Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений детей (старший дошкольный возраст).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений детей (старший дошкольный возраст, логопедическая группа).
Воспитатель: Тарасова Татьяна Леонидовна
Тема: «Наши друзья – деревья»
Программные задачи:
Образовательные:
1.Закреплять умение детей узнавать и называть деревья.
2.Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях лиственных и хвойных деревьев.
3.Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
4.Продолжить формирование основ экологической культуры.
Развивающие:
1.Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
2.Развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения (эмпатия).
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
2.Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.
Ход занятия
1.(занятие начинается в группе, дети стайкой стоят вокруг воспитателя)
(Воспитатель сообщает детям, что сегодня они получили письмо, в котором нас приглашают в гости.
Читает. Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас к себе в гости. Вы сможете полюбоваться красотой природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. Я подготовил для вас разные вопросы и задания. Если вы все сделаете правильно, то вас будет ждать сюрприз. Желаю вам удачи! а пригласил вас я: (загадка) Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший, он им протянет сотни рук и тысячи ладошек… (лес)
Отгадайте мою загадку (ответы детей)
Воспитатель: - Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Воспитатель : Продолжает руководствоваться полученным письмом.
- Так посмотрим, какие же задания приготовил нам наш друг Лес.
Задание 1. Отгадайте, какие деревья растут в моем лесу.
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы.
Сели на косицы. (Берёза)
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка? (Тополь)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Ель)
По мере отгадывания загадок дети находят силуэты деревьев и располагают их на большом панно)
Задание 2.
Покажи и назови части дерева. Рисунок дерева. Дети показывают его части.
Это корни; это ствол, он покрыт корой; это ветки, на них почки. Они весной набухают, лопаются, появляются листочки. Ветки с листьями называются «крона». Осенью появляются плоды и семена. У всех деревьев они разные. У дубов – это желуди; у ели и сосны – это шишки; у берёзы – «серёжки»; у клёна – «самолётики»; у рябины и калины – ягоды.
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх.
Задание 3.
Посадим лес. Геометрическая мозаика.
Как называется лес, если в нем растут одни берёзы? (берёзовая роща)
- Если в лесу растут одни дубы? (Дубрава)
- Если лес состоит из елей? (Ельник)
- Растут одни сосны? (Сосновый бор)
- Как называется лес, если в нем растут разные лиственные деревья? (Лиственный лес)
- Растут одни хвойные деревья? (Хвойный лес)
- Мы с вами посадили вместе и лиственные и хвойные деревья. Какой у нас получился лес? (Смешанный лес).
Пальчиковая игра:
Деревья в лесу росли (руки вверх, кисти раскрыть
И, с ветром дружили они кисти влево – вправо)
Лишь только вздохни ветерок (встряхивают кистями)
На дереве каждый листок
Тихонько – тихонько дрожит (быстро шевелить пальцами)
И нежную песню шуршит
Ш-ш-ш-ш-ш… (опускать руки, кисти плавно
вправо – влево)
Задание 4.
Игра с кубом. «Назови, какое это дерево». Дети встают полукругом. Воспитатель бросает куб ребенку. Ребенок называет дерево, которое изображено на грани куба и к каким деревьям оно относится к лиственным или хвойным.
Задание 5.
Игра «что лишнее?».
Упражнение для коррекции зрения.
Педагог: Мы листочки увидали,-
И с листочками играли.
(Дети берут листочек в руку. Вытянуть листочек вперед перед собой, сфокусировать на нем взгляд)
Листочки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
(Отвести листик вправо, проследить движение взглядом)
Вот листочки полетели,
Глазки влево посмотрели.
(Отвести ее влево)
Ветер листья вверх поднял
И на землю опускал…
(Поднимать листья вверх и опускать вниз)
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись.
(Покружиться и присесть, опустив листочек на пол.)
Глазки закрываем,
(Закрыть ладошками глаза)
Глазки отдыхают.
(Дети складывают листья и садятся на стул).
Задание 6.
Игра на внимание.
Тополь-ива-ель. (Хлопок в ладоши один раз, дети «превращаются» в тополь – выпрямленные руки подняты и соединены над головой. Хлопок в ладоши два раза, дети «превращаются» в иву – наклониться, свесив руки вниз. Три раза – дети «превращаются» в ель. Руки развести в стороны и немного опустить)
- Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?
- Кто хочет почитать стихи о деревьях?
Дети читают стихи.
Сосна.
Что грустишь ты, сосенка,
На высоком склоне?
Что иголки сыплешь
Прямо мне в ладони?
Ничего, что лето быстро пролетело,
Золотая осень свою песню спела.
Улыбнись, не надо,
Так грустить об этом?
Ты всегда красива
И зимой, и летом.
Ели на опушке.
Ели на опушке –
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки,
У лесных ворот
Водят хоровод.
Берёза
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Тянет ветки к солнцу,
Ждёт весной тепла.
Летом нарядилась
В платье шелестя,
В сережках распустилась,
Как невеста вся!
Осень подарила,
Золото листве,
Грустно говорила, -
Время уж к зиме.
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Спит зимой, ей снится,
Что опять весна.
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас какое время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Эхо».
Игра «Эхо»
- Эхо лесное, спросить я могу?
- Ау, ау, ау (дети говорят)
- Куда это листья лесные пропали
- Опали, опали, опали…(дети говорят)
- Травы лесные, где вы? Не вижу…
- Ниже, ниже, ниже…(дети говорят)
- Цветы луговые, а вы что пропали?
- Завяли, завяли, завяли…(дети говорят)
- Птички-певички, давно ли вы пели?
- Они улетели, они улетели…(дети говорят)
- Лягушки и раки куда подевались?
- Они закопались, они закопались…(дети говорят)
- Белки и зайцы, про вас мы не знаем.
- Мы шубки меняем, меняем, меняем…(дети говорят)
- Так что же случилось, мы тебя спросим?
- Пришла сюда осень, осень, осень…(дети говорят)
- Так вот, оказывается в чем дело. Осень наступила…
Воспитатель: Так что же нам нужно ещё выполнить? Посмотрим. (Читает продолжение письма) Молодцы ребята. Справились со всеми моими заданиями.
Я приготовил для вас лесной чай с вареньем в группе. Не стану рассказывать, какой чай заварил, вы узнаете сами по запаху, а варенье отгадаете по вкусу. До новых встреч!
Ваш друг Зелёный лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...
Стендовый доклад "Использование интерактивных игр - презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста"
В стендовом докладе представлен материал по использованию интерактивных игр - презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
Удобная подборка дидактических игр, которые необходимы для работы с детьми для развития экологических представлений....
Конспект занятия по Формированию элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста "Помоги Незнайке в счёте ."
Цель: Создать условия для закрепления порядкового и обратного счета до 10.Задачи:Образовательная:- Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10;- Закреплять умение детей ориентироваться в пространст...
Использование интерактивных игр - презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада в...
«Использование логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Использование логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста»...
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольног...