Прогноз и погода или экспериментальная работа в метеорологической станции
проект по окружающему миру ( группа) на тему
В представленной работе рассказывается о там как была создана метеорологическая станция для наблюдений с детьми раннего возраста и как ей пользоваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_gruppa.docx | 509.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Прогноз и погода или экспериментальная работа в метеорологической станции»
Прогноз и погода
В последнее время на погоду не жалуется только ленивый. Погода и сама дает для этого массу предпосылок, устраивая дождевые потопы или засухи там, где раньше их отродясь не бывало. На прогнозирование погоды брошены мощные научные силы, но даже наличие современнейших компьютеров не всегда позволяет синоптикам заблаговременно и с высокой точностью сделать необходимые прогнозы. А ведь прогнозировать погоду люди научились уже давно, и помогает им в этом сама природа.
Существует масса народных примет, связанных с предсказаниями погоды. Они вырабатывались веками наблюдений и зачастую приобретали форму пословиц и поговорок, прочно укореняясь в народном сознании. Правильное предсказание погоды было жизненно важно для крестьян, для которых ошибки в прогнозах могли обернуться гибелью урожая. Люди, умеющие по состоянию растений, виду облаков, цвету зари или заката, силе и направлению ветра, поведению птиц, зверей, насекомых и даже аромату цветов предсказывать погоду, всегда окружались почетом и уважением. И таких народных синоптиков, видимо, на Руси было немало. Удивляясь смекалистости крестьян, А.С. Пушкин в стихотворении «Приметы» писал:
«Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду».
Любопытную зарисовку предсказания погоды крестьянином дает в «Записках охотника» И.С. Тургенев. Помните, как заканчивается рассказ «Хорь и Калиныч»? «Мы поехали; заря только что разгоралась. «Славная погода завтра будет», - заметил я, глядя на светлое небо. «Нет, дождь пойдет, - возразил мне Калиныч, - утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет». Мы въехали в кусты. Калиныч запел вполголоса, подпрыгивая на облучке, и все глядел да глядел на зарю...».
Умение предсказывать погоду по природным явлениям и растениям не утратило значения и в наше время. Конечно, сделать долгосрочный прогноз таким способом не удастся, но с высокой вероятностью предсказать изменение погоды на ближайшее время вполне по силам любому человеку, умеющему читать «книгу живой природы».
Особенно точные предсказания погоды дают растения, которые, в отличие от животных, не имеют возможности спрятаться от дождя, метели, жары или похолодания. Чтобы защитить себя и свои вызревающие семена от резких изменений погоды, растения вынужденно научились в процессе длительной эволюции чутко реагировать на все предстоящие изменения. Причем, часто такая реакция наступает за многие часы от предстоящего изменения погоды. Распознать предстоящие изменения погоды растениям помогают многие факторы: температура, влажность и наэлектризованность воздуха, атмосферное давление, геомагнитное поле.
Некоторые растения прямо «плачут» перед дождём.
«Плач» растений объясняется очень просто. При повышении влажности воздуха у растений уменьшается естественное испарение влаги и они вынуждены от её излишков избавляться таким своеобразным способом.
Любопытно, что на изменения погоды реагируют семена и засохшие части растений - ветки, стебли, листья. Они изменяют свое положение, изгибаются, скручиваются или выпрямляются. Семена одуванчика перед дождем не удастся сдуть с головки, так крепко они за неё держатся, хотя в хорошую погоду их уносит даже легкий ветерок. Любопытно поступают семена аистника цикутного, которые при повышении влажности начинают буквально ввинчиваться в почву. Это происходит оттого, что хвостик длинного семени при сухой погоде буквально сворачивается в пружинку, которая с повышением влажности начинает раскручиваться, вворачивая семечку в землю. Существует значительное количество растений, умеющих предсказывать погоду. Надежней всего понаблюдать за реакцией сразу нескольких растений, тогда прогноз будет точен и дождь не застанет вас врасплох.
Растения-барометры
Способность чутко реагировать на всевозможные изменения погоды — одна из характерных особенностей растений. Наблюдательный человек всегда найдет растение, по которому может определить погоду.
В настоящее время ботаникам известно около 400 видов растений, произрастающих в средней полосе России, которые могут использоваться в качестве живых барометров, предсказателей погоды.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПОГОДЫ.
К ХОРОШЕЙ ПОГОДЕ:
Береза. Кора, во множестве потрескавшаяся весною на березах и других деревьях, предсказывает на будущее время продолжительную, хорошую и сухую погоду.
Василек луговой. Цветки раскрыты, нектар выделяется в большом количестве - к хорошей погоде.
Вьюнок. Если в пасмурную погоду цветы вьюнка раскрываются — верный признак наступления хорошей, солнечной погоды. С утра цветки раскрыты - к ясной погоде.
Жасмин. Не слышно запаха от цветущих кустов (или он едва уловим) - к хорошей погоде.
Жимолость съедобная. Цветки на кустарнике не пахнут, ночью запах цветков еле-еле уловим - к хорошей погоде.
Календула лекарственная. С раннего утра венчик раскрыт и оранжевые цветки далеко заметны - к хорошей погоде.
Кислица обыкновенная. Днем цветки раскрыты, а на ночь складываются - к хорошей погоде.
Морковь посевная. Соцветие торчит вверх - к хорошей погоде.
Одуванчик лекарственный. Растения стоят яркие, желтые, соцветия раскрыты и далеко заметны - к хорошей погоде. Семена при легком ветре хорошо отделяются - к хорошей погоде.
Папоротник. Если у папоротника листья закручиваются вниз, — это к хорошей погоде.
Сирень обыкновенная. Запах у сирени слабый и не ощущается на некотором расстоянии от куста - к хорошей погоде.
Смородина. У растений отсутствует запах - к жаркой погоде.
К ДОЖДЮ:
Василек луговой. Цветки сжались, не видно их голубых лепестков - к дождю.
Земляника. Если цветки земляники поникают, — это говорит о приближении ненастной погоды.
Картофель. Если цветоножки бело-фиолетовых цветков картофеля изгибаются вниз и цветки поникают, — это говорит о приближении ненастной погоды.
Календула лекарственная. Цветки свертываются, закрываются среди дня, листья поникают - за несколько часов до дождя. Цветки раскрываются поздним утром - к дождю.
Кислица обыкновенная. Днем цветочки складываются и поникают либо на ночь не свертываются (как обычно), а распускаются - к дождю. Листочки складываются и прижимаются к стебелькам - к дождю.
Мальва. Если при чистом голубом небе мальвы складывают лепестки, значит, скоро пойдет дождь. Если цветки мальвы закрыты, — это к дождю.
Мать-и-мачеха. Если цветки мать-и-мачехи закрываются, — следует ожидать дождя
Морковь посевная. Соцветие поникло - к дождю.
Одуванчик. Если одуванчик плотно сжимает свою пушистую шапку, — к ненастью.
Папоротник. Если у папоротника листья, ранее закрученные вниз, начинают распрямляться, — через четверть часа следует ожидать дождя.
Смородина. Появился запах от кустов, цветков - за 15-20 ч до дождя. Цветки начали особенно сильно пахнуть, над кустами много пчел - за 15-20 мин до дождя.
Табак. Если душистый табак, левкой и донник сильно пахнут, — следует ожидать скорого дождя.
Трава утром сухая – к ночи ожидай дождя.
Как создать цветник – барометр.
На передний план посадить ноготки, декоративный табак.
На средний план васильки (если в пасмурное утро цветы открыты – дождя не будет).
Ближе к центру дербенник иволистный.
В центр – мальву.
А по забору пустить жимолость каприфоль.
Календула Табак декоративный Василёк
Дербенник иволистный Мальва Жимолость каприфоль.
Цель создания метеорологической станции. Одной из самых распространённых ошибок в практике обучения детей раннего возраста является стремление дать детям как можно больше готовой систематизированной информации. А ведь дети в Домах ребёнка и так ограничены в изучении природы, у них нет опыта, и они основываются, только на знаниях, полученных от окружающих их взрослых. Общеизвестно, что дети более чувствительны к восприятию мира в единой системе, чем взрослые. Особенностью детского мышления является стремление связывать "всё и во всём". Поэтому при создании метеостанции я поставила себе цель не формировать знания, а систематизировать их, закреплять и отрабатывать умения свободно ими пользоваться в самостоятельной познавательной деятельности, а также развивать мышление, и умение делать выводы.
Метеорологическая станция.
Зона метеорологической площадки расположена так, чтобы детям было удобно использовать её: на границы между двух участков. Площадка научит детей определять погоду, используя для этого специальные приборы: осадкомер и флюгер.
Клумба- барометр поможет детям научиться определять погоду по цветам.
Что представляет собой метеорологическая станция.
На площадке расположен прибор – осадкомер, представляющий собой столб с одной стороны которого прикреплена крыша, два ведра с цилиндрическими стенками на подставках-пенёчках, расположенные по бокам столба, один из пенёчков расположен под крышей. Выше всех установлен флюгер – вертушка. Клумба с цветами - барометрами: ноготками, декоративным табаком и кислица обыкновенная.
Как пользоваться метеорологической станцией.
Выходя на прогулку, следует посмотреть в вёдра. Если воды нет, то дождя не было.
После дождя нужно подойти к вёдрам и посмотреть, сколько воды в них - это поможет узнать сильный или слабый был дождь. Если воды много, значит, дождь был сильный, если воды мало- слабый. Одно ведро расположено под крышей, в нём воды меньше, чем в ведре расположенном под открытым небом. Почему? Крыша не даёт дождю лить прямо в ведро.
Если флюгер – вертушка не вращается - ветра нет, если крутится медленно- ветер не сильный, если вращается быстро- ветер сильный.
На клумбах высажены цветы- барометры: ноготки, декоративный табак и кислица обыкновенная. За их поведением следует наблюдать.
Календула лекарственная. С раннего утра венчик раскрыт и оранжевые цветки далеко заметны - к хорошей погоде. Цветки раскрываются поздним утром - к дождю. Если ноготки развернули венчики после полудня, — это указывает на приближение ненастья. Цветки свертываются, закрываются среди дня, листья поникают - за несколько часов до дождя.
Кислица обыкновенная. Днем цветки раскрыты, а на ночь складываются - к хорошей погоде. Днем цветочки складываются и поникают либо на ночь не свертываются (как обычно), а распускаются - к дождю. Листочки складываются и прижимаются к стебелькам - к дождю.
Табак. Если душистый табак сильно пахнут, — следует ожидать скорого дождя.
Если наблюдать за поведением цветов, то можно сделать краткосрочный прогноз погоду.
Как научить детей пользоваться метеорологической станцией.
Обучение работе с метеорологическим уголком должно проводиться ежедневно. Сначала наблюдения и обучения ведутся индивидуально, затем детей можно объединять в небольшие группы. Работе в метеоцентре отводится не более 1-2 минут, она может проводиться в любое время, в течение прогулки. Возраст детей в таблице не указывается, т. к. дети могут поступать в группу в любом возрасте. И каким бы не был возраст ребёнка работа начинается с первого шага. Оптимальный возраст для начала работы – 1.6м.
Пошаговый план обучения детей определению погоды с помощью
метеорологической станцией.
Шаги | Цель | Работа по достижению цели |
Флюгер | ||
1 | Познакомить детей с флюгером (вертушкой). | Сначала возьмите ребёнка на руки и поднесите к вертушке. Пусть он посмотрит на неё, можно дать ему возможность дотронуться до неё. Скажите название прибора: «Вот какая вертушка у нас. Вертушка красивая». Делайте так, пока ребёнок не начнёт показывать на неё (сам или по просьбе): «А где наша вертушка». |
2 | Научить определять наличие ветра. | Во время ветра обратите внимание на флюгер: «Посмотрите, наша вертушка крутится. Что случилось? Подул ветер и закрутил вертушку. Как подул ветер? (сделать логопедическое упражнение «Ветерок») Ты вертушка покружи, Есть ли ветер, покажи. Как крутится вертушка (покружиться на месте)». Работа этого этапа закончена, когда дети сами начнут обращать внимание на то, что происходит с флюгером (можно спросить: «А как там наша вертушка?»). |
3 | Научить определять силу ветра. | Следует обращать внимание детей на то, как крутится вертушка: быстро или медленно. Попробуйте подвести детей к тому, чтобы они сделали вывод самостоятельно: «На улице ветер и вертушка крутится, крутится медленно. А сейчас тоже ветер. Но она крутится быстро… может ветер дует по- разному. А как дует ветер? А ещё быстрее». Можно взять маленькую вертушку и представив, что ребёнок ветер, подуть на неё с разной силой. Теперь остаётся закреплять полученные знания. |
Клумба с цветами-барометрами | ||
1 | Познакомить детей с цветами на клумбе. | Подвести ребёнка к клумбе: «Посмотри, что у нас есть - это цветы. На них нужно смотреть глазками. Где у тебя глазки? Наши цветочки пёстрые нарядные красивые». Проведите пальчиковую гимнастику «Цветочки»: Наши руки как цветочки, сжать обе руки в кулаки Пальчики как лепесточки. раскрыть кулачки Солнце просыпается- раздвинуть все пальцы Цветочки раскрываются. сделать «фонарики» |
2 | Приучить детей наблюдать за трудом взрослого по уходу за цветами. | Организовывать наблюдения за трудом взрослого: «Воспитатель поливает цветы». |
3 | Научить ухаживать за ними (поливать). | Воспитатель говорит: «На клумбе распустилось много цветов, они хотят пить, их надо полить, но я одна не справлюсь. Серёжа, ты мне поможешь? Вот моя лейка, вот твоя лейка. В моей лейки вода и в твоей лейки вода. Я буду держать лейку за ручку, и ты держи лейку за ручку. Вода полилась, лей на цветочки, пусть они пьют: Я из леечки полью И цветочки напою». После нескольких поливов, инструкцию можно не повторять полностью, а сосредоточится на следующих деталях: «Цветочки хотят пить, что же делать?», «Неси лейку аккуратно, чтобы вода не пролилась», «Лей воду точно на цветы». |
4 | Обратить внимание детей на изменения, происходящие с цветами. | Воспитатель привлекает детей к клумбе: «Посмотрите, ребята на наши цветы. Что с ними случилось?... Они закрылись- спрятались». Проведите пальчиковую гимнастику «Цветы»: Наши алые цветки сложить ладошки Распускают лепестки, раздвинуть пальцы Ветерок чуть душит, подуть на руки Лепестки колышет. поворачивать руки из одной стороны в другую Наши алые цветки Закрывают лепестки. сложить ладошки Затем следует каждый день подходить к клумбе и осматривать цветы, делая выводы: «Цветы сегодня не закрылись. Ой, цветы спрятались». |
5 | Помочь детям понять изменениям в поведении цветов. | Когда дети научатся каждый день осматривать цветы, воспитатель говорит: «Посмотрите, ребята на наши цветы. Что с ними случилось?... Они закрылись- спрятались. Цветы боятся дождя. Если они закрылись-спрятались, значит, скоро будит дождь». Затем следует каждый день подходить к клумбе и осматривать цветы, делая выводы: «Цветы не закрылись - дождя не будет. Ой, цветы спрятались - будет дождь». Далее воспитатель спрашивает: «Зачем цветы закрываются-прячутся от дождя?». Конечно дети не ответят, поэтому проведите эксперимент. Предложите детям сделать цветы (сложить ладошки), раскрыть и закрыть их. Возьмите лейку. Ладони – цветы, лейка - дождь. Пусть ребёнок закроит цветок (сложит ладони), полейте на него дождем (водой из лейки). Сверху ладошки намочились, а внутри, в серединке, остались сухие. Сделайте вывод: цветы не любят когда у них мокрая серединка и перед дождём закрывают её (складываются). Воспитатель спрашивает: «А почему цветы не прячутся от солнышка?» Помогите детям ответить, проведите пальчиковую гимнастику «Солнышко»: (поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей) Солнышко яркое В небе сияло, (делаем «фонарики») Лучами своими Нас согревало. Воспитатель: «Посмотрите, как вам стало весело, хорошо, какие вы стали улыбающиеся и красивые». Сделайте вывод: цветы любят солнышко, оно помогает им радоваться и быть красивыми. Через некоторое время задайте детям те же вопросы, пусть ответят. Если не справятся, повторите эксперимент и пальчиковую гимнастику. |
Осадкомер | ||
1 | Наблюдение за дождём (с веранды, из окна). | Во время дождя организуйте наблюдение за ним. Важно привлечь внимание детей: дождь барабанит, дождь- это вода, после дождя на улице лужи. |
2 | Пение песенок и имитация падения капель дождя, проведение игр с зонтиком. | На музыкальных занятиях нужно слушать «музыку дождя» и эмитировать падение капель. Проведите логоритмическое упражнение «Капли»: (раскрыть левую ладонь, на правой выделить указательный палец, стучать указательным пальцем правой руки по ладони левой) Дождик кап, дождик кап Мокрые дорожки. (погрозить пальчиком, помотать головой) Не пойдём сейчас гулять (показать на ноги) Проведите пальчиковую гимнастику «Дождик капает»: сидя за столом, пальчиками обеих рук постукивать по столу. Дождик капает, Дождик капает. Кап – кап - кап. Кап – кап - кап. Проведите подвижную музыкальную игру «Солнышко и дождик» (в зале под музыку, на прогулке под бубен). |
3 | Познакомить детей с осадкомером. | Теперь можно приступать к знакомству. Подведите ребёнка к прибору, потрогайте его руками, сделайте пояснения: «Это столбик, это пенечки, это ведёрочки». |
4 | В сухую погоду обратить внимание на пустые вёдра (нет дождя - нет воды). | Подойдите к прибору и обратите внимание только на вёдра: «Вот наши ведёрочки. Что в них? Пусто, ничего нет (разведите руками), нет. (Сделайте вывод) дождя нет и ничего нет (разведите руками), пусто». |
5 | После дождя обратить внимание детей на воду в вёдрах (пошёл дождь - есть вода). | Подходите к прибору каждый день и делайте вывод: дождя нет, и в ведёрках ничего нет - пусто. Но однажды подойдя к прибору, вы увидите, что в ведёрках что-то есть. Воспитатель: «Что это? Вода. Почему в ведёрке вода? (Сделайте вывод) Был дождь и накапал в ведёрко воды. Как капал дождь? (Сделайте вывод) Дождик капает - водичка в ведёрке есть. Подходите к осадкомеру каждый день и выясняйте, был дождь или нет. |
6 | Обратить внимание детей на тот факт, что в одном ведре после дождя всегда меньше воды, чем в другом. Помочь сделать вывод - если ведро под крышей в него попадает меньше воды. | Со временем дети обратят внимание (или вы им поможете) на то, что в одном ведре всегда больше воды, чем в другом. Спросите почему? Помогите детям ответить, проведите эксперимент. Предложите кому нибудь из детей на время стать осодкомером (тело- столб, вытянутые в стороны руки- пенёчки, ладошки- ведёрочки). Возьмите лейку- это дождик и зонтик- это крыша над ведёрком. Накройте одну ладошку зонтиком и полейте на него из лейки, посмотрите, намокла ли ладошка. Спросите почему (зонтик её закрыл). Воспитатель: «Под зонтиком мы прячемся во время дождя. Он нам как крыша. И у наших ведёрочек есть крыша. Где она? Почему в этом ведёрке всегда меньше воды?» Затем вернитесь к ребёнку - осадкомеру и полейте дождём из лейки на вторую ладонь- ведёрко. Оно стало мокрым. Почему? Подведите итог: крыша закрывает ведёрко от дождя и в нём меньше (мало) воды. В этом ведёрке больше (много) воды - у него нет крыши. Если возникнет вопрос: почему в ведёрке всё равно есть вода? почему крыша пропускает дождь в ведёрко? Проведите эксперимент (проводить его можно в жаркую погоду). Возьмите зонтик и лейку. Пусть ребёнок сложит ладони - ведёрко лодочкой. А вы держите над ними зонт-крышу высоко («Зонтик-крышу я подниму высоко») и поливайте из лейки-дождика. Немного капель всё равно попадут на ладони, а если накрыть их полностью зонтом («Зонтик-крышу я опущу низко»), то ладони останутся сухие. Почему? Подведите итог: крыша поднята высоко и дождь всё равно немного попадает в ведёрко, если крышу опустить низко, то дождь в ведёрко попадать не будет. |
Литература:
1.Рогоза В.Н. «Какие растения предсказывают погоду?» Издательство «Москва» 2003г.
2.Иванова А.И. «Живая экология». Москва «Мозаика-Синтез» 2005г.
3.Николаева С.Н. «Юный эколог». Москва «Просвещение» 2005г.
4.Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». Москва «Мозаика-Синтез» 2010г.
5.Майкл Ануин, Джейн Паркер «Энциклопедия экологии для детей». Издательство «Махаон» 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семь родительских заблуждений о морозной погоде, статья, раздел "Работа с родителями"
1. Многие считают, что ребенка надо одевать теплее. Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «ста одежек» излишняя. В организме нарушается теплообм...
Познавательно-исследовательская деятельность " От чего и Почему?" Метеорологическая станция.
Цель занятия познакомить с метеостанцией , с приборами, с помощью которых составляют прогнозы погоды, а также с природными барометрами...
План работы клубного часа, станция "Ларец сказок" на 2018 - 2019 учебный год
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.Сказка – это рассказ о заведомо ...
Педагогический проект «Детская метеорологическая станция как средство познавательных действий у детей среднего возраста»
Педагогический проект «Детская метеорологическая станция как средство познавательных действий у детей среднего возраста»...
Открытое занятие "Метеорологическая станция"
Открытое занятие по теме: «Метеорологическая станция»Цель: Создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.Задачи:Образовательные:...
Проект по созданию метеорологической станции
Проект по созданию метеорологической станции на прогулочном участке...