Образовательная деятельность по коллекционированию открыток (подготовительная группа)
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формировать представление у детей об открытке и ее видах; познакомить детей с краткой историеей создания открытки; формировать знания о прошлом и настоящем предмета; знакомить с новыми словами: коллекция, экспонат, раритет, филокартия, экспозиция, шедевр, реестр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_po_kollektsionirovaniyu_mazhanova_e.a.docx | 77.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
по теме «Коллекционирование открыток »
ОО «Познавательное развитие»
Возрастная группа: подготовительная
Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие».
Цель: Сформировать представление о коллекционировании открыток.
Образовательные задачи (по ОО).
1. ОО «Познавательное развитие»
- Формировать представления у детей об открытке, и ее видах.
- Познакомить детей с краткой историей создания открытки.
- Формировать знания о прошлом и настоящем предмета.
- Знакомить с новыми словами: коллекция, экспонат, экспозиция, раритет, реликвия, шедевр, реестр, филокартия.
- Совершенствовать у детей навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
2. ОО «Речевое развитие»
- Составлять описательный рассказ, используя алгоритмы.
3. ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- Выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать предметы между собой.
- Рассматривать предметы, направляя внимание на более тонкое различение характерных деталей;
- Классифицировать предметы по ряду признаков
4. ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Формировать бережное отношение к реликвиям.
- Воспитывать уважительное отношение к историческим ценностям своей Родины.
Задачи:
Образовательные задачи
1. ЗНАНИЕ
- Формировать представления у детей об открытке, и ее видах.
- Познакомить детей с краткой историей создания открытки.
- Формировать знания о прошлом и настоящем предмета.
- Знакомить с новыми словами: коллекция, экспонат, экспозиция, раритет, реликвия, шедевр, реестр, филокартия.
2. ОТНОШЕНИЕ
- Развивать познавательный интерес детей;
- Формировать бережное отношение к реликвиям.
- Воспитывать уважительное отношение к историческим ценностям своей Родины.
3. ДЕЙСТВИЯ
Формировать у детей умение:
- Выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать предметы между собой.
- Рассматривать предметы, направляя внимание на более тонкое различение характерных деталей;
- Классифицировать предметы по ряду признаков.
Закреплять у детей умение:
- Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурному образцу;
- Совершенствовать у детей навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Составлять описательный рассказ, используя алгоритмы.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
стол, на нем разложены разные открытки, накрыт темной тканью.
2. Материалы для деятельности детей:
Материалы для представления заданий и результатов деятельности:
- части слов,
- альбомы,
- открытки,
- набор цифр
Материальные средства для деятельности детей:
- альбомы
- открытки
- цифры
- микрофон
3. Дидактический материал:
- алгоритм для составления рассказа
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- компьютер,
- проектор,
- экран
Методы и приемы:
- словесный: информационный рассказ об открытках, коллекционировании, знакомство с новыми словами.
- наглядный: рассматривание открыток
- аудиовизуальный: просмотр презентации «История создания открытки»
- наглядно-практический: составление слов из частей
- практический: раскладывание открыток по альбомам, нумерация, изготовление открытки своими руками.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотива ционно-целевой | Предлагает посмотреть, что для них приготовлено-это лежит на столе, накрыто покрывалом. Задает вопросы- что это? и для чего? Приглашает посмотреть презентацию | Дети снимают покрывало, рассматривают, отвечают. Дети смотрят презентацию. |
Содержательно-деятельностный | Д/и «Аквариум» Дети делятся на две группы. Вводится проблемная ситуация: что означают слова для 1 группы- коллекционирование, экспозиция, для 2 группы- раритет, филокартия. Д/и «Сложи слово» предлагается сложить новые слова из частей, разложенных на столе. П/и «Путаница» Рассказывает о правилах создания коллекции, знакомит со словом реестр. Предлагает разделить открытки на группы, в соответствии с праздниками. Д/и «Разложи цифры» предлагается пруномеровать экспонаты, разложив цифры по порядку от 1 до 10. Д/и «Составь рассказ по алгоритму» предлагается выбрать одну открытку, составить описательный рассказ по предложенному алгоритму. Д/и «Найди отличия» Предлагается отметить сходства и отличия выбранных открыток (уделяя внимание деталям) | Дети слушают задание, обсуждают, высказываются поочередно. Противоположная группа слушает, дополняет при необходимости. Складывают слова из частей, проверяют работу других детей. Дети играют в подвижную игру. Дети отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. Дети разбиваются на три команды, разделяют открытки на три группы- в соответствии с праздниками. Каждая команда складывает в альбом один вид открыток, нумерует каждый экспонат цифрой; проверяют качество выполнения задания противоположной группы. Выбирают понравившуюся открытку, рассматривают с помощью лупы, составляют описательный рассказ, в соответствии с алгоритмом. Сравнивают открытки каждой из команд: ищут сходство и различия в деталях. |
Оценочно-рефлексив ный | Предлагает провести интервью одному из детей по предложенному алгоритму. (что понравилось? Что нового узнали? Что не понравилось?) | Один ребенок берет микрофон и задает вопросы. Остальные дети отвечают. |
Ход ОД:
Заранее приготовлен стол, на нем разложены разные открытки, накрыт темной тканью.
1. Вос-ль: -Ребята, я сегодня кое-что для вас приготовила. Это лежит на столе.
Хотите посмотреть, что это? (снимает покрывало). Дети смотрят.
-Что это? (ответы детей) -Что на них изображено? (Ответы детей)
- Зачем нужны открытки? (поздравлять с праздниками)
- С какими? (ответы детей- 8 Марта, 23 февраля-это День защитника Отечества, Новый год)
- Совершенно верно, с важными государственными праздниками. А вы знаете как вообще появились открытки? Пойдемте посмотрим. (смотрят презентацию).
2. Вос-ль: - Теперь вы знаете, что открытки живут на Земле давным давно, и жаль, что теперь перед Новым годом наши почтовые ящики уже не завалены поздравлениями, как в былые советские времена. Мы лишили себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными поздравительными открытками, как это делали наши родители. Но исправить такое положение еще не поздно. Как вы думаете, как? (ответы детей)
- Совершенно верно, мы можем собрать все эти замечательные открытки в коллекцию.
Что такое коллекционирование? Знаете?
Коллекционирование - дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое. Это одно из древнейших увлечений человека. Каждый хоть раз в жизни начинал что-нибудь коллекционировать. И чего только не собирают люди - фантики, марки, открытки, коробочки, пуговицы, монеты, кукол и много-много других вещей. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по душе: курительные трубки; оловянные солдатики, шахматные фигуры, редкие монеты, старинные печатные машинки; утюги; куклы, галстуки.
Начинается всё, как правило, с одной вещи. Случайно купили, подарили друзья, заинтересовала вещь или просто нашли? У всех начинается это хобби по-разному.
А вы знаете, что владельцем самой большой коллекции новогодних открыток Книга рекордов Гиннесса называет канадца Бута, собравшего 205 120 экземпляров.
- Предлагаю вам поиграть в Д/игру «Аквариум». Нужно разделиться на две команды. Каждая команда получит свое сложное задание. Вы подумаете, посовещаетесь и ответите на наш вопрос. Вторая команда в это время внимательно слушает, не перебивает и если будет нужно, в конце дополняет. Попробуем?
- Для 1 команды: систематизированное собрание каких-нибудь предметов. Что это?
Есть небольшая подсказка, вот она, посмотрите. (фотография коллекции).
(Дети совещаются и отвечают- коллекция) Вторая команда, вы согласны?
- Вопрос для 2 команды: это предмет, который выставляется на обозрение посетителям на выставке или в музее. Что это? Для вас тоже есть подсказка, посмотрите.( фото экспоната в музее).
(Дети отвечают- экспонат)
- 1 команда, вопрос для вас : очень ценная и редкая вещь. Как можно ее назвать?
(Дети отвечают- раритет)
- 2 команда, вопрос вам: это один из самых популярных видов коллекционирования на сегодняшний день- открыток.
(Дети отвечают- филокартия)
Молодцы, все справились с такими трудными заданиями.
Д/и «Сложи слово» - Посмотрите, на столе лежат новые слова, но они рассыпались на части… Помогите мне собрать их. Вы запомнили новые слова, с которыми мы сегодня познакомились? Назовите их. (ответы детей), все правильно, теперь их нужно сложить: каждое слово из двух частей. Приступайте.
(фило-картия, ра-ритет, экс-понат, кол-лекция, )
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Сейчас мы с вами немного поиграем, после чего я вам расскажу несколько правил настоящих коллекционеров.
П/и «Путаница»: Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий отворачивается, и игроки начинают запутываться, перелезая, как только можно, друг через друга. Затем водящий должен распутать этот клубок, не размыкая круг.
- Дети, как вы думаете с чего нужно начать собирать коллекцию и где искать материалы для коллекции? (Ответы детей). Можно покупать, выменивать, искать. Большую помощь в собирании коллекции могут оказать ваши родители, друзья, родственники и соседи. Издаются специальные журналы для коллекционеров, где дается информация о том, как собирать, что собирать, где искать.
Открытки делятся на: поздравительные, пригласительные, юбилейные, праздничные. В соответствии с этим делением формируются и коллекции. К примеру, праздничные, подразделяются в зависимости от темы праздника: Новогодние, к 8 Марта, к 23 Февраля, и т.д.
Есть несколько правил коллекционирования, их необходимо знать. Давайте обсудим их, и я их запишу.
- Правило первое. В коллекцию входят однородные предметы. Тема коллекции может быть любой. Если это открытки, нужно определиться какой вид именно — животные, люди, насекомые или праздничные. Я записываю на доске - Тема.
- Посмотрите на наши открытки. Мы с вами можем начать коллекционирование открыток? (Ответы детей)
-Я предлагаю разделиться на три группы, и каждая группа собирает один вид открыток, по одной теме. Хорошо?
- Правило второе. Коллекцию нужно хранить в папках, альбомах или конвертах.
Вывод: заранее необходимо подумать о том, где и как будет храниться ваша коллекция. Я записываю - Место хранения.
- У нас есть альбомы, мы можем сложить в них нашу коллекцию? Мы сложим все открытки вместе? (ответы детей) Приступайте.
-Правило третье: Все предметы коллекции должны быть собраны в строго определенном порядке, а не свалены в кучу, для этого нужно завести реестр своей коллекции. Что это такое? Это- тетрадь с описанием всего богатства коллекции, номером и указанием, где что хранится. Как в настоящем музее. Для чего это нужно? (ответы детей). Я записываю –третье правило- реестр.
- Похожи наши альбомы на коллекцию? (ответы детей) А почему не похожи? (нет реестра). Верно, экспонаты нужно пронумеровать.
Д/и «Разложи цифры».
Предлагаю каждой группе взять заготовленные цифры, и пронумеровать свои экспонаты. Не забывайте: чтобы легче было искать тот или иной экспонат, цифры должны идти по порядку. Приступайте.
- Правило четвертое: любая коллекция должна храниться в специально отведенном месте, должна быть доступна для просмотра, рассматривания и пополнения- как экспонаты в музее.
- Где мы могли бы хранить нашу коллекцию? (ответы детей). Я записываю – четвертое- место размещения.
У нас с вами получился алгоритм создания коллекции. Я предлагаю вам воспользоваться им дома, и создать небольшую коллекцию вместе с родителями. Что это будет за коллекция, с какими экспонатами- вы решите сами. Когда она будет готова- принесете ее в детский сад, и расскажете о ней, а мы с удовольствием познакомимся с ней.
-А какая серия открыток вам больше всего понравилась? (Новогодняя!)
Д/и «Составь рассказ по алгоритму»
- Давайте теперь как настоящие ценители раритетных экспонатов выберем себе по одному экспонату на группу (на двоих), и внимательно рассмотрим ее, при помощи увеличительного устройства- лупы. А зачем коллекционерам лупы? Знаете? (ответы детей) Правильно, чтобы рассмотреть все до мельчайших подробностей. Затем нужно составить описание по предложенному алгоритму. Хорошо? Выбирайте себе открытки, берите лупы и садитесь за стол. Приступайте к рассматриванию.
Теперь давайте выслушаем каждую команду по очереди. Начнем с первой группы.
Д/и «Найди отличия»
- Ребята, а чем отличаются ваши открытки? (ответы детей)
- А чем они похожи? (ответы детей)
Молодцы все справились. Вы оказались очень тонкими ценителями искусства- рассмотрели все детали, даже самые мелкие.
3.Вос-ль: - Ребята, вы сегодня стали настоящими экспертами в коллекционировании. В завершении нашего занятия мы с Варей снимем небольшой репортаж: Варя возьмет у вас интервью, а я буду снимать. Все ли вам понравилось, что нового вы узнали - все это вы расскажете нашему корреспонденту, только одно условие- ответы товарищей не повторять, это должны быть ваши собственные ответы. В помощь корреспонденту– есть небольшой алгоритм.
Воспитатель: - Спасибо за интересные и честные ответы! Не забудьте про домашнее задание- собрать коллекцию вместе с родителями по записанному нами алгоритму коллекционирования. Мы ждем новых интересных коллекций!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по реализации образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь с ведущими сферами бытия, миром людей, прир...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе оздоровительной направленности в рамках образовательной области «Познание» Тема: «Путешествие в зоопарк»
Систематизация и углубление представлений детей о животном мире жарких стран и Севера (внешних особенностях, образе жизни, особенностях обитания, питания) и их детёнышах....
Окружающий мир. Конспект непосредственной образовательной деятельности (познание) для детей подготовительной группы интегрированное занятие на тему:"Мы на луг ходили" с использованием современных образовательных технологий: игровой прием
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7851810","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы к школе по теме: "Матрёшкины именины" по образовательным областям: "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие".
«Матрёшкины именины»Разные на свете бывают куклы. А есть куклы, у которых имя одно и тоже - Матрёшки. Яркая Матрёшка является кукольным символом России. Матрёшкины именины праздновали дети 1 подг...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы в образовательной области «Выпускной бал»
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы в образовате...
Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"
Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о фор...
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....