"Ранняя весна в лесу".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа) по теме

Дирун Светлана Михайловна

Занятие содержит элементы здоровьесбережения (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика сэлементами самомассажа, упражнение по профилактике плоскостопия).Ррекомендовано для детей второй младшей и средней групп. Образовательная область "Познавательное развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_vesna_v_lesu.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Ранняя весна в лесу»

Программное содержание:

Цель - расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о растительном и животном мире весной.

Задачи:

  • развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь:  

- развивать наблюдательность и познавательную активность;

- расширять представления о диких животных весной;

- развивать мелкую моторику рук;

  • обучающие:

- уточнить и закрепить знания детей об изменениях в природе весной;

- расширять представления детей о простейших связях в природе;

- закрепить знание сенсорных эталонов: цвет, форма и величина;

  • воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к природе;

- воспитывать умение правильно вести себя в природе;

-  воспитывать наблюдательность, бережное отношение к животным;

  • оздоровительные:

- профилактика плоскостопия;

- профилактика простудных респираторных заболеваний.

Методические приёмы: словесный, наглядный, речедвигательные игры, практический.

Индивидуальная работа: следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Словарная работа: обогащать словарный запас детей: высокий, низкий, проталинка, подснежники, тает, греет, бежит, журчит.

Материал: оформление в группе фрагмента леса ранней весной (ели, деревья, кусты, берлога с медведицей и медвежонком, зайчик в белой шубке, ежиха на пенёчке, ручеёк, солнышко на леске, проталинка с подснежниками); шишки, корзинки большая и маленькая, шаблоны ежат, прищепки, гимнастическая палка, аудиозаписи.

ТСО: ноутбук, колонки.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе; рассматривание иллюстраций с изображением весенних пейзажей, с изображением лесных зверей весной; чтение стихотворений, рассказов о весне, о лесных зверях и птицах; проведение бесед на тему «Животные в лесу»; заучивание заклички «Солнышко-вёдрышко» и стихотворения Н. Железковой «На лесной проталинке…».

Планируемые  результаты: дети поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Интеграция образовательных областей: 

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Области

Вид детской деятельности

Содержание

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Игровая.

Познавательно-исследовательская

Беседы, дидактические упражнения, упражнения по развитию логики,

Расширение представле-ния детей о растениях, животных, изменениях в природе в весенний период.

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы

Беседа, вопросы и ответы, чтение наизусть стихотворения и заклички.

Развитие интонационной культуры речи. Приобщение к устному народному фольклору. Формирование умения отвечать полным ответом. Обогащение активного словаря.

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальная

Музыкально-ритмические движения, фоновое музыкальное сопровождение игр и дидактических упражнений.

Вызвать у детей эмоцио-нальный, радостный наст-рой при прослушивании музыкального фрагмента. Развивать умение выполнять движения соответственно тексту.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Физ. минутка

Игра с элементами двигательной активности

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельнос-ти и общении со взрослыми  и сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

(беседа, игровые упражнения)

Оргмомент, проблемные вопросы к детям, игра

Формирование основ безопасного поведения в природе, доброжелатель-ного отношения детей друг к другу, желания оказать помощь другу.

Развитие умения  действовать самостоятель-но, при затруднениях, обращаться к взрослому за помощью.

Восп-ль:           Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Ребята, вы все прекрасно знаете, что здороваясь, мы желаем друг с другу здоровья. Так давайте мы скажем все дружно «Здравствуйте!» и  пожелаем здоровья друг другу и нашим гостям.

Дети приветствуют гостей.

Восп-ль: Ребята, какое сейчас время года?

Ответы детей.

Восп-ль: Что бывает весной на улице?

Ответы детей. (Тает снег, ярче светит солнце, бегут ручьи, птицы звонко поют и т.д.)

Восп-ль: Молодцы! Я предлагаю нам отправиться в лес и посмотреть, что происходит там ранней весной. Согласны?

Ответы детей.

Восп-ль: На чём мы можем добраться до леса?

Ответы детей.

Восп-ль: Я предлагаю отправиться на прогулку в лес пешком. Как вы думаете – «пешком» это как? (Ответы детей).

Игра «Шагают наши ножки»

(Дети идут под мелодию русской народной песни «По малину в сад пойдём», выполняя движения в соответствии с текстом)

По дорожке мы пойдём

Мы пойдём, мы пойдём.

Друг за дружкою гуськом

Ах гуськом, ах гуськом.

На носочки встали

К дружно зашагали

К лесу побежали.

(На проигрыш – лёгкий бег на носках)

Через кочки мы шагаем,

Мы шагаем, мы шагаем.                            

Ноги выше поднимаем,

Поднимаем, поднимаем.

И снова по дорожке,

По дорожке, по дорожке.

Шагают наши ножки,

Наши ножки, наши ножки.

Вот мы и пришли.

Восп-ль: Посмотрите, ребята, в городе у нас уже почти весь снег растаял, а в лесу ещё снега много. Как вы думаете, почему в лесу снег тает так долго? (Ответы детей.) Правильно, в лесу очень много высоких деревьев и поэтому солнышку тяжело пробиться сквозь ветки и растопить снег на земле.

Ребята, посмотрите вот какой-то сугроб. Давайте тихонечко заглянем и посмотрим, что там внутри.

Воспитатель приоткрывает сугроб, в котором лежит медведица с медвежонком.

Восп-ль: Посмотрите, кто это? (Ответы детей.) Если здесь спит медведица с медвежонком, тогда это не сугроб, а что? (Ответы детей.) Правильно – это берлога. Осенью медведи ложатся в берлогу на зимнюю спячку, а в конце зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Скажите, какая медведица? (Ответы детей.) А какой медвежонок? (Ответы детей.) Молодцы!

Посмотрите, что это лежит на земле возле берлоги? (Ответы детей.) Какие шишки вы видите? (Ответы детей.) Возьмите по одной шишке и попробуйте о ней рассказать. (Ответы детей.)  На каких деревьях растут шишки? (Ответы детей.) Молодцы!

Посмотрите, шишки лежат прямо перед входом в берлогу. Как вы думаете, что может произойти, когда медведица с медвежонком будут вылезать из берлоги? (Ответы детей.) Давайте мы с вами соберём шишки в корзинки, чтобы они не поранили свои лапы. Большие шишки мы сложим в большую корзинку, а маленькие – в маленькую. Собирайте тихо, не шумите - мишку не будите.

Проводится дидактическое упражнение «Собираем шишки».

Восп-ль: Молодцы! Все шишки собрали, теперь медведица с медвежонком смогут безопасно выбраться из берлоги. Ребята, посмотрите, а кто это там под каустиком сидит и дрожит? (Ответы детей.)

Восп-ль: Правильно, это зайчик, а какой он? (Ответы детей.) Как вы думаете почему он дрожит? (Ответы детей.) Давайте поможем ему согреться.

Физкультминутка «Зайка беленький сидит»:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.                 
Сидят на корточках и шевелят
Вот так, вот так он ушами шевелит.
                           ладошками-ушками на голове.
Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть
.            Встают и трут ладошками-
Вот так, вот так надо лапочки погреть.                  
    греют лапки.
Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.           
Прыгают на месте на двух на месте.
Вот так, вот так надо зайке поскакать.        

        

Восп-ль: Молодцы! Помогли зайчику согреться, и  он ускакал в лес. (Звучит фонограмма пения птиц и журчания ручья.) Вы слышите, что это? (Воспитатель раскатывает голубую ленту – имитацию весеннего ручейка, и выслушивает ответы детей.) Что делает ручеёк? (Ответы детей.) Павильно, он бежит и журчит. (Звучит аудиозапись фырчания ёжика.) Но я слышу ещё какой-то звук, раздаётся с той стороны ручейка. Мне кажется там кто-то плачет. Давайте мы соорудим мостик, переберёмся по нему на ту сторону ручейка и посмотрим, что же там случилось. Может кто-то попал в беду?

Дети кладут через ручеёк мостик (гимнастическую палку) и боком приставными шагами перебираются через него.

Восп-ль: Посмотрите, кто это? (Ответы детей.) Давайте узнаем, что случилось? (Дети интересуются у ежихи почему она плачет.)

Восп-ль: Ежиха говорит, что её ежата-шалунишки баловались и потеряли все свои иголки. Вот она и переживает, что теперь они могут попасть в беду. Ребята, а как вы думаете зачем ежатам иголки? (Ответы детей.) Верно, они ими защищаются от врагов во время опасности. Давайте поможем ежатам и прикрепим им вот такие иголки (воспитатель показывает разноцветные прищепки).

Дидактическая игра «Прицепим ёжикам иголки».
 Воспитатель раздает детям картонные шаблоны ежей и набор прищепок. Дети индивидуально выполняют задание.

Восп-ль: Молодцы! Всем ежатам помогли – теперь они не попадут в беду.

Посмотрите, а у меня есть вот такие весёлые ёжики. Давайте с ними поиграем.

Пальчиковая игра с массажным мячом «Маленький ёж».
Маленький колючий ёж,               
   Сжимание и разжимание мяча в руке.
До чего же ты хорош!                      
Гладят ладошкой.       

Меня, ёжик, не коли –                       Грозят пальчиком.

Я прижму тебя к груди.                    Прижимают к груди.         (Повторить    2 раза.)

Восп-ль: Ребята, а давайте мы позовём солнышко, чтобы в лесу скорее наступила настоящая весна.

Дети: Солнышко-вёдрышко,

           Взойди поскорей,

           Освети и обогрей:

           Медвежат, зайчат, ежат,

           Ещё маленьких ребят!

Звучит фонограмма Э. Грига «Утро в лесу», на стене появляется солнце.

Восп-ль: Посмотрите, солнышко услышало нас, пригрело и появились (воспитатель, имитируя таяние снега, снимает белый платочек с цветов) первые весенние цветы. Кто помнит, как они называются? (Ответы детей.) Подснежники рвать нельзя – они занесены в красную книгу. Ими можно только любоваться. Вы помните стихотворение о подснежнике, которое мы с вами учили? (Ответы детей.) Давайте прочтём его.

Дети декламируют стихотворение Н. Железковой «На лесной проталинке…».

А теперь насладимся их ароматом первых весенних цветов.

Дыхательная гимнастика по методу Б.С. Толкачёва «Понюхаем цветы».

Вдох выполняется через нос, выдох через нос с звуковым сопровождением «Ах!»

Восп-ль: Хорошо в лесу: тихо, спокойно, птички поют, свежий чистый воздух, но нам пора возвращаться в детский сад. Возьмитесь за руки и пойдём по дорожке.

Дети берутся за руки и под спокойную музыку возвращаются обратно в сад.

ИТОГ.

Восп-ль: Ребята, куда мы с вами ходили? (Ответы детей.)

Кого мы встречали с вами в лесу? (Ответы детей.)

Какие это животные? (Ответы детей.)

А почему вы так думаете? (Ответы детей.)

А что вам понравилось больше всего во время нашей прогулки? (Ответы детей.)

Вы сегодня молодцы! Я думаю нашим гостям также понравилась наша весенняя прогулка, но у них ещё много других дел, поэтому давайте с ними попрощаемся и пригласим ещё к нам в гости.

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...

Конспект открытого подгруппового занятия в рамках тематической недели «Весна красна» (пересказ рассказа) «Весна в лесу»

Цель: Составление пересказа рассказа «Весна» по опорным рисункам.Образовательные задачи. Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по ...

Конспект занятия "Весна. Признаки ранней весны"

Представляю вашему вниманию конспект занятия на тему "Весна. Признаки ранней весны" для воспитанников старшей группы с ЗПР....

Сценарий развлечения "Весна в лесу" для детей раннего возраста

В данной публикации представлен сценарий развлечения "Весна в лесу" для детей раннего возраста...