НОД «В гостях у хозяюшки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 379»
Конспект
Непосредственно – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
«В гостях у хозяюшки»
(Подготовительная группа)
Выполнила:
Воспитатель подготовительной группы «Звездочки»
Агапова Юлия Юрьевна
г. Нижний Новгород
2015 – 2016 уч. год
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально- коммуникативное, речевое развитие и художественно-эстетическое.
Программные задачи:
1. Развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через новые формы работы – мини-музей.
2. Продолжать знакомить воспитанников с культурой русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством , этикетом; с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, загадками;
3. Совершенствовать навыки культуры общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
4. Активизировать активный и пассивный словарь детей;
5. Формировать интерес и стремление познавать качества окружающих предметов, понимание того, что все предметы были когда – то придуманы и созданы человеком, к ним необходимо относиться бережно.
6. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, краю, Родине, вызывать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к ее истории.
Литературный ряд: русские загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.
Музыкальный ряд: русская народная музыка, песни.
Материалы: декорации деревенской избы с русской печкой, экспонаты мини-музея, музыкальные инструменты (трещётки, ложки, коробочки, балалайка).
Воспитатель и дети одеты в народные костюмы.
Занятие - экскурсия проводится в мини-музеи «Русская изба».
Ход занятия:
Воспитатель:Дети.предлагаю вам отправиться в гости в русскую избу,а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами.
Как вы думаете ребята,почему именно на лошадях мы отправимся в путешествие?
Ответы детей.
Дети «рассаживаються»,под русскую народную песню отправляемся в путь.
У входа в русскую избу детей встречает Хозяюшка в русском народном костюме.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада вас видеть у себя в гостях, в моей горнице. Пожалуйста проходите ,будьте как дома.
(Дети отвечают известными пословицами.)
Дети: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Гости-люди подневольные,где посадят там и сидят.
Дети: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть да себя показать.
Туда голуби летают, где их привечают.
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Много гостей – много новостей.
Что есть в печи – на стол мечи.
Хозяйка: Хорошему гостю – хозяин рад. ( Усаживает гостей)
Редкий гость никогда не в тягость.
Воспитатель:Ребята,мы с вами пришли в горницу-самая нарядная и красивая комната в русской избе,в ней принимали гостей.
Скажите,какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Дети:Печка
Воспитатель:Правильно,в старинной русской избе была всего лишь дна комната,и почти половину ее занимала русская печка.
Про нее в народе говорили «Печка кормит-печка греет,печка-мать родная»
Ребята,как вы думаете для чего нужна была печь в доме?
Ответы детей.
Воспитатель:А давайте рассмотрим с вами как устроена наша печка.
Дети:Задвижка,шесток,печурка,подшесток,окно.
Воспитатель:Правильно,а еще у печки была труба,которая выходила на крышу дома и лежанка где спали люди.
Воспитатель:А как вы думаете чем топили печь?
Дети:Дровами
Воспитатель:Растопит хозяюшка печь, жарко в ней станет, пора и готовить. А в какой посуде готовили пищу?
Дети: В горшках,в чугунках.
Воспитатель: Вот и у нас есть чугунок,а как же нам наш чугунок в печь поставить,ведь в печке очень горячо. Ребята,как вы думаете чем в старину хозяйки, чугунки и горшочки в печь ставили?
Дети:Ухватом
Воспитатель:Правильно. Ну ка хозяюшка покажи как горшочек нам в печку поставить.Ну вот горшочек в печи и в горнице тепло.
Воспитатель :предлагает детям посмотреть чем покрыт пол.
Дети:Ковриками,половиками
Воспитатель:А для чего покрывали пол половиками?
Дети:Для тепла
Воспитатель:Из чего же их изготавливали половики?
Дети:Вязали из разноцветных лоскутов ткани.
Воспитатель: Посмотрите как чисто в горнице, это наша хозяюшка постаралась.
Хозяйка: Гостю – почёт, хозяину – честь! Давно я вас жду – поджидаю, посиделок не начинаю.
Воспитатель:В старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки, прибаутки; работали : пряли, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера и назывались посиделками.
Ребенок: На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Дети: В тесноте, да не в обиде!
Хозяйка: Сядем рядком да поговорим ладком! Доброе начало, как говорится, половина дела.
Хозяйка садится за прялку и начинает прясть.
Хозяйка : Позолоченная прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне моя работа нравится.
Может, кто-то из вас знает, что я делаю?
Дети: Нитку прядёте.
Хозяйка: Правильно. А на чём я её пряду?
Дети: На прялке.
Хозяйка: Её так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиком вытягиваю шерсть и кручу нитку.
Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?
Дети: Веретено.
Хозяйка: Правильно. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали – веретено. На него наматываются нитки. Повертитесь, как веретено. ( Дети кружатся вокруг себя) Вот я сколько ниток напряла.
А для чего нужны нитки?
Дети: Чтобы вязать, шить, вышивать.
Хозяйка : А вы, ребятушки, что же призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, что и вам поиграть, поразмяться захотелось. Есть для вас у меня игра- забава (поёт и пляшет). Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.... (показывает лапти). И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться да поплясать со мной?
Физкультминутка: Проводится игра – забава «Обуй лапти».
Хозяйка : На посиделках любили красны девицы и добры молодцы загадывать друг другу загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Подсказками вам будут служить предметы обихода из нашего музея.
1.Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
2.Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
3.Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник)
4.По избе пляшу, нитку кружу, чем больше кружусь, тем больше становлюсь. (Веретено)
5.Висит, болтается, всяк за него хватается. ( Полотенце)
6. Под крышей – четыре ножки, а на крыше – суп да ложки. (стол)
Ну, тогда для вас ребятки, есть последняя загадка.
Деревянная подружка.
Без неё мы, как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт!
Дети: Ложка.
Ребенок: А что
Хозяйка : Не устали гости, весело ли вам? Ну, тогда ещё заданьеце я дам. Дальше бой скороговорок разрешите мне начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Дети: Говори свою скороговорку. Нам её повторить, что комара словить.
Хозяйка : Слушайте, запоминайте да складно повторяйте.
Три сороки тараторки тараторили на горке!
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Купила бабуся бусы Маруси.
Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается! Посиделки у нас продолжаются!
Хозяйка:Ой,пригласить то гостей пригласила,а в самовар воды не налила.
Воспитатель: Ребята,а вы знаете откуда раньше люди воду брали?
Дети: Из колодца
Воспитатель:А на колодец они с чем ходили?
Дети:С ведрами и коромыслом
Воспитатель: Давайте мы коромысло возьмем,да до колодца дойдем,водицы ключевой принесем. Где у тебя тут хозяюшка коромысло и ведра?(Обходит вокруг колодца)
Да,нелегко в старину было за водой ходить,но ты хозяюшка не переживай,мы сейчас тебе поможем.
Физ.минутка.
Дружно встали,
ведра взяли
Зашагали за водой,
Вниз нагнулись,
улыбнулись,
покачали головой.
Ведра вниз,
ведра вверх
Хватит нам воды на всех,
Снова ведра в руки взяли и обратно пошагали.
Хозяйка : Вот спасибо ,вот какие вы молодцы , порадовали меня. Да только играми да плясками сыт не будешь. Славится наш русский народ гостеприимством да угощением знатным. Вот вам от меня подарочек – угощение: сушки, ватрушки, блины да калачи.
Дети:Спасибо тебе хозяюшка за доброту твою,за гостеприимство.
Воспитатель: А у нас для тебя есть подарки небольшие ,наши ребята сделали их сами.
(Дети дарят подарки ,и рассказывают про них.
(Кукла-скрутка, ложка расписная ,коврик.)
Дети: Спасибо, Хозяюшка, за веселье да за угощенье.
Хозяйка : Спасибо гости дорогие! Здоровья вам да радости! До новых встреч! (дети раскланиваются и уходят)
Воспитатель интересуется у детей, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 379»
Конспект
Непосредственно – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
«В гостях у хозяюшки»
(Подготовительная группа)
Выполнила:
Воспитатель подготовительной группы «Звездочки»
Агапова Юлия Юрьевна
г. Нижний Новгород
2015 – 2016 уч. год
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально- коммуникативное, речевое развитие и художественно-эстетическое.
Программные задачи:
1. Развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через новые формы работы – мини-музей.
2. Продолжать знакомить воспитанников с культурой русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством , этикетом; с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, загадками;
3. Совершенствовать навыки культуры общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
4. Активизировать активный и пассивный словарь детей;
5. Формировать интерес и стремление познавать качества окружающих предметов, понимание того, что все предметы были когда – то придуманы и созданы человеком, к ним необходимо относиться бережно.
6. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, краю, Родине, вызывать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к ее истории.
Литературный ряд: русские загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.
Музыкальный ряд: русская народная музыка, песни.
Материалы: декорации деревенской избы с русской печкой, экспонаты мини-музея, музыкальные инструменты (трещётки, ложки, коробочки, балалайка).
Воспитатель и дети одеты в народные костюмы.
Занятие - экскурсия проводится в мини-музеи «Русская изба».
Ход занятия:
Воспитатель:Дети.предлагаю вам отправиться в гости в русскую избу,а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами.
Как вы думаете ребята,почему именно на лошадях мы отправимся в путешествие?
Ответы детей.
Дети «рассаживаються»,под русскую народную песню отправляемся в путь.
У входа в русскую избу детей встречает Хозяюшка в русском народном костюме.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада вас видеть у себя в гостях, в моей горнице. Пожалуйста проходите ,будьте как дома.
(Дети отвечают известными пословицами.)
Дети: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Гости-люди подневольные,где посадят там и сидят.
Дети: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть да себя показать.
Туда голуби летают, где их привечают.
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Много гостей – много новостей.
Что есть в печи – на стол мечи.
Хозяйка: Хорошему гостю – хозяин рад. ( Усаживает гостей)
Редкий гость никогда не в тягость.
Воспитатель:Ребята,мы с вами пришли в горницу-самая нарядная и красивая комната в русской избе,в ней принимали гостей.
Скажите,какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Дети:Печка
Воспитатель:Правильно,в старинной русской избе была всего лишь дна комната,и почти половину ее занимала русская печка.
Про нее в народе говорили «Печка кормит-печка греет,печка-мать родная»
Ребята,как вы думаете для чего нужна была печь в доме?
Ответы детей.
Воспитатель:А давайте рассмотрим с вами как устроена наша печка.
Дети:Задвижка,шесток,печурка,подшесток,окно.
Воспитатель:Правильно,а еще у печки была труба,которая выходила на крышу дома и лежанка где спали люди.
Воспитатель:А как вы думаете чем топили печь?
Дети:Дровами
Воспитатель:Растопит хозяюшка печь, жарко в ней станет, пора и готовить. А в какой посуде готовили пищу?
Дети: В горшках,в чугунках.
Воспитатель: Вот и у нас есть чугунок,а как же нам наш чугунок в печь поставить,ведь в печке очень горячо. Ребята,как вы думаете чем в старину хозяйки, чугунки и горшочки в печь ставили?
Дети:Ухватом
Воспитатель:Правильно. Ну ка хозяюшка покажи как горшочек нам в печку поставить.Ну вот горшочек в печи и в горнице тепло.
Воспитатель :предлагает детям посмотреть чем покрыт пол.
Дети:Ковриками,половиками
Воспитатель:А для чего покрывали пол половиками?
Дети:Для тепла
Воспитатель:Из чего же их изготавливали половики?
Дети:Вязали из разноцветных лоскутов ткани.
Воспитатель: Посмотрите как чисто в горнице, это наша хозяюшка постаралась.
Хозяйка: Гостю – почёт, хозяину – честь! Давно я вас жду – поджидаю, посиделок не начинаю.
Воспитатель:В старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки, прибаутки; работали : пряли, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера и назывались посиделками.
Ребенок: На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Дети: В тесноте, да не в обиде!
Хозяйка: Сядем рядком да поговорим ладком! Доброе начало, как говорится, половина дела.
Хозяйка садится за прялку и начинает прясть.
Хозяйка : Позолоченная прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне моя работа нравится.
Может, кто-то из вас знает, что я делаю?
Дети: Нитку прядёте.
Хозяйка: Правильно. А на чём я её пряду?
Дети: На прялке.
Хозяйка: Её так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиком вытягиваю шерсть и кручу нитку.
Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?
Дети: Веретено.
Хозяйка: Правильно. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали – веретено. На него наматываются нитки. Повертитесь, как веретено. ( Дети кружатся вокруг себя) Вот я сколько ниток напряла.
А для чего нужны нитки?
Дети: Чтобы вязать, шить, вышивать.
Хозяйка : А вы, ребятушки, что же призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, что и вам поиграть, поразмяться захотелось. Есть для вас у меня игра- забава (поёт и пляшет). Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.... (показывает лапти). И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться да поплясать со мной?
Физкультминутка: Проводится игра – забава «Обуй лапти».
Хозяйка : На посиделках любили красны девицы и добры молодцы загадывать друг другу загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Подсказками вам будут служить предметы обихода из нашего музея.
1.Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
2.Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
3.Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник)
4.По избе пляшу, нитку кружу, чем больше кружусь, тем больше становлюсь. (Веретено)
5.Висит, болтается, всяк за него хватается. ( Полотенце)
6. Под крышей – четыре ножки, а на крыше – суп да ложки. (стол)
Ну, тогда для вас ребятки, есть последняя загадка.
Деревянная подружка.
Без неё мы, как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт!
Дети: Ложка.
Ребенок: А что
Хозяйка : Не устали гости, весело ли вам? Ну, тогда ещё заданьеце я дам. Дальше бой скороговорок разрешите мне начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Дети: Говори свою скороговорку. Нам её повторить, что комара словить.
Хозяйка : Слушайте, запоминайте да складно повторяйте.
Три сороки тараторки тараторили на горке!
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Купила бабуся бусы Маруси.
Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается! Посиделки у нас продолжаются!
Хозяйка:Ой,пригласить то гостей пригласила,а в самовар воды не налила.
Воспитатель: Ребята,а вы знаете откуда раньше люди воду брали?
Дети: Из колодца
Воспитатель:А на колодец они с чем ходили?
Дети:С ведрами и коромыслом
Воспитатель: Давайте мы коромысло возьмем,да до колодца дойдем,водицы ключевой принесем. Где у тебя тут хозяюшка коромысло и ведра?(Обходит вокруг колодца)
Да,нелегко в старину было за водой ходить,но ты хозяюшка не переживай,мы сейчас тебе поможем.
Физ.минутка.
Дружно встали,
ведра взяли
Зашагали за водой,
Вниз нагнулись,
улыбнулись,
покачали головой.
Ведра вниз,
ведра вверх
Хватит нам воды на всех,
Снова ведра в руки взяли и обратно пошагали.
Хозяйка : Вот спасибо ,вот какие вы молодцы , порадовали меня. Да только играми да плясками сыт не будешь. Славится наш русский народ гостеприимством да угощением знатным. Вот вам от меня подарочек – угощение: сушки, ватрушки, блины да калачи.
Дети:Спасибо тебе хозяюшка за доброту твою,за гостеприимство.
Воспитатель: А у нас для тебя есть подарки небольшие ,наши ребята сделали их сами.
(Дети дарят подарки ,и рассказывают про них.
(Кукла-скрутка, ложка расписная ,коврик.)
Дети: Спасибо, Хозяюшка, за веселье да за угощенье.
Хозяйка : Спасибо гости дорогие! Здоровья вам да радости! До новых встреч! (дети раскланиваются и уходят)
Воспитатель интересуется у детей, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД "В гостях у Хозяюшки" | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 379»
Конспект
Непосредственно – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
«В гостях у хозяюшки»
(Подготовительная группа)
Выполнила:
Воспитатель подготовительной группы «Звездочки»
Агапова Юлия Юрьевна
г. Нижний Новгород
2015 – 2016 уч. год
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально- коммуникативное, речевое развитие и художественно-эстетическое.
Программные задачи:
1. Развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через новые формы работы – мини-музей.
2. Продолжать знакомить воспитанников с культурой русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством , этикетом; с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, загадками;
3. Совершенствовать навыки культуры общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
4. Активизировать активный и пассивный словарь детей;
5. Формировать интерес и стремление познавать качества окружающих предметов, понимание того, что все предметы были когда – то придуманы и созданы человеком, к ним необходимо относиться бережно.
6. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, краю, Родине, вызывать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к ее истории.
Литературный ряд: русские загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.
Музыкальный ряд: русская народная музыка, песни.
Материалы: декорации деревенской избы с русской печкой, экспонаты мини-музея, музыкальные инструменты (трещётки, ложки, коробочки, балалайка).
Воспитатель и дети одеты в народные костюмы.
Занятие - экскурсия проводится в мини-музеи «Русская изба».
Ход занятия:
Воспитатель:Дети.предлагаю вам отправиться в гости в русскую избу,а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами.
Как вы думаете ребята,почему именно на лошадях мы отправимся в путешествие?
Ответы детей.
Дети «рассаживаються»,под русскую народную песню отправляемся в путь.
У входа в русскую избу детей встречает Хозяюшка в русском народном костюме.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада вас видеть у себя в гостях, в моей горнице. Пожалуйста проходите ,будьте как дома.
(Дети отвечают известными пословицами.)
Дети: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Гости-люди подневольные,где посадят там и сидят.
Дети: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть да себя показать.
Туда голуби летают, где их привечают.
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Много гостей – много новостей.
Что есть в печи – на стол мечи.
Хозяйка: Хорошему гостю – хозяин рад. ( Усаживает гостей)
Редкий гость никогда не в тягость.
Воспитатель:Ребята,мы с вами пришли в горницу-самая нарядная и красивая комната в русской избе,в ней принимали гостей.
Скажите,какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Дети:Печка
Воспитатель:Правильно,в старинной русской избе была всего лишь дна комната,и почти половину ее занимала русская печка.
Про нее в народе говорили «Печка кормит-печка греет,печка-мать родная»
Ребята,как вы думаете для чего нужна была печь в доме?
Ответы детей.
Воспитатель:А давайте рассмотрим с вами как устроена наша печка.
Дети:Задвижка,шесток,печурка,подшесток,окно.
Воспитатель:Правильно,а еще у печки была труба,которая выходила на крышу дома и лежанка где спали люди.
Воспитатель:А как вы думаете чем топили печь?
Дети:Дровами
Воспитатель:Растопит хозяюшка печь, жарко в ней станет, пора и готовить. А в какой посуде готовили пищу?
Дети: В горшках,в чугунках.
Воспитатель: Вот и у нас есть чугунок,а как же нам наш чугунок в печь поставить,ведь в печке очень горячо. Ребята,как вы думаете чем в старину хозяйки, чугунки и горшочки в печь ставили?
Дети:Ухватом
Воспитатель:Правильно. Ну ка хозяюшка покажи как горшочек нам в печку поставить.Ну вот горшочек в печи и в горнице тепло.
Воспитатель :предлагает детям посмотреть чем покрыт пол.
Дети:Ковриками,половиками
Воспитатель:А для чего покрывали пол половиками?
Дети:Для тепла
Воспитатель:Из чего же их изготавливали половики?
Дети:Вязали из разноцветных лоскутов ткани.
Воспитатель: Посмотрите как чисто в горнице, это наша хозяюшка постаралась.
Хозяйка: Гостю – почёт, хозяину – честь! Давно я вас жду – поджидаю, посиделок не начинаю.
Воспитатель:В старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки, прибаутки; работали : пряли, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера и назывались посиделками.
Ребенок: На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Дети: В тесноте, да не в обиде!
Хозяйка: Сядем рядком да поговорим ладком! Доброе начало, как говорится, половина дела.
Хозяйка садится за прялку и начинает прясть.
Хозяйка : Позолоченная прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне моя работа нравится.
Может, кто-то из вас знает, что я делаю?
Дети: Нитку прядёте.
Хозяйка: Правильно. А на чём я её пряду?
Дети: На прялке.
Хозяйка: Её так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиком вытягиваю шерсть и кручу нитку.
Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?
Дети: Веретено.
Хозяйка: Правильно. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали – веретено. На него наматываются нитки. Повертитесь, как веретено. ( Дети кружатся вокруг себя) Вот я сколько ниток напряла.
А для чего нужны нитки?
Дети: Чтобы вязать, шить, вышивать.
Хозяйка : А вы, ребятушки, что же призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, что и вам поиграть, поразмяться захотелось. Есть для вас у меня игра- забава (поёт и пляшет). Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.... (показывает лапти). И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться да поплясать со мной?
Физкультминутка: Проводится игра – забава «Обуй лапти».
Хозяйка : На посиделках любили красны девицы и добры молодцы загадывать друг другу загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Подсказками вам будут служить предметы обихода из нашего музея.
1.Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
2.Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
3.Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник)
4.По избе пляшу, нитку кружу, чем больше кружусь, тем больше становлюсь. (Веретено)
5.Висит, болтается, всяк за него хватается. ( Полотенце)
6. Под крышей – четыре ножки, а на крыше – суп да ложки. (стол)
Ну, тогда для вас ребятки, есть последняя загадка.
Деревянная подружка.
Без неё мы, как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт!
Дети: Ложка.
Ребенок: А что
Хозяйка : Не устали гости, весело ли вам? Ну, тогда ещё заданьеце я дам. Дальше бой скороговорок разрешите мне начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Дети: Говори свою скороговорку. Нам её повторить, что комара словить.
Хозяйка : Слушайте, запоминайте да складно повторяйте.
Три сороки тараторки тараторили на горке!
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Купила бабуся бусы Маруси.
Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается! Посиделки у нас продолжаются!
Хозяйка:Ой,пригласить то гостей пригласила,а в самовар воды не налила.
Воспитатель: Ребята,а вы знаете откуда раньше люди воду брали?
Дети: Из колодца
Воспитатель:А на колодец они с чем ходили?
Дети:С ведрами и коромыслом
Воспитатель: Давайте мы коромысло возьмем,да до колодца дойдем,водицы ключевой принесем. Где у тебя тут хозяюшка коромысло и ведра?(Обходит вокруг колодца)
Да,нелегко в старину было за водой ходить,но ты хозяюшка не переживай,мы сейчас тебе поможем.
Физ.минутка.
Дружно встали,
ведра взяли
Зашагали за водой,
Вниз нагнулись,
улыбнулись,
покачали головой.
Ведра вниз,
ведра вверх
Хватит нам воды на всех,
Снова ведра в руки взяли и обратно пошагали.
Хозяйка : Вот спасибо ,вот какие вы молодцы , порадовали меня. Да только играми да плясками сыт не будешь. Славится наш русский народ гостеприимством да угощением знатным. Вот вам от меня подарочек – угощение: сушки, ватрушки, блины да калачи.
Дети:Спасибо тебе хозяюшка за доброту твою,за гостеприимство.
Воспитатель: А у нас для тебя есть подарки небольшие ,наши ребята сделали их сами.
(Дети дарят подарки ,и рассказывают про них.
(Кукла-скрутка, ложка расписная ,коврик.)
Дети: Спасибо, Хозяюшка, за веселье да за угощенье.
Хозяйка : Спасибо гости дорогие! Здоровья вам да радости! До новых встреч! (дети раскланиваются и уходят)
Воспитатель интересуется у детей, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "В гостях у Хозяюшки"
занятие по развитию речи в 1младшей группеЦель:развивать у детей интерес к народному творчеству:песням, потешкам, прибауткам;закреплять знания детьми фольклорных произведений и т.д....
Открытое занятие в группе раннего возраста "В гостях у Хозяюшки"
В материале предоставлен сценарий занятия в группе раннего возраста по теме "Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателя и детей"...
Конспект комплексного занятия по развитию речи во II младшей группе « В гостях у Хозяюшки»
Открытое занятие по развитию речи с использованием игр-драматизаций, основанных на элементах устного народного творчества....
Конспект открытого мероприятия "В гости к хозяюшке" в кружке "Бабушкины посиделки"
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуре; знакомство с народными играми, хороводами; закреплять умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать мелкую моторику рук....
Приобщение детей к народному творчеству(средняя группа) по теме:" В гости к Хозяюшке"
Занятие по приобщению детей среднего возраста к народному творчеству....
"В гостях у хозяюшки"
1.Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. 2.Способствовать расширению знаний детей о самоваре ,о традициях чаепития в ст...
комплексное занятие "В гости к хозяюшке"
Тема: «В гости к хозяюшке» Содержание: Знакомство с потешками про кота. Проведение игры - «Кот Васька»Цель:i Познакомить детей с устным народным творчеством. I Помочь детям понять содержани...