Почва- живая земля. Кто создаёт почву?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие"Почва-живая земля". | 9.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с №8 ___________________________________________________________________
Конспект открытого НОД в старшей группе
на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»
Подготовила: воспитатель
Вурдиханова Татьяна Рамазановна.
г.Махачкала 2017г.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Почва-живая земля. Кто создаёт почву?
ЦЕЛЬ: ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;
Задачи:
1) познавательно-исследовательские
— формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами.
— упражнять в умении анализировать;
— формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
2) речевые
— активизировать словарь за счет слов: плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, перегной, примеси;
3)коммуникативные:
— формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.
4) двигательные:
давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка., работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим»,
5) восприятие фольклора: пословиц о земле.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к повести Э. Н. Усперского "Дядя Федор кот и пес". Просмотр презентации «Почва».
Оборудование и материалы: схема-плакат «состав почвы»;,схема-плакат "почва-взаимосвязь с окружающим""; для опытов: образцы почвы(песчаной,глинистой,плодородной,чернозем), стаканы с водой, лупы, ложки,салфетки; пословицы, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.
Методические приёмы:
вопросы к детям;
экспериментирование;
исследование;
использование физкультминутки
Предварительная работа:
наблюдения на прогулке за почвой;
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент:
(Воспитатель приглашает детей в круг.)
— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Придумано кем_то просто и мудро:
при встрече здороваться :"доброе утро!"
доброе утро солнцу и звездам
доброе утро улыбчивым лицам.
и каждый становиться добрым ,улыбчивым.
пусть доброе утро длиться до вечера.
Мотивационно-ориентировочный этап:
— Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Ребята, это письмо из Простоквашино от Дяди Федора. Он пишет, что у них возникли проблемы. Матроскин с Шариком посадили овощи, но урожай не везде вырос удачный. Дядя Федор просит нас разобраться, почему так получилось.Хотите ему помочь?
Поисковый этап:как мы можем помочь ему.Давайте порассуждаем.
где растут овощи(ответы детей).
-Что же такое земля?
-Как вы думаете дети? (ответы детей).
Конечно же, вы правы, слово земля имеет много значений – это и название нашей планеты,на которой живем,плодородный слой на нашей планете.мы с вами будем говорить о земле на которой все растет,о земле -матушке нашей кормилице.земля-какое это емкое слово!земля- кормилица,Земля-поилица,родная мать -Земля.так уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название-
. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.
-Вы спросите зачем?
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.
-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.
-Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?
-А куда они потом деваются? (ответы детей)
Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.
-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух
Сейчас мы с вами проверим это на опытах.
Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.
Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу.
(Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканчики,
Практический этап:
У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей).
дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать).
ОПЫТ 1:
нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Находиться он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы доказать вам это – сделаем опыт.: Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы.Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки,которые будут подниматься на верх.
-Какой вывод можно сделать исходя из результата опыта? (в почве есть воздух необходимый для жизни растения.) Им дышат многие животные подземного мира
ОПЫТ 2. Состав почвы
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Наберем немного почвы в пробирку и нагреем, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.
Вывод: На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
-Кто живет под землей? (ответы детей)
Почва даёт приют многим растениям и животным. КРОТ,ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ ,МУРАВЬИ,ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА),МЕДВЕДКА .
Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».
Молодцы!
дети приглашаются на свои места. А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?
Беседа у плаката.
- В какой почве растения растут лучше всего? Почему?
Ответы детей.
- Чернозем содержит много полезных питательных веществ. На нем растения лучше всего растут и развиваются.
Педагог подводит итог занятия.
- Ребята, на какой же почве нужно выращивать урожай? Что мы напишем Дяде Федору?
Ответы детей.
-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)
-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.
Рефлексивно-оценочный этап:
После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью таблицы сиквейн.
1- «почва»,
2-как вы можете описать почву? ( плодородная, сыпучая.
3-Что делает,.-пропускает и удерживает , питает .)
4-Где нет земли, там нет травы.
5- почва-это жизнь.
Дорогие ребята, вы хорошо потрудились, помогли Дяде Федору, выяснили из чего состоит наша земля , что она плодородна и она дарит вам сюрприз-целую корзину душистых,спелых,румяных яблок ,за то ,что вы заботитесь о ней,и она любит вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Почва-живая земля"
На занятии дети знакомятся с понятием "почва",из чего она состоит,кто в ней живет и как мы можем сохранить ее....
Конспект занятия по экологии "Почва - живая Земля!"
открытое занятия в подготовительной группе....
«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ
Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник жизни растений, животных и чеовека ... Почва на земле создаётся миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»
Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»
Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая....
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....
«Почва- живая земля. Кто создает почву?»
открытое занятие...