Почва- живая земля. Кто создаёт почву?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вурдиханова Татьяна Рамазановна.
Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов и экспериментов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира на земле. Формировать познавательную активность,интерес к объектам живой и неживой природы. Восприятие фольклера: пословицы и поговорки о земле. Активизировать речь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ  д/с №8                                    ___________________________________________________________________

Конспект  открытого НОД   в  старшей группе

на  тему: «Почва-живая  земля. Кто создаёт почву?»

                                                        Подготовила: воспитатель

Вурдиханова Татьяна Рамазановна.

г.Махачкала 2017г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ: ознакомление детей с понятием «почва»  на основе  опытов, её составом и ценностью  для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

Задачи:

1) познавательно-исследовательские

— формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами.

— упражнять в умении анализировать;

— формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

2) речевые

— активизировать словарь за счет слов: плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, перегной, примеси;

3)коммуникативные:

— формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.

4) двигательные:

давать возможность активно двигаться  посредством чередование видов  деятельности: беседа, опыты, физминутка., работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим»,

5) восприятие фольклора: пословиц о земле.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к повести Э. Н. Усперского "Дядя Федор кот и пес". Просмотр презентации «Почва».

Оборудование и материалы: схема-плакат «состав почвы»;,схема-плакат "почва-взаимосвязь с окружающим""; для опытов: образцы  почвы(песчаной,глинистой,плодородной,чернозем), стаканы с водой, лупы, ложки,салфетки;  пословицы, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

Методические приёмы:

вопросы к детям;

экспериментирование;

исследование;

использование физкультминутки

Предварительная работа:

наблюдения на прогулке за почвой;

  ХОД  ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент:

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Придумано кем_то просто и мудро:

при встрече здороваться :"доброе утро!"

доброе утро солнцу и звездам

доброе утро улыбчивым лицам.

и каждый становиться добрым ,улыбчивым.

пусть доброе утро длиться до вечера.

Мотивационно-ориентировочный этап:

— Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо).   Ребята, это письмо из Простоквашино от Дяди Федора. Он пишет, что у них возникли проблемы. Матроскин с Шариком посадили овощи, но урожай не везде вырос удачный. Дядя Федор просит нас разобраться, почему так получилось.Хотите ему помочь?

Поисковый этап:как мы можем помочь ему.Давайте порассуждаем.

где растут овощи(ответы детей).

-Что же такое земля?

-Как вы думаете дети? (ответы детей).

           Конечно же, вы правы, слово земля имеет много значений – это и название нашей планеты,на которой живем,плодородный слой на нашей планете.мы с вами будем говорить о земле на которой все растет,о земле -матушке нашей кормилице.земля-какое это емкое слово!земля- кормилица,Земля-поилица,родная мать -Земля.так уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю. Все мы ходим по земле. В сухую  погоду ворчим,  что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название-

. Она поит  и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

-Вы спросите зачем?

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

-Как же это происходит? Давайте с вами  вспомним.

-Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают  листья?

-А куда они потом деваются? (ответы детей)

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают,  и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя?  Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный  почвенный слой.

          -Как вы думаете из чего  состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть  вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.

Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу.

 (Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски,  стаканчики,

Практический этап:

 У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей).

 дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать).

ОПЫТ 1:

нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Находиться он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы доказать вам это – сделаем опыт.: Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы.Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки,которые будут подниматься на верх.

-Какой вывод  можно сделать исходя из результата опыта? (в почве есть воздух необходимый для жизни растения.) Им дышат многие животные подземного мира

ОПЫТ 2. Состав почвы 

 Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3.  Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает  вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Наберем немного почвы в пробирку и нагреем, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод:  На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. КРОТ,ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ ,МУРАВЬИ,ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА),МЕДВЕДКА .

         Сегодня пасмурно, но весёлая песенка  о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:  « Солнышко лучистое».

Молодцы!

 дети приглашаются на свои места. А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката.

 - В какой почве растения растут лучше всего? Почему?

Ответы детей.

 - Чернозем содержит много полезных питательных веществ. На нем растения лучше всего растут и развиваются.

Педагог подводит итог занятия.

 - Ребята, на какой же почве нужно выращивать урожай? Что мы напишем Дяде Федору?

Ответы детей.

-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста,  что это? Из чего состоит, кто в  ней обитает?(ответы детей)

-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять  почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Рефлексивно-оценочный этап:

После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью таблицы сиквейн.

1- «почва»,

 2-как вы можете описать почву? ( плодородная, сыпучая.

3-Что делает,.-пропускает и удерживает ,  питает .)

4-Где нет земли, там нет травы.

5- почва-это жизнь.

Дорогие ребята, вы хорошо потрудились, помогли Дяде Федору, выяснили из чего состоит наша земля , что она плодородна и она дарит вам сюрприз-целую корзину душистых,спелых,румяных яблок ,за то ,что вы заботитесь о ней,и она любит вас.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Почва-живая земля"

На занятии дети знакомятся  с  понятием "почва",из чего она состоит,кто в ней живет и как мы можем сохранить ее....

Конспект занятия по экологии "Почва - живая Земля!"

открытое занятия в подготовительной группе....

«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ

Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник  жизни растений, животных и чеовека ...  Почва на земле создаётся  миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки  насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»

Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая....

Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»

ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....