Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе "Путешествие на Крайний Север"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
В рамках непосредственно- образовательной деятельности дети знакомятся с животным миром Ямала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_na_krayniy_sever.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно –образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе
«Путешествие на Крайний Север»»
Цель: формирование у детей представлений о диких животных Севера.
Задачи: способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новых животных; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям; упражнять в образовании сложных слов, притяжательных прилагательных, в подборе существительных к прилагательным.
Оборудование: проектор, ноутбук, белый плюшевый мишка, презентация «Животные севера», разрезные картинки с изображением животных севера.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Сейчас зима)
Воспитатель: назовите приметы зимы. (Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло.
Воспитатель: как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? (Предположения детей)
Слайд 2
Воспитатель: на Крайнем севере всегда холодно, много снега и очень морозно. Посмотрите, везде лежит снег и лед, все кругом белым-бело. Несмотря на такие условия на крайнем Севере тоже есть жизнь. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на Крайний Север и познакомиться с его животными.
Воспитатель: как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие на Север? (Предположения детей)
Воспитатель: посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Крайний Север, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди здесь не живут постоянно, но они приезжают сюда в экспедиции, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. И мы с вами сегодня познакомимся с некоторыми животными.
Слайд 3 (щелчок 1)
- Крайний Север – это далекие края, где до холодного Северного Ледовитого океана простирается тундра: зимой — белая, а летом — красочная и пестрая, где даже в жару не тает снег. В таких суровых условиях и живут здесь многие животные и птицы. В борьбе за выживание им пришлось приспособиться к жизни в условиях вечной мерзлоты, к сильным ветрам, к пространствам, которые зимой покрыты льдами, а летом болотами.
- - Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень) (Слайд 4)
Воспитатель: правильно, это Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели.
Слайд 5 (щелчок 1)
Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту. Но края копыт ещё и крепкие, острые. Это очень важно!
Слайд 5 (щелчок 2)
Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля).
Слайд 5 (щелчок 3)
Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. И вырастают они не только у оленей, но и у олених. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие, больше похожие на веточку или спицу.
Слайд 5 (щелчок 4)
Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.
Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук, тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай.
- - Где сугробы, стужа, лёд, где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной, ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы, от метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь, потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос: пощадил их злой мороз. (Белый медведь) (Слайд 6)
- Правильно, это Белый медведь. Белый медведь – самый большой медведь. Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. Медведь переносить сильные холода. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь белый легко может плавать в ледяной воде. Основная пища белого медведя – тюлени. Белый медведь занесен в Красную книгу России.
Игра «Увеличение» (образование увеличительных существительных)
У медведя не голова, а головища
У медведя не лапы, а лапищи
У медведя не когти, а когтищи
У медведя не зубы, а зубищи.
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (Дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (Закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)
Изо льда здесь люди строят дом, (Соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)
- - Растянулся среди льдин толстокожий господин.
В холодину, братцы, лезет он купаться.
Проведя в воде часы, вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы, чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож господин усатый. (Морж) (Слайд 7)
- Это морж. Моржи очень крупные животные. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. У моржей очень толстая и грубая кожа, почти нет шерсти.
Слайд 7 (щелчок 1)
Только у детенышей моржей можно видеть рыжеватую шерстку, у взрослых же моржей она настолько редкая, что они кажутся голыми.
Слайд 7 (щелчок 2)
Единственные «настоящие» волосы на теле моржа это чувствительные волосы на морде, которые по толщине не уступают проволоке. Окраска моржей коричневая, у старых моржей часто заметны розоватые пятна — шрамы и царапины от стертой кожи, моржата чуть темнее родителей.
Слайд 7 (щелчок 3)
Питаются моржи рыбой.
Игра «Подскажи словечко»
пасть моржа — моржовая пасть
голова моржа — ...
нос моржа — ...
клыки моржа — ...
ласты моржа — ...
тело моржа — ...
- Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я по северу кочую
В тёплой шубе голубой. (Песец) (Слайд 8)
- Молодцы, правильно это песец. Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато - серый. А зимой снежно - белый, иногда с голубым отливом. И мордочка у песца, по сравнению с лисьей, более короткая, а ушки маленькие, закруглённые. Песец живёт на Севере, в тундре. Шубка делает его незаметным на фоне снега. Это хищный зверёк.
Слайд 8 (щелчок 1)
Во время пурги песец прячется в снегу. А если ударят ещё и сильные морозы, песец зарывается глубоко в сугроб и пережидает ненастье. В этом снежном "доме" песец может провести несколько дней, пока погода не наладится.
Слайд 8 (щелчок 2)
Часто песец ходит за белым медведем. Такая "дружба" ему выгодна: остатки медвежьего "стола" - настоящее пиршество для песца.
Слайд 8 (щелчок 3)
Этот зверь питается разнообразной пищей - почти всем, что на зуб попало. Ловит мелких животных, птиц, рыбу. Лакомится птичьими яйцами и птенцами, ягодами и некоторыми растениями. Но главная еда для него - это лемминги, северные мыши.
- Большая птица - мороза не боится.
- С крыльями, а не летает - ловко прыгает, ныряет. (Пингвин) (Слайд 9)
- Это пингвин. Только живут пингвины не на Крайнем Севере, а на южном полюсе, там, где зима длится восемь месяцев и там тоже всегда холодно. Пингвины это птицы, которые не умеют летать, у них очень маленькие крылья.
Итог: Пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам путешествие? Давайте вспомним, кого мы встретили во время путешествия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе "Путешествие в Город Дорожных Знаков"
На данном интегрированном занятии (безопасность-познание-коммуникация) дети уточняют и закрепляют знания по ПДД. Можно использовать как итоговое занятие по ПДД....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Путешествие в страну неболейку»
Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (фиточай, закаливание). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Познакомить с...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для средней группы на тему «Путешествие в весенний лес»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "путешествие в весенний лес" для средней группы...
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе «Путешествие в весенний лес»
Цель:Систематизировать представления детей о признаках весны.Задачи:-Формировать обобщающее понятие «лес», закрепить знания о различных деревьях. Закрепить правила поведения в лесу.-...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Путешествие на север Красноярского края.
Цель: Расширение представлений детей о природе, климатических условиях, растительном и животном мире, северных районов Красноярского края, народе эвенков их жизни и некоторых традициях....