Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему "Эх, валенки!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект разработан в соответсвии с ФГОС, включает в себе экспериментальную работу с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД по ФГОС, включает экспериментальную работу с детьми | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД на тему: «Эх, валенки!»
(Образовательная область «Познавательное развитие»)
Разработала:
воспитатель высшей кв. категории
МБДОУ № 3
Мифтахова Фанзиля Минехамзовна
Цель: формировать элементарные представления о народном промысле нашего края - изготовлении валенок.
Задачи:
развивающие: развивать познавательный интерес к новому, логическое мышление, создавать условия для формирования способности самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.
воспитательные: способствовать воспитанию чувства уважения к труду мастеров валяльного ремесла.
обучающие: познакомить с процессом изготовления валенок, стимулировать речь детей через активизацию тактильных ощущений; обогатить пассивный словарь (валять, войлок), закрепить свойства шерсти, слово шерстяной.
Предполагаемый результат: имеет первоначальные представления об истории валенок, валяльного ремесла; проявляет интерес к истории родного края.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Индивидуальная работа: с Кирой, Богданом, Евой упражнять в произношении слова «шерстяной».
Словарная работа: активный словарь - шерсть, шерстяной, пассивный словарь - валять, войлок.
Предварительная работа: беседа «Что носили наши бабушки и дедушки»; чтение М. Пришвин «Дедушкин валенок», разучивание танцевальных движений русского народа.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук
Демонстрационный материал: овечья шерсть, колодка, валенки, одежда из шерсти и других материалов, два контейнера, две банки с горячей водой, сапоги, носки шерстяные, вещи из войлока.
Раздаточный материал: куски кожи, войлока, ножницы, розетки с водой, пипетки.
Участие родителей: привлечь маму Маши к поиску материала об истории валенок и подготовить с Машей рассказ об этом.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями (на русском и татарском языке).
- Ребята, вчера я была в магазине. Скоро зима и надо подготовиться к ней. Я стояла и думала, что же мне купить: резиновые сапоги, валенки, кожаные ботинки, меховые сапоги? Может вы мне посоветуете (Предполагаемые ответы-сапоги, ботинки, валенки. Если дети не предложат валенки, спрашиваю «А вы что обуваете зимой?»).
- А почему валенки? (в них тепло, ноги не мерзнут).
-А как вы можете доказать, что в них теплее, чем в сапогах? Попробуйте убедить меня (дети предлагают свои варианты).
2. Основная часть.
1) - Ребята, как-то в одной энциклопедии я нашла простой, но очень интересный эксперимент. Может он даст ответ на наш вопрос? Поможете его провести? (подходим к столу, где на подносе стоят валенок и сапог, рядом – 2 маленькие пустые банки, чайник с теплой водой).
- Нальем в 2 баночки теплой воды. Одну баночку поставим в сапог, а другую в валенок и вынесем на улицу. А потом проверим, где вода будет теплее. В конце занятия вы мне напомните о нашем эксперименте. (2-3 ребёнка помогают воспитателю, помощник воспитателя выносит поднос с обувью на балкон). Дети садятся на стулья.
2) - Ребята, а как вы думаете, из чего делают валенки?(из шерсти)
- А откуда берется шерсть?(шерсть нам дают овцы)
- Шерсть срезают с овец 2 раза в год – весной и осенью и перерабатывают. Валенки – это единственная обувь, изготовление которых не причиняет вреда природе и животным.
После обработки из шерсти прядут пряжу, а из пряжи что можно сделать? (вяжут одежду - шапки, шарфы, варежки, носки). Воспитатель даёт пощупать, потрогать кусок сбитой шерсти и клубок пряжи. - Что вы можете сказать о шерсти, какая она? (Мягкая, лёгкая…..)
3)- В каждом доме, когда готовятся к зиме, хозяйка обязательно осматривает, откладывает вещи, которые нужны будут зимой. А летнюю одежду убирает до следующего года. Помогите и мне разложить вещи в два контейнера. Тёплые, шерстяные вещи в один контейнер, а вещи из других материалов - в другой. А что и в какой контейнер положить, вы догадаетесь сами (на контейнерах приклеены картинки-символы).
Игра «Помоги разложить вещи».
-Вместе проверим, что вы сложили в контейнер для шерстяных вещей. Носки из шерсти -значит это…..шерстяные носки. Варежки из шерсти….? (хоровые ответы чередуются с индивидуальными - Богдана, Евы, Киры).
Отдельным детям поручается проверить второй ящик, нет ли там шерстяных вещей? Все вещи второго ящика можно выложить на стульчик, чтобы дети проверили. Если обнаружится ошибка, воспитатель задаёт вопросы:- Что здесь лишнее? Почему ты так думаешь? Как ты догадался? Молодцы. Спасибо.
-Ребята, а как раньше носили валенки, в старые времена, расскажет Маша. Они с мамой много искали в интернете и приготовили для вас рассказ (на экране - иллюстрация, где изображены народные гулянья. У Маши в руках валенки).
Маша - Валенки – известная русская обувь. Валенки в России появились очень давно и являлись отличной обувью для гуляний. В них встречали масленицу, водили хороводы, плясали. Семья, имеющая валенки, считалась богатой. Валенки никогда не выбрасывались, их передавали из поколения в поколение, старики передавали молодым. Если они протирались, то их подшивали.
4) - Ребята, а давайте и мы спляшем как в старые времена. Кто знает русские народные движения – танцуйте, а кто не знает – повторяйте за мной.
Физминутка «Плясовая» (под русскую народную песню «Валенки»).
Дети садятся на стулья.
5) - Ребята, а вы знаете, почему валенки так назвали?
- От какого слова произошло слово «валенки»? Вслушайтесь в это слово «ва-лен-ки» (дети высказывают свои предположения).
- Валенки так называют, потому что их делают путем валяния, их валяют. А что значит «валять» вы сейчас узнаете.
(показ презентации о Кукморской фабрике валенок). Рассказ воспитателя по ходу презентации.
1 слайд - Раньше валенки делали в банях, а сейчас их делают на фабриках. В нашей стране есть несколько таких фабрик. А самая знаменитая фабрика, которая выпускает самое большое количество валенок, находится в нашем Татарстане в поселке Кукмор.
2 слайд. Склад, где хранится шерсть. Отсюда шерсть отправляют на мойку и сушат.
3 слайд. Потом шерсть разрывают на мелкие клочки и сушат.
4 слайд. В чесальном цехе шерсть расчёсывается и становится пушистым, мягким, цельным куском.
5 слайд. Потом шерсть наматывается на чесальный станок, чтобы набрать нужную толщину.
6 слайд. Далее вручную создают основу будущего валенка.
7 слайд. Эта заготовка обрабатывается паром и прессуется на специальных станках. Шерсть становится плотной.
8 слайд. После этого заготовки отправляют в валяльный цех, где в большом деревянном барабане с помощью высокой температуры, воды они уменьшаются в размере. Весь процесс изготовления валенок – чесание, обработка паром, водой, прессом и называется валяние. Такая сбитая, прессованная шерсть называется войлоком. Материал валенок-это войлок (воспитатель показывает кусок войлока, даёт пощупать).
9 слайд. Затем мужчины насаживают валенки на колодки, обстукивают, отправляют на сушку (показываю колодку, даю потрогать).
10 слайд. После сушки валенки попадают в руки дизайнеров, их вышивают, украшают.
11 слайд. Вот такие красивые валенки поступают на прилавок магазинов.
- Вот, ребята, мы увидели, как много надо трудиться и иметь силу, чтобы получились валенки. Какая тяжелая и ответственная работа – валять валенки. Раньше, когда не было станков, валенки валяли вручную. И мы с вами обязательно это попробуем сделать в другой раз. Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб валенки долго носились, чтобы можно было их передать младшим детям? (Валенки нужно носить бережно, аккуратно).
6) -Валяют войлок не только для валенок, но и для других вещей. Зажмурьтесь и попробуйте представить (вспомнить) что же можно сделать кроме валенок из войлока (Гимнастика для глаз). (Стельки для обуви, сапоги, шапки для бани, тапочки. Осмотр войлочных вещей стоя у стола)
7) - У вас на столах лежат кусочек кожи и кусочек валенка или по-другому - войлока.
- Как выдумаете, для чего это? (Посмотреть, опыт провести,…)
Дети садятся за столы.
- Что вы можете сказать про кожу и войлок? Что вы чувствуете? (кожа - холодная, войлок - теплый, кожа - гладкая, войлок - шершавый, колючий, кожа - тонкая, войлок - толстый).
- А если нам нужен маленький кусок войлока, что вы сделаете? (Дети пробуют порвать, порезать) Получилось? Почему? Что труднее (легче) режется?
-Что случится, если вы оденете войлочные валенки в сырую погоду? Как можно это проверить? (ответы детей)
Дети капают воду пипеткой на войлок.
- Что произошло? (войлок впитал, а на коже остались капли).
- Значит валенок……(ответы детей: впитывает воду, промокает).
- Какой вывод можно сделать? (В сырую погоду валенки не носят.)
-Ребята, что вы должны были мне напомнить?
Дети вспоминают про эксперимент. Младший воспитатель приносит поднос.
-Достанем баночки и посмотрим, что же получилось. Потрогайте баночку из сапога и баночку из валенка. Что вы можете сказать? (В сапоге баночка остыла, а в валенке теплая). О чем это говорит?
- Значит, что же лучше носить зимой? Почему? Вы меня убедили, ребята, что валенки - это лучшая зимняя обувь. Я обязательно куплю себе и дочке тёплые кукморские валенки. Спасибо за помощь.
3. Заключительная часть.
- Из чего делают валенки?
- Что такое войлок?
- В каком посёлке нашей республики валяют валенки?
Сегодня дома расскажите родителям о том, где и как валяют валенки. Думаю, им тоже будет интересно узнать об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Школа. Учитель"
Конспект для воспитателя подготовительной к школе группе....
Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»
Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.
Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"
Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Школа. Школьные принадлежности»
Образовательная область "Речевое развитие"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Новогодние валенки».
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Новогодние валенки».Цель: знакомство детей с русским народным промыслом - изготовление валенок, как частью русской истории и культуры.За...