Доклад на тему: «Предметно – развивающая среда для воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников посредством знакомства с родным городом»
материал

Косарева Светлана Владимировна

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…  И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedenenie.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Аистенок»

Доклад на тему: «Предметно – развивающая среда для воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников посредством знакомства с родным городом»

        Подготовила:

        Воспитатель:

        Косарева С.В.

        Мичуринск 2025

        

 «Предметно – развивающая среда для воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников посредством знакомства с родным городом»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…  И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  После пяти лет воспитывать сложнее, после седьмого года уже складывается «психологический портрет» личности. В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществлять специальные работы по патриотическому воспитанию детей.   Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использование форм, методов и приёмов педагогического воздействия. Одной из главных задач является создание   такой предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию в группе, которая дала бы возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность, инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его потребностей, склонностей, интересов и уровня активности. С этой целью в нашем дошкольном учреждении была разработана парциальная программа «Я люблю свой город». Программа   разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»     Программа дополняет образовательную область «Социально- коммуникативное развитие», а та  Цель Программы – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание    чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного города, толерантного отношения к представителям других национальностей а также направлена на решение некоторых задач ФОП ДО в области познавательного развития (окружающий мир) и художественно - эстетического развития (приобщение к искусству).

Основные задачи программы:

- наполнение предметно - развивающей среды в группе по патриотическому воспитанию;

-формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую родину;

-формировать представления детей о географическом положении, истории, культуре, профессиях, людях, достопримечательностях, социально- экономической значимости родного края;

-развивать интерес к событиям общественной жизни региона, традициям, народным промыслам, литературе, искусству, науке;

-воспитывать уважение к культурно-историческим ценностям родного края, чувства глубокой сопричастности с историей и культурой края.

Наполнение центра по патриотическому воспитанию материалами представлено по группам:

   Были изготовлены дидактические пособия по нравственно – патриотическому воспитанию детей:

-сайт учреждения и социальные группы в сети Интернет;

- фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей и детей;

-презентация семейных коллекций.

Включают также и другие формы работы:

-совместные праздники, тематические досуги;

-прогулки и экскурсии для знакомства с историческими местами, памятниками истории и культуры, учреждениями района и города, предприятиями;

-посещение музеев;

-посещение кинотеатров, театров, цирка;

-организация на основе увиденного фотовыставок, демонстрация снятых       видео;

-проектная деятельность;

-совместное выполнение с детьми творческих заданий на выходной день: например, разрисовка силуэтов, лепка и украшение глиняной игрушки;

-участие в акциях.

-групповые родительские собрания, консультации и другое;

-информационные  стенды, папки-передвижки для родителей (законных представителей).

 Воспитатели стараются  развивать и поддерживать интерес по патриотическому воспитанию дошкольников через организацию интегрированной познавательной деятельности. Проводят интегрированные, тематические занятия, проектную деятельность на патриотическую тематику, используя следующие формы и методы работы с детьми: увлекательные беседы с рассматриванием картин, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера, чтение художественных произведений, особое место уделяют знакомству с пословицами и поговорками. При подготовке  занятий  обращают  внимание на подборку наглядного материала: это современные средства ТСО, фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.                                                                                                                   Таким образом, предметно-развивающая среда группы, по нравственно – патриотическому воспитанию становится близкой и понятной каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом

Познакомить с историей создания Санкт -ПетербургаДать представление о людях внесших вклад в развитие нашего городаЗнакомить с культурным наследием нашего городаЗакрепить у детей знания о культуре пове...

«Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем, городом»

Данный материал раскрывает специфику работы воспитателя с родителями в воспитании патриотических чувств у  детей старшего дошкольного возраста....

"Организация предметно-пространственной развивающей среды для формирования нравственно патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО"

Материал был представлен на педагогическом совете в ДОУ. Организация предметно-развивающей среды для формирования нравственно-патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО строится так, чтобы д...

Презентация "Предметно – пространственная развивающая среда на развитие нравственно – патриотических чувств у детей раннего дошкольного возраста"

Патриотизм включает в себя много понятий, связанных с любовью к родным местам, гордостью за свой народ и его историю, ощущением причастности к окружающему миру, желанием сохранять и приумножать богатс...

"Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного города"

            Актуальность данного направления заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равн...