Познавательно-исследовательская деятельность " От чего и Почему?" Метеорологическая станция.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель занятия познакомить с метеостанцией , с приборами, с помощью которых составляют прогнозы погоды, а также с природными барометрами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_meteostantsiyu.docx | 24.68 КБ |
prezentatsiya_meteostantsiya-pribory.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект Познавательно- исследовательская деятельность « От чего и почему?»
Тема: Знакомство с метеостанцией и приборами.
Цель: познакомить с метеостанцией , с приборами, с помощью которых составляют прогнозы погоды, а также с природными барометрами.
Ход :
В: Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам
отгадать загадки.
1.Туман
Молоко над речкой плыло -
Ничего не видно было,
Растворилось молоко -
Стало видно далеко.
2.Сквозняк
Невидимка-озорник
В нашу комнату проник.
Заплясали занавески,
Календарь пустился в пляс.
Хорошо, что сразу с треском
Дверь захлопнулась у нас.
3.Ветер
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
4.Иней
В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет.
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберет.
5.Дождь
Не пешеход, а идет,
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку
-Очень трудная загадка.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
6.Гроза
Вот по небу мчится конь
-Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьёт могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
7.Радуга
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко -
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот.
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти.
В: Как можно, одним словом назвать все эти отгадки?
Д: Природные явления.
В: Какие природные явления, вы наблюдали сегодня по дороге в детский сад?(ответы детей)
Появляется герой: игрушка «Карлсон»
К: Здравствуйте ребятки! Ой, ну и прохладно же на улице, а чем это вы тут занимаетесь?
Дети рассказывают
К: Почему же я так замерз?
Д: Потому что одет не по погоде.
К: Ой а какая сегодня погода?
Д: ветренно, облачно….
К: ой-ой-ой, а я совсем не знаю, что одеть! Ребятки помогите мне пожалуйста!
Дети помогают Карлону одеться по погоде.
Теперь можно смело пойти на прогулку, спасибо ребятки!
К: А как же мне узнать, что одеть завтра на прогулку?
Д: Посмотреть прогноз погоды?
К: А что это такое? Прогноз?
В: Ребята, а вы, собираясь в детский сад, спрашиваете у родителей. Какая сегодня будет погода? Слушают ли ваши родители по радио и телевидению прогноз погоды?
В: Почему люди хотят знать, какая будет погода? (ответы детей) знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды (ответы детей).
Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.
о том, какая температура воздуха ожидается днём и ночью
В: Как ещё можно узнать о погоде?
Д: Прогноз погоды можно прочитать в газете, посмотреть в интернете, телефоне.
В: Метеорологи могут предсказывать погоду и на территории огромной страны и в нашем городе.
Послушайте, какое стихотворение написано о людях этой профессии:
Если скоро снег пойдёт, если будет гололёд
Обо всём метеоролог точно знает наперёд.
Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.
Выходя из дома, надо знать, что ждать дождя иль града.
Не ударит ли мороз?
На любой такой вопрос даст ответ его прогноз.
Он по радио нам скажет: «Завтра целый день жара!»
В: Как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода?
Д: Чтобы не простудится, надо, выходя из дома, одеваться по погоде.
В: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно
одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям: для безопасных полётов лётчикам,
штурманам кораблей, строители и водители, геологи и хлеборобы – все эти профессии
(специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.
В: Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование, позволяющее определять направление и силу ветра, уровень осадков, высоту снежного покрова, солнечную активность.
На территории нашего детского сада тоже находится метеостанция.
Какое оборудование там есть мы сейчас с вами узнаем просмотрев презентацию,а когда пойдем на прогулку,то сходим на метеостанцию и вы сможете рассмотреть приборы.
Презентация «Метеорологическая станция»
Флюгер – показывает направление ветра,
Осадкомер – показывает количество выпавших осадков,
Термометр – измеряет температуру воздуха. И т.д.
В: результаты наблюдений называют замерами, метеорологи заносят в дневник. Это дневник наблюдений.
Воспитатель: Расскажите, какая погода вам больше всего нравится?
Ответы детей.
Воспитатель: видите, ребята, любая погода имеет свои плюсы и минусы. А теперь отдохнём и поиграем.
Проводится игра «Туча и дети».
(С помощью считалки выбирается ведущий-туча, который надевает шапочку – маску. «Туча»
ходит вдоль условной границы: групповая комната условно делится на 2 части- в одной стоят стулья, в другой – дети.)
Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.
Туча: Я дождём хочу пролиться, от меня вам не укрыться.
Дети (хором): Нам не страшен дождь и гром. Мы сейчас домой пойдём!
(После слов дети пытаются перебежать на другую сторону и сесть на стулья)
Природные барометры.
Мы с вами узнаем о погоде из прогнозов, составленных метеорологами, а в давние времена, когда профессии метеоролог не существовало, погоду предсказывали по растениям, а также по поведению птиц, животных и насекомых. Такие растения и животные называются природные барометры.
Просмотр презентации « Природные барометры»
Подведение итога
В: О какой новой профессии вы сегодня узнали? В чём заключается работа метеоролога?
С какими приборами познакомились?
Для чего людям нужно знать состояние погоды?
Прогулка : экскурсия на метеостанцию проговорить название приборов и их назначение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компас – прибор для определения сторон света.
Термометр – прибор для изменения температуры воздуха
Дождемер – прибор для измерения количества осадков
Солнечные часы - прибор для определения времени.
Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха Им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.
Флюгер позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света . Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра. Султанчики, вертушки - приборы для определения направления и силы ветра
Ветряной рукав- прибор для измерения силы ветра.
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления. ( высокое давление означает хорошую погоду, низкое - облачную и дождливую). « тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю; «тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности; « светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде.
Ветрянные мельницы – прибор для измерения направления и силы ветра
«Экран – наблюдений» /мольберт – часы с фрагментами типов погоды: ясная, облачная, пасмурная, снег, дождь, град, туман, ветер умеренный, сильный, безветренно/.
«Растения - предсказатели» погоды: 1.Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза. 2.Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю. 3 .Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду . Деревья – «предсказатели:» 1 . Ветки елки книзу – к дождю. 2.Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю. 3.Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков. Природные барометры Растения
Природные барометры Животные При изменении погоды кошки становятся более вялыми и много спят, Собаки также наделены предсказателями погоды. Собака сворачивается и лежит клубочком – к холоду. Много спит и мало ест – к дождю. Если вороны летом летают высоко, поднимаются под тучи — к ненастью. Ворона прячет «нос» под крыло — к холоду. Каркает зимой — к метели. Летом ворона купается - к дождю. А если вороны купаются ранней весной - к теплу. Воробьи в хорошую погоду они веселые, подвижные, порой драчливые. Летом воробьи в пыли купаются — тоже часто к дождю. Если зимой воробьи прячутся и под крыши домов – будет мороз или метель. А дружно расчирикались — к потеплению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....