конспект занятия "Путешествие на Север"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ломтева Наталья Викторовна

Знакомство детей с понятием "животные Севера".Побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_sever.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие на Север».

Конспект НОД в старшей группе.

Программное содержание: познакомить детей с понятием: животные Севера. Побуждать детей устанавливать причинно- следственные связи: приспособление животных к климатическим условиям  в природе. Развивать наблюдательность, внимательность, любознательность. Воспитывать любовь к северному краю, животному миру.

Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Ход:

Воспитатель спрашивает у детей, какое время  года наступает, а затем предлагает детям отправиться на Северный полюс, где всегда зима и посмотреть, как живут на севере животные. Напоминает, что недавно мы читали сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева» и дети интересовались, как живут животные на Севере, где всегда холодно.

- На чем можно добраться до Северного полюса? (ответы детей). Воспитатель предлагает отправиться на Северный полюс в царство Снежной королевы на самом быстром транспорте: самолете.

Проводится игра «обведи по точкам  самолет».  Дети рисуют по точкам самолет. Первый, кто нарисует  изображение, становится пилотом, второй – бортпроводником. Чтобы пройти в самолет, необходимо предъявить билет: нарисованный самолет.

По дороге дети отгадывают загадки:

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

Полюс Северный снега

Полюбили навсегда.

Даже летом снег не тает -

Солнцу силы не хватает!

Небо  радугой цветной

Наряжается порой!

Что за чудо-одеяние? -

Это - ... (северное сияние)

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан. (Айсберг)

На каждую отгаданную загадку появляется слайд.

Воспитатель обращает внимание детей на природу северного края.

- Ребята, посмотрите, внизу все покрыто снегом. Мы пролетаем над Северным Ледовитым океаном. Внимательно вслушайтесь в слова СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ.

-О чем они нам могут рассказать? (о том, что океан находится на Севере, и он покрыт льдом)

 - Почему мы не видим растительности, деревьев? (здесь всегда мороз и снег, поэтому растительности здесь нет)

 - Если здесь нет растительности, значит, здесь не будет каких животных? (травоядных)

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь... (моржи)

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые... (медведи)

 - на слайде выставляются изображения с бурым и белым медведем и детям предлагается сравнить этих животных.

- У нас в лесах встречается какой медведь? (бурый)

- Какой окраски у него шерсть? (бурая, коричневая)

-Как вы думаете, почему у медведя бурая шерсть? (чтобы он в лесу не был заметен)

-Чем питается бурый медведь? (ест траву, ягоды, мед, медведь всеядный) - Как вы думаете, зачем медведю белая шерсть? (для того, чтобы он на снегу был незаметен)

- Сравните когти на лапах бурого и белого медведя. (У бурого медведя когти длиннее, чем у белого)

- Кто из вас догадался, зачем бурому медведю такие длинные когти? (для того, чтобы лазать по деревьям)

- Сравните голову бурого и белого медведя. ( У бурого медведя голова большая на короткой шее, у белого медведя маленькая голова на длинной шее)

- Если бурый медведь ест малину и мед, то, что может, есть белый медведь в вечной мерзлоте, рядом с Северным ледовитым океаном? (рыбу)

- Белый медведь питается не только рыбой, но и тюленями и моржами, которых много на Севере, поэтому белый медведь – хищник.

Посмотрите, как белый медведь вытянул свою шею и принюхивается. Он. Наверное. Почуял близкую добычу.

Опытническая работа «белый медведь – хищник»

Детям предлагается понаблюдать, как белый медведь охотится за добычей. В емкость наливается вода, опускается кусочек пенопласта (льдина), на который выставляется маленькая пластмассовая фигурка тюленя, в воду опускают пластмассовую фигурку белого тюленя. Медведь медленно подплывает к льдине, высовывает голову, кладет лапы на льдину. Льдина переворачивается и тюлень скатывается в лапы к белому медведю.

- Вы догадались, для чего белому медведю маленькая голова и длинная шея? (быть незаметным в воде и выглядывать себе добычу)

- Почему у белого медведя не длинные, а короткие когти? (потому что короткими когтями легче цепляться за льдины. А длинные когти могут ломаться или откалывать льдину)

-Белый медведь, как мы уже говорили, питается рыбой, моржами и тюленями. А чем питаются тюлени и моржи? (рыбой).

- Обратите внимание на эти сопки. Что вы видите? (очень много птиц)

-как вы думаете, почему здесь так много птиц? (потому что здесь много пищи для них – рыбы) такие скопления птиц называют птичьим базаром.

- Скажите, что происходит с водой при сильном морозе? (она замерзает)

- Посмотрите на моржей, тюленей и белого медведя. Что происходит, когда они выходят из воды? ( У тюленя и моржа кожа гладкая, вода быстро скатывается.

У белого медведя тело покрыто белой шерстью, когда он выходит, стряхивает воду).

- Почему вода не застывает на шерсти белого медведя? (ответы детей обсуждаются, подводим к выводу, что тело белого медведя под шерстью имеет слой жира, который и не дает воде задерживаться. Так белый медведь приспособился к суровым условиям Севера.)

Опытническая работа «Почему у белого медведя вода на шерсти не замерзает?»

Детям предлагается опустить в емкость с водой руку.

-Что вы наблюдаете? (рука стала мокрой)

- Встряхните рукой, что изменилось? (капельки воды стряхнулись, но рука осталась мокрой)

- Намажьте руку жиром (маслом), опустите ее в емкость с водой, быстро ее выньте и встряхните, что вы наблюдаете? (вода на руке собралась капельками, при встряхивании капли с руки упали, рука осталась сухой).

- Что можно сказать о слое жира (масла) на руке? (слой жира на руке защищает ее от воды)

- Как вы думаете, кому еще нужна такая защита? (водоплавающим птицам)

- А вот у тюленей и моржей тело не покрыто шерстью, под кожей у них находится толстый слой жира – ворвань, это позволяет им долгое время находиться в воде.

- Мы с вами провели опыты, может теперь вы сможете мне ответить, как животные приспосабливаются к суровым условиям Севера? (у них под кожей толстый слой жира, что не позволяет им замерзнуть). Я думаю, что вы можете рассказать об этих наших открытиях своим родителям. 

- А нам погодные условия севера не разрешают посадку самолета, и поэтому придется вернуться. Я думаю, что мы обязательно еще раз посетим Северный край.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Житель севера - снегирь".

Познавательное занятие для детей о жизни снегирей зимой....

Конспект" Путешествие на север" с детьми старшего дошкольног возраста

В занятиях использованы нетрадиционные педагогические технологии,такие как:мнемотехника,мукосол,икт...

Конспект НОД «Животные севера, тайги и жарких стран»

Конспект НОД  на тему:«Животные севера, тайги и жарких стран»(с использованием ИКТ)область «Познавательное развитие»...

конспект НОД "Животные севера"

Беседы, описания и загадки помогут расширить представление детей об окружающем мире, в частности о жизни и повадках животных севера...

Конспект занятия "Животные севера и жарких стран"

Систематизировать знания детей о диких животных и их месте обитания...

конспект нод "Животные Севера" в подготовительной группе

Конспект нод «Животные севера» Цели:• Способствовать формированию учебно – познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений о животных севера.• У...

Конспект занятия "Животные севера" младшая группа

Конспект занятия "Животные севера" младшая группа...