«Почва- живая земля. Кто создает почву?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Мечта»
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе
Тема: «Почва- живая земля. Кто создает почву?»»
Золотова Елена Валентиновна
Цель: расширять представления детей о почве и подземных обитателях.
Задачи:
- Развивать познавательную активность.
- Учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы о составе почвы, ее загрязнении, в процессе опытнической деятельности.
- Формировать дружеские отношения во время опытов, игр.
- Закреплять знания о представителях почвенной фауны (дождевой червь, крот и д. р.)
- Воспитывать культуру поведения в природе.
- Обобщать и активировать в речи слова: почва, подземные обитатели, воздух и другие слова по теме.
Оборудование:
Коллекция «Почва и ее состав», письмо, видеоматериалы «Подземные обитатели», иллюстрации дождевого червя, крота и др., стаканчики с водой, 2 банки с водой и мыльной водой, почва, угощение.
Ход НОД:
1. Дети стоят в кругу.
Воспитатель (далее В ):
- Сегодня я получила письмо, где нас приглашают в лабораторию проведения опытов. Наверно нам будет интересно узнать, какие опыты там проводят? Чтобы попасть в эту лабораторию отгадайте загадку:
И топчут ее,
И режут ее,
Она не серчает
Добром отвечает.
Ответы детей.
Русский народ придумал много поговорок и пословиц о Земле. Под словом Земля имеется в виду почва.
- Где нет земли, там нет травы.
- Земля кормилица.
- Нет земли краше, чем наша.
- Без хозяина земля- круглая сирота.
- В землю не положишь, с земли не возьмешь.
Игра «Если я приду в лесок.»
Буду говорить свои действия, а вы отвечайте «да» или «нет»- «плохо», «хорошо».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
- Если съем я конфетку и выброшу бумажку? (нет)
- Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
-Если хлебушка кусок на земле пеньке оставлю? (да)
- Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
- Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
- Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)
- Почему землю называют «живая земля»? (ответ детей)
Проходите на стульчики, сейчас мы посмотрим видеофильм о земных обитателях.
-Кто живет в земле?
-А как же они дышат под землей?
Чтобы ответить на этот и другие вопросы отправимся в нашу лабораторию.
Опыт №1.
«Есть ли в почве воздух?»
В стакан с водой бросаем кусочек земли-если входят пузырьки и поднимаются к верху-это и есть воздух. Дети проделывают сами.
Вывод: в почве есть воздух, значит там могут жить подземные жители.
А из чего состоит почва? (рассматриваем стакан с водой и землей)
Опыт №2.
«Состав почвы»
Если в стакане на дне лежит песок, вода помутнела- из-за глины, а на поверхности плавают остатки растений, корешки-это перегной.
Вывод: следовательно, почва состоит из (смотрим коллекцию «Почва и ее состав»):1. перегноя, 2. песка, 3. глины. Почва-это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения и живут подземные обитатели. В создании перегноя участвуют: дождевые черви, кроты, мокрицы, слизни, многоножки, и мелкие микроорганизмы (см. иллюстрации). В результате их деятельности образуется перегной.
Игра «Что я видел на участке» (закончи предложение)
Вспомните ребята, что вы видели и знаете…
-Осенью с деревьев падают… (листья, плоды)
- Листья бывают… (желтые, оранжевые)
- От дождя листья становятся… (мокрые)
- Если листья темнеют и покрываются пятнами, они…(гниют)
- Кто помогает перерабатывать осенние листья, траву, превращая в перегной … (черви, насекомые)
- Мы часто видели на участке слизней… ((муравьев, божьих коровок и тд)
- Перед дождем из своих норок выползают… (дождевые черви)
Ребята, а везде почва одинаковая, чистая и благоприятно в ней жить подземным обитателям?
Опыт №3.
«Загрязнение почвы» (проводит воспитатель)
Две большие банки с чистой водой и водой мыльной (пенистой)
- Что будет с почвой, если ее полить чистой водой?
- Мыльной водой?
-А если бы вы были подземными обитателями, где бы вы захотели жить? в чистой или мыльной почве? Подойдите к той баночке и встаньте рядом (объясните, ответы детей).
-Ребята, вы любите природу? Вам нравится, когда вокруг красивые цветы и деревья, поют птицы, чистый воздух?
- Охраняете ее? Значит вы защитники природы!
Физ. минутка.
Природу будем защищать (руки в стороны)
Зря деревья не ломать (маршируем на месте)
Ребята, вам понравилось в лаборатории? Что мы делали? Как мы с вами можем помочь подземным обитателям? (не разводить костры, ходить только по дорожкам, растения поливать чистой водой). А что это за пакет? Это пакет от всех подземных жителей, они рады были познакомиться с вами и прислали угощение.
Самоанализ.
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы, возраст от 6 до 7 лет. В количестве 13 детей. Длительность 30 минут , что соответствует нормам СанПина.
Организация НОД.
Подготовила помещение в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, продумала расположение демонстрационного и наглядного материала к НОД.
Интеграция: НОД построена с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая все это, я определила: цели ,задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Мною были поставлены задачи:
Образовательные задачи: создавать условия для:
- развития познавательного интереса к миру природы;
- формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;
- развития умений проводить несложные опыты с водой.
- обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
- предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие»;
- активации словарного запаса детей: природа, насекомые, рыбы, помощь. - развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;
-развития умения изображать природные объекты в цвете (Художественно-эстетическое развитие)
- формирования навыков коллективного общения
- формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)
Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.
Методы:
Словесные: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей,
поощрение, анализ занятия;
Наглядные: рассматривание карточек;
Игровые: дидактические игры, м.п. игра, использование сюрпризных моментов(поощрение), Выполнение игровых действий.
Практический: самостоятельная деятельность детей.
Приёмы:
Игровые моменты.
Создание проблемной ситуации.
Показ и рассматривание иллюстраций.
Беседа
Награждение .
Структура НОД.
НОД проводилась с группой детей старшего возраста 6 - 7 лет, состояла из четырёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
1. Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности.
2. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено провести занятие в виде викторины.
3.Основная часть НОД представляла собой организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации для решения поставленных задач.
4.В заключительной части НОД дети сделали выводы.
Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.
Обращала внимание на осанку детей во время работы за столами.
В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей.
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и задач.
Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.
Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.
Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.
На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую .
Считаю, что выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в НОД задачи были выполнены.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всей образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Почва-живая земля"
На занятии дети знакомятся с понятием "почва",из чего она состоит,кто в ней живет и как мы можем сохранить ее....
Конспект занятия по экологии "Почва - живая Земля!"
открытое занятия в подготовительной группе....
«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ
Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник жизни растений, животных и чеовека ... Почва на земле создаётся миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»
Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»
Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая....
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....
Почва- живая земля. Кто создаёт почву?
Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов и экспериментов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира на земле. Формировать познавательную активность,ин...