Познавательный проект «ПОЧВА – ОСОБОЕ ТЕЛО ЗЕМЛИ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данная тема проекта предусматривает представление воспитанников об удивительном мире природы. Ребенок знакомится с такими понятиями, как почва, песок, глина ее свойствами и влиянием на изменение окружающего мира.
Проект отражает современные методологические подходы к организации исследования детей – старших дошкольников, к формированию у них исследовательских умений в процессе экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавательный проект | 864.57 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
Данная тема проекта предусматривает представление воспитанников об удивительном мире природы. Ребенок знакомится с такими понятиями, как почва, песок, глина ее свойствами и влиянием на изменение окружающего мира.
Проект отражает современные методологические подходы к организации исследования детей – старших дошкольников, к формированию у них исследовательских умений в процессе экологического воспитания.
Реализация проекта предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки ребёнок получает не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и на занятиях экологического кружка, во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных занятиях.
Актуальность
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы, экосистемы региона, страны в целом.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, воспитать у ребёнка заботливое отношение к природе.
Цель проекта практически доказать в какой почве лучше выращивать культурные растения.
Ожидаемый результат:
- Будет экспериментально доказано, в какой почве лучше выращивать культурные растения.
- Оформлен альбом наблюдений по теме «Почва».
Результаты экспериментирования будут представлены на конкурсе.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ТЕМА ПРОЕКТА | «Почва - особое тело Земли» |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ | Познавательное развитие |
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА | Практически доказать в какой почве лучше выращивать культурные растения. |
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА | 1.Систематизировать знания о свойствах песка, глины и земли через экспериментирование и изучение энциклопедической литературы. 2. Формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. 3. Научиться вести альбом наблюдений. |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА | Краткосрочный (1 месяц) |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
|
ПЛАН РАБОТЫ
Задачи | Методы |
Подготовительный этап | |
Дать представление о почве, получить знания о различных типах почвы | Рассматривание иллюстраций, энциклопедий. Просмотр презентаций по теме «Природные ископаемые» |
Развивать интерес к объектам неживой природы: песку. Способствовать накоплению конкретных знаний о песке (использованием человеком) | Исследовательская деятельность: опыты по изучению песка Зарисовка опытов и экспериментов в альбоме наблюдений за почвой. |
Развивать интерес к объектам неживой природы: почве. Способствовать накоплению конкретных знаний о почве (использованием человеком) | Исследовательская деятельность: опыты по изучению почвы Зарисовка опытов и наблюдений |
Развивать интерес к объектам неживой природы: глине. Способствовать накоплению конкретных знаний о глине (использованием человеком) | Исследовательская деятельность: опыты по изучению глины Зарисовка опытов и наблюдений |
Сравнительная характеристика песка, глины, почвы на растворимость воды | Исследовательская деятельность: опыты по изучению глины, песка, почва Зарисовка опытов и наблюдений |
Основной этап | |
Исследовательская деятельность: Влияние состава почвы на жизнь растений (начальный этап наблюдения). | Посадка лука, начало ведения дневника природы |
Формировать у ребёнка познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность. | Просмотр презентаций «Полезные ископаемые» «Для чего люди добывают их?» |
Формировать знания о растениях, которые растут в разных почвах. | Дидактическая игра «Что где растёт?» |
Изучение состава почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы. Подвести к пониманию зависимости почвы и растений. | Зарисовка наблюденийв |
Формировать у ребёнка познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность. | Дидактическая игра «Что у нас под ногами? |
Познакомить с современным направлением в изоискусстве «СЭНД АНИМЭЙШН». | Совершенствовать навыки ребёнка в рисовании песком на световом столе разными способами |
Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки. | Совершенствовать навыки ребёнка в лепке |
Заключительный этап | |
Приобщать к основам экологической культуры и формировать ценностное отношение детей к природным объектам | Посредством художественной литературы передать бережное отношение к природе (заучивание стихотворения о почве) |
Исследовательская деятельность: Влияние состава почвы на жизнь растений (конечный этап наблюдения). | Выводы и итоги в дневнике экспериментирования и наблюдений о почве |
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
Подготовительный этап
На подготовительном этапе я постаралась обогатить развивающую предметную среду для реализации на практике поисково-познавательной деятельности с ребёнком:
- В книжном уголке поместила детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детскую художественную литературу.
- Создала картотеку опытов и наблюдений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.
- Оформила дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.
- При уголке природы создала мини-музей. Здесь в свободное время дошкольники превращаются в настоящих геологов. Также в уголке природы организовала мини-лабораторию, в которой в настоящее время имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов.
Основной этап
- Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса ребёнка в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Расширять представление ребёнка о физических свойствах окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
- Знакомить со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживаем с детьми рассаду и семена на подоконнике в группе, дополняем уголок природы комнатными растениями.
- Привлекая ребёнка в уголок природы, я решаю задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности.
Заключительный этап
- Развивать интеллектуальные эмоции ребёнка: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Учить ребёнка целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ И ТЕХНОЛОГИЙ | А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г. Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г. Н.А.Рыжова «Почва – живая земля» (почва) М,2005г. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г. Просмотр презентаций |
ПЕРЕЧЕНЬ ПОСОБИЙ | Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно». М,2004г. «Про небо и землю». (Сказочная хрестоматия) М,1999г. Сост. В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование ДОУ |
|
Оборудование групп |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Почва-живая земля"
На занятии дети знакомятся с понятием "почва",из чего она состоит,кто в ней живет и как мы можем сохранить ее....
«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ
Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник жизни растений, животных и чеовека ... Почва на земле создаётся миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»
Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...
Почва- особое тело земли
Из данного проекта дети узнают: что почва - верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.Дети научатся: определять проблему, котор...
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....
«Почва- живая земля. Кто создает почву?»
открытое занятие...
Почва- живая земля. Кто создаёт почву?
Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов и экспериментов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира на земле. Формировать познавательную активность,ин...