Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему « Весна».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тимохина Людмила Геннадьевна

Конспект НОД по ознакомлению с  окружающим  миром

в подготовительной группе на тему « Весна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с  окружающим  миром

в подготовительной группе на тему « Весна».

Задачи:

- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

-Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы.

- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.

-Развивать память, внимание, мышление.

- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с природой.

- Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.

Материал к НОД: картинки с явлениями природы, картинки с изображением отгадок.  Аудиозапись «Музыка весеннего леса». Конверты с заданиями. Звёздочки трёх цветов для самооценки.

Предварительная работа:  Наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке. Рассматривание иллюстраций по теме.  Чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь»,  Н. Сладкова «Весенние радости»,  стихотворения А. Плещеева «Весна»,  рассказов М. Пришвина «Весна в лесу»,  «Деревья в плену»,  знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме.   Рисование «Расцвели красивые цветы», «Весенняя картинка».  Аппликация «На полянке».  

Индивидуальная работа: Закреплять умение называть детёнышей  диких животных.

 Активизация словаря: активизировать  словарь  словами по данной теме.

Приемы: словесные, наглядные, игровые, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?

Дети: Да.

Воспитатель:  Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит  тихо « Музыка весеннего леса»).

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень – листьям, нам – тепло,

Волшебство – чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы –

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица - (весна).

Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне.

1 задание « Назови правильно»

  • Назовите приметы весны.  (Выслушиваю ответы детей)

  • Назовите весенние месяцы. (Выслушиваю ответы детей)

  •  Какой сейчас месяц?  (Выслушиваю ответы детей)

2 Задание – конверт : «Отгадайте загадки».

( В конверте лежат картинки с отгадками.)

 ( Картинку с отгадкой выставляю на мольберте или прикрепляю к магнитной доске)

  • Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. ( Сосулька).

  • Ой, беда! ой, беда! Тает снег кругом вода.

Не наденешь валенки, на снегу… ( Проталинки).

  • Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП - звенит… (Капель).

  • В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит. ( Солнце).

  • Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей).

  • Тает, тает белый снег,

Мишка не зевай!

      Ведь вода из полных рек

Льётся через край.

Может затопит берлогу,

Деревеньку и дорогу. ( Половодье, паводок).

  • Солнце пригревает,

Лёд на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

  • Весною называют?.. ( Ледоход).

3 Задание.  «Найди ошибку»

А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.

  • Пригрело солнце, потому что тает снег.
  • Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
  • Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
  • Наступила весна, потому что прилетели грачи.
  • Пришла весна, потому что пробудился медведь.

-Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?

  • Капель, проталина, урожай, сосулька.
  • Подснежник, весна, листопад, грач.
  • Таять, капать, набухать, заготавливать.
  • Март, апрель, декабрь, май.

4 Задание.  « Отгадай загадки».

-Ребята, скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной? (Первоцветы).

Правильно. Первоцветы - это многолетние  растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются.  Отгадайте загадки о весенних цветах.

  • У занесённых снегом кочек,

      Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.  (Подснежник).

  • Белые горошки на зелёной ножке… (Ландыш).

  • Он цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам… (Нарцисс).

  • Замечательный цветок,

           Словно яркий огонёк.

           Пышный, важный, словно пан

           Нежный, бархатный… (Тюльпан).

  • Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик).

  • Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха).

  • Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба).

  • Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нём, ни окон

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут … (Гнездо).

  • На дворе весна гуляет

Скоро бурый снег растает.

Там и тут бегут ручьи.

Гнёзда делают … (Грачи).

 Воспитатель:  

-Какие птицы возвращаются весной?

-Как назвать этих птиц одним словом?

-Чем заняты птицы весной?

-Для чего им нужны гнёзда?

5 Задание.  Дидактическая игра « Прилетели птицы».

Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

 

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.
Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Лебеди и утки. Спасибо шутке!

Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопросы.

- А что происходит у зверей весной?  (Рождаются детёныши).

6 Задание. Игра «Назови детёнышей».

Давайте назовём детёнышей животных. ( Индивидуальная работа с детьми).

-Кто детёныш у волчицы? (волчонок). У ежихи? (ежонок). У лисицы? У медведицы? У зайчихи? У белки? У мышки? У бобрихи? У барсучихи? У лосихи? У Медведицы?

-Отлично справились. А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка « Мишка».

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх)

К нам опять пришла весна. ( Удивиться, опустить руки вниз)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил. ( Вращение головой)

Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад)

Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте)

Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни)

И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни)

В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни)

Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни)

Наконец медведь наелся (Погладить живот)

И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)

7 Задание. «Так или не так?»

-Ребята, послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то как надо поступить?

1 ситуация.

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!
- А в нём яичко!
- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нём.
Девочки взяли яичко с собой.

Правильно ли девочки поступили?

 Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2 ситуация.

Две сестрёнки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

-Давай сорвём его и отнесём маме!

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Правильно ли поступили девочки?

Дети: Ландыши занесены в красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

3 ситуация.

Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.

Правильно ли поступил мальчик?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.

4 ситуация.

После дождя дети пошли гулять во двор.

-Посмотри, сколько червячков!

-Давай соберём их и девчонок испугаем!

Собирают червяков в банку, закрывают банку крышкой.

-Пойдём, посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Правильно ли поступили ребята?

Дети: Червей собирать нельзя. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений. А ещё ими питаются некоторые животные и птицы.

8 Задание. «Назови одним словом».

- Ну, что же вы молодцы! Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы одним словом.

  • Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (зимующие)
  • Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
  • Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это?  (птицы)
  • У какого дерева белый ствол? (у берёзы)
  • Как называется дом муравьёв? (муравейник)
  • Сколько ног у жука? (шесть)
  • Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
  • Кто носит свой дом на спине? (улитка)
  • У какого зверя есть иголки? (у ежа)
  • Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)
  • Сколько ног у паука? (восемь)
  • Чем в основном питаются перелётные птицы? (насекомыми)
  • Какая птица лечит деревья? (дятел)
  • Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
  • Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
  • Кто в лесу плетёт паутину? (паук)
  • У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (у божьей коровки)
  • Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?  (дикие)

-Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились.
Ребята, я приготовила для вас разные звёздочки. Каждый возьмёт себе 1 звезду. Красную возьмёт тот, кому сегодня было трудно справляться с заданиями. Жёлтую возьмёт тот, кому только  некоторые задания показались трудными, а с другими он легко справился. Зелёную возьмёт тот, кому сегодня было всё понятно и у него всё легко получилось. (Дети выбирают звёздочку и объясняют свой выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по изобразительному искусству в подготовительной группе по теме: "Весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительному искусству в подготовительной группе.Занятие составлено для детей 6-7 лет.цель: познакомить с нетрадиционным способом рисования...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе на тему «Весна»

Это занятие в подготовительной группе детского сада с помощью нетрадиционной техники рисования....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Весна"

Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизи...

конспект образовательной деятельности по ИЗО в подготовительной группе на тему "Весна"

конспект ОД по ИЗО в подготовительной группе на тему "Весна"...

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Весна»

Программное содержание: Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны. Закрепить знания народных примет, загадок о весне. Учить детей согласовывать прилагательные с сущ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Весна".

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Весна"....