конспект занятия "Путешествие на Север"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей с понятием "животные Севера".Побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_na_sever.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие на Север».
Конспект НОД в старшей группе.
Программное содержание: познакомить детей с понятием: животные Севера. Побуждать детей устанавливать причинно- следственные связи: приспособление животных к климатическим условиям в природе. Развивать наблюдательность, внимательность, любознательность. Воспитывать любовь к северному краю, животному миру.
Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Ход:
Воспитатель спрашивает у детей, какое время года наступает, а затем предлагает детям отправиться на Северный полюс, где всегда зима и посмотреть, как живут на севере животные. Напоминает, что недавно мы читали сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева» и дети интересовались, как живут животные на Севере, где всегда холодно.
- На чем можно добраться до Северного полюса? (ответы детей). Воспитатель предлагает отправиться на Северный полюс в царство Снежной королевы на самом быстром транспорте: самолете.
Проводится игра «обведи по точкам самолет». Дети рисуют по точкам самолет. Первый, кто нарисует изображение, становится пилотом, второй – бортпроводником. Чтобы пройти в самолет, необходимо предъявить билет: нарисованный самолет.
По дороге дети отгадывают загадки:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает -
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние? -
Это - ... (северное сияние)
Белой глыбой ледяной
В океане встал стеной.
Знает каждый капитан,
Как опасен великан. (Айсберг)
На каждую отгаданную загадку появляется слайд.
Воспитатель обращает внимание детей на природу северного края.
- Ребята, посмотрите, внизу все покрыто снегом. Мы пролетаем над Северным Ледовитым океаном. Внимательно вслушайтесь в слова СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ.
-О чем они нам могут рассказать? (о том, что океан находится на Севере, и он покрыт льдом)
- Почему мы не видим растительности, деревьев? (здесь всегда мороз и снег, поэтому растительности здесь нет)
- Если здесь нет растительности, значит, здесь не будет каких животных? (травоядных)
Кто в холодном океане,
Словно в теплой пенной ванне,
Может плавать и нырять,
Стаи льдинок разгонять?
Да! Такие виражи
Могут делать лишь... (моржи)
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? - Белые... (медведи)
- на слайде выставляются изображения с бурым и белым медведем и детям предлагается сравнить этих животных.
- У нас в лесах встречается какой медведь? (бурый)
- Какой окраски у него шерсть? (бурая, коричневая)
-Как вы думаете, почему у медведя бурая шерсть? (чтобы он в лесу не был заметен)
-Чем питается бурый медведь? (ест траву, ягоды, мед, медведь всеядный) - Как вы думаете, зачем медведю белая шерсть? (для того, чтобы он на снегу был незаметен)
- Сравните когти на лапах бурого и белого медведя. (У бурого медведя когти длиннее, чем у белого)
- Кто из вас догадался, зачем бурому медведю такие длинные когти? (для того, чтобы лазать по деревьям)
- Сравните голову бурого и белого медведя. ( У бурого медведя голова большая на короткой шее, у белого медведя маленькая голова на длинной шее)
- Если бурый медведь ест малину и мед, то, что может, есть белый медведь в вечной мерзлоте, рядом с Северным ледовитым океаном? (рыбу)
- Белый медведь питается не только рыбой, но и тюленями и моржами, которых много на Севере, поэтому белый медведь – хищник.
Посмотрите, как белый медведь вытянул свою шею и принюхивается. Он. Наверное. Почуял близкую добычу.
Опытническая работа «белый медведь – хищник»
Детям предлагается понаблюдать, как белый медведь охотится за добычей. В емкость наливается вода, опускается кусочек пенопласта (льдина), на который выставляется маленькая пластмассовая фигурка тюленя, в воду опускают пластмассовую фигурку белого тюленя. Медведь медленно подплывает к льдине, высовывает голову, кладет лапы на льдину. Льдина переворачивается и тюлень скатывается в лапы к белому медведю.
- Вы догадались, для чего белому медведю маленькая голова и длинная шея? (быть незаметным в воде и выглядывать себе добычу)
- Почему у белого медведя не длинные, а короткие когти? (потому что короткими когтями легче цепляться за льдины. А длинные когти могут ломаться или откалывать льдину)
-Белый медведь, как мы уже говорили, питается рыбой, моржами и тюленями. А чем питаются тюлени и моржи? (рыбой).
- Обратите внимание на эти сопки. Что вы видите? (очень много птиц)
-как вы думаете, почему здесь так много птиц? (потому что здесь много пищи для них – рыбы) такие скопления птиц называют птичьим базаром.
- Скажите, что происходит с водой при сильном морозе? (она замерзает)
- Посмотрите на моржей, тюленей и белого медведя. Что происходит, когда они выходят из воды? ( У тюленя и моржа кожа гладкая, вода быстро скатывается.
У белого медведя тело покрыто белой шерстью, когда он выходит, стряхивает воду).
- Почему вода не застывает на шерсти белого медведя? (ответы детей обсуждаются, подводим к выводу, что тело белого медведя под шерстью имеет слой жира, который и не дает воде задерживаться. Так белый медведь приспособился к суровым условиям Севера.)
Опытническая работа «Почему у белого медведя вода на шерсти не замерзает?»
Детям предлагается опустить в емкость с водой руку.
-Что вы наблюдаете? (рука стала мокрой)
- Встряхните рукой, что изменилось? (капельки воды стряхнулись, но рука осталась мокрой)
- Намажьте руку жиром (маслом), опустите ее в емкость с водой, быстро ее выньте и встряхните, что вы наблюдаете? (вода на руке собралась капельками, при встряхивании капли с руки упали, рука осталась сухой).
- Что можно сказать о слое жира (масла) на руке? (слой жира на руке защищает ее от воды)
- Как вы думаете, кому еще нужна такая защита? (водоплавающим птицам)
- А вот у тюленей и моржей тело не покрыто шерстью, под кожей у них находится толстый слой жира – ворвань, это позволяет им долгое время находиться в воде.
- Мы с вами провели опыты, может теперь вы сможете мне ответить, как животные приспосабливаются к суровым условиям Севера? (у них под кожей толстый слой жира, что не позволяет им замерзнуть). Я думаю, что вы можете рассказать об этих наших открытиях своим родителям.
- А нам погодные условия севера не разрешают посадку самолета, и поэтому придется вернуться. Я думаю, что мы обязательно еще раз посетим Северный край.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Житель севера - снегирь".
Познавательное занятие для детей о жизни снегирей зимой....
Конспект" Путешествие на север" с детьми старшего дошкольног возраста
В занятиях использованы нетрадиционные педагогические технологии,такие как:мнемотехника,мукосол,икт...
Конспект НОД «Животные севера, тайги и жарких стран»
Конспект НОД на тему:«Животные севера, тайги и жарких стран»(с использованием ИКТ)область «Познавательное развитие»...
конспект НОД "Животные севера"
Беседы, описания и загадки помогут расширить представление детей об окружающем мире, в частности о жизни и повадках животных севера...
Конспект занятия "Животные севера и жарких стран"
Систематизировать знания детей о диких животных и их месте обитания...
конспект нод "Животные Севера" в подготовительной группе
Конспект нод «Животные севера» Цели:• Способствовать формированию учебно – познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений о животных севера.• У...
Конспект занятия "Животные севера" младшая группа
Конспект занятия "Животные севера" младшая группа...