мы с вами заглянем в удивительный мир магнитов и познакомимся с его свойствами.                                                                                             - Как мы можем использовать  эти красивые  магниты в детском саду? (Ответы детей)                                                   - Правильно, ими можно играть, с их помощью можно закреплять картинки на  металлической доске. А еще, с магнитами  можно проводить опыты и исследования.                                                                       Опыт первый.                                                                                                       «К каким поверхностям притягивается магнит?»

Оборудование. Демонстрационная металлическая доска с деревянным фрагментом, красочные картинки, магниты.                                                                    Ход исследования.                                                                          Воспитатель приглашает двух  детей к металлической демонстрационной доске, дает каждому из детей по большой красочной пуговице.  На одной из них закреплен магнит, а на другой магнит отсутствует. Воспитатель просит с их помощью закрепить картинки на доске.

- Почему у         Арины картинка закрепилась на доске, а у Каролины падает и не держится?»                                                                                Ответы детей: «У Каролины нет магнита на обратной стороне пуговицы, а у Арины есть».                            Воспитатель просит Арину закрепить эту же картинку с помощью магнита на деревянной поверхности демонстрационной доски.                                  – Почему картинка не держится? (Ответ ребенка)                                                                                    Результат опыта.                                                                                          Магнит можно использовать для закрепления картинки  только на металлической доске.

                                                                                               Вывод.                                                                                                 «Магнит притягивается только к  металлической поверхности и действует сквозь бумагу».                                                                            Рассказывание древней легенды воспитателем.                                                                                                                                                     Необыкновенная способность  магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным предметам всегда вызывала у людей удивление. Я расскажу вам одну старинную легенду.                                                                                      В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии были под ногами.  Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается металлическими камнями. Сняв сандалии, он отметил, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не притягивают  никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил с собой  несколько таких камней и удивил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».         Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни.  Кусочки таких  камней  называют магнитами или природными магнитами.  Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.                                                                                       Сегодня мы убедимся в волшебных свойствах магнитов с помощью опытов.

Опыт второй.                                                                           «Какие предметы притягивает магнит»?                                                                                                                                                                                    Раздаточный материал. На каждом столе у детей лежат маленькие плюшевые игрушки, карандаши, пластмассовые пуговицы, булавки, скрепки, гвоздики, бумажные поделки, пластмассовые тарелочки, набор магнитов.

Ход исследования

1.Поднести по очереди ко всем предметам магнит.                       2.Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются к магниту – в левую.                                                                                                    Результат опыта.                                                                       Магнит притянул булавки, скрепки, гвозди.                                                                     Вывод.                                                         Неметаллические материалы, такие как ткань, дерево, бумага и пластмасса к магниту не притягиваются.

Опыт третий.                                                                                                    « Все ли металлы притягивает магнит?» Демонстрационный материал: стальной шарик, никелевая пластинка, железный гвоздь, алюминиевая ложка.

Воспитатель предлагает  детям рассмотреть и потрогать предметы из стали, никеля и алюминия, уточняет название металлов.                                                                             Ход опыта                                                                                       1.Проверить, к каким металлическим предметам магнит не притягивается.                                                          Результаты опыта.                                                                        Магнит не притянул алюминиевую ложку.

Вывод:                                                                              Магнит притягивает только некоторые металлы.

Подвижная игра «Волшебный магнит».  Выбирается водящий. Он играет роль магнита. На голове у ребенка шапочка с изображением магнита в виде подковы, окрашенной наполовину в красный и синий цвет. Дети становятся в круг, водящий находится в середине круга. Воспитатель называет различные предметы,  а дети делают шаг вперед, приближаясь к водящему,  если предмет металлический,  или шаг назад, если этот предмет не притягивается магнитом. Например: яблоко (шаг назад), гвоздь (шаг вперед) и т.д.

Опыт четвертый                                                                  «Действие магнита сквозь стекло и воду»

Оборудование: на каждого ребенка стакан с водой, рыбка из клеенки с глазиком-кнопкой, магнит.

-  Дети, как вы думаете, будет ли  действовать  магнит сквозь стекло и воду?                                                                                      Дети выдвигают свои гипотезы.                                                                                                       Ход опыта                                                                                 1.Погрузить  рыбок в воду.                                                      2.Магнит приложить к внешней стороне стакана и, двигая магнит, понаблюдать за рыбками.

Результат опыта.                                                                             Магнит двигает рыбку, действуя через стекло.                                                                Вывод:                                                                                                       Магнит действует сквозь стекло и воду.

Опыт пятый.                                                                            Действие  магнита  на металлический предмет на расстоянии?

Оборудование: широкий пластмассовый таз с водой, кораблики, дно которых изготовлены из пенопласта, бумажная мачта, закрепленная на стальную швейную иглу, магнит.

Ход опыта.

  1. Опустить кораблики на поверхность воды.
  2. Двигать магнитом над корабликом, не касаясь его.

Результат опыта. Кораблик двигается по траектории движения магнита, так как стальная игла в парусе взаимодействует с магнитом.

Вывод:                                                                                      Магнит приводит в движение предметы, содержащие металл на расстоянии.

Рефлексия.                                                                               - Дети, о каких свойствах магнита вы сегодня узнали? Как люди используют  магниты дома и в детском саду? (Ответы детей)                                                                               Воспитатель                                                                                Мы изучали свойства магнита.                                                    Теперь-то мы знаем, чем он знаменитый!                          Свойства его достойны внимания:                                          Может он действовать на расстоянии;                                    Силой притянет предмет он железный.                                     Опыты с ним всегда интересны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий для старшего дошкольного возраста

Материал содержит конспекты занятий по ознакомлению детей с историей, культурой, традициями и обячаями марийского народа....

Конспект занятия в старшей дошкольной группе "Воздух нам необходим"

Цель занятия: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

Конспект занятия во 2 младшей группе. Тема.» Исследовательская деятельность на занятиях по ФЭМП».

Цель.Закрепить умение определять качества и свойства предметов путём исследования....

Конспект открытого физкультурного занятия для старшей дошкольной группы детского сада по теме: «Птицы»

Конспект открытого физкультурного занятия для старшей дошкольной группыдетского садапо теме:«Птицы»...

Конспект занятия в старшей дошкольной группе. Квест-путешествие "Мой город"

Конспект занятия развитие речи в старшей группеКвест - путешествие  «Мой город»Цель: создание условий для закрепления знаний о родном городе Задачи:способствовать расширен...

Конспект занятия в старшей дошкольной группе "Путешествие в страну Культурия"

Цель: развивать логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста в условиях валеологического пространства. Задачи: • Образовательные Закрепить знания порядкового счета в пределах 10. Умени...