Использование интерактивных игр - презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Ерошина Ангелина Дмитриевна

Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fayl.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 8 «АИСТЕНОК»

г. Мичуринска, Тамбовской области

393763 Тамбовская обл., г. Мичуринск,

ул. Автозаводская, д.8а

Тел.8(4754)2-22-39 , E-mail: michdou08.@yandex.ru

Выступление

на городском профессиональном объединении педагогов на тему:

 Использование интерактивных игр - презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

воспитатель МБДОУ

Ерошина Ангелина Дмитриевна

г. Мичуринск

2020 уч.год

Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Познание родной природы является источником первых знаний. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного воспитания. 

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем возрасте начать формирование экологической культуры.

В процессе экологического образования дошкольников мы  используем разнообразные методы: практические, наглядные и словесные. Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагогов в целом. Для повышения мотивации детей к занятиям по экологическому воспитанию в детском саду мы привлекаем неисчерпаемый потенциал компьютерных прикладных программ и интерактивные игры- презентации. 

В методическом пособии Ю. Солоницина представлены технологии организации работы с детьми дошкольного возраста с использованием медиа презентаций. 

В педагогических трудах Л.В.Купцова и Т.А.Прищепа «Информационные технологии в работе с дошкольниками и младшими школьниками», особое внимание авторы уделяют содержанию обучения, тематическому и поурочному планированию и дидактическому оснащению в педагогическом процессе. 

 Изучение специальной литературы убедило нас в том, что использование мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными, растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ повысят у детей познавательную активность на обучающих занятия, так как аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания. 

 В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности и игровая мотивация постепенно смещается на учебную. Использование обучающих мультимедийных игр позволяет формировать у детей умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление экологических игр с использованием мультимедиа технологий имеет для ребёнка особую привлекательность и значительно повышает познавательный интерес, облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. 

Накопленный опыт мы рассматриваем как реализация принципов экологического воспитания через систему воспитательно-образовательных задач по программе Васильевой «Воспитания и обучение в детском саду». 

В процессе формирования экологической культуры дошкольников решались следующие задачи:

  • сформировать представления о домашних и диких животных, птицах их месте обитания, пищи, их детёнышей;
  • сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы - их название, строение, месте произрастания);
  • сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень зима);
  • учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами; прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться её красотой;
  • учить бережно относиться к растениям и животным.

Например: интерактивная игра - презентация "Игры с животными". В ходе игры дети углубляют и обобщают знания детей о многообразии животного мира, природно-климатических зон.  Игра - презентация состоит из нескольких игр.

1 игра «Природно-климатические зоны и их обитатели»

В этой игре предполагается познакомить или закрепить (в зависимости от поставленных целей) особенности природно-климатической зоны и ее обитателей.

2 игра «Прятки»

Эта игра состоит из семи слайдов. Ее смысл в том, чтобы запомнить животных, расположенных на слайде. После обсуждения с детьми находящихся на слайде животных по щелчку на прямоугольник «Играть» появляется ширма, которая исчезает через некоторое время (примерно 5 секунд). Одновременно с открытием ширмы появляются животные, из которых предлагается выбрать спрятавшееся животное. Дети находят какое животное исчезло. При неправильном варианте появляется задумчивый смайлик со звуковым сопровождением «барабан», при правильном ответе – веселый смайлик со звуковым сопровождением «аплодисменты» и это животное перемещается на свое место.

3 игра «Рассели животных»

Эта игра состоит из двух слайдов. Здесь детям предлагается определить, в какой природно-климатической зоне обитает животное, появившееся на слайде. Детям на выбор дается четыре природно-климатические зоны, по 2 животных из каждой зоны

4 игра «Кто заблудился?»

Эта игра состоит из четырех слайдов. В этой игре детям сначала предлагается вспомнить животных обитающих в определенной природно – климатической зоне, затем появляется ширма. После исчезновения ширмы животные меняются местами.

5 игра «Кто пришел?»

Игра состоит из четырех слайдов. В этой игре предлагается детям вспомнить животных, обитающих в определенной природно-климатической зоне. Затем после появления и исчезновения ширмы появляется одно или несколько животных. Далее детям предлагается выбрать из какой природно-климатической зоны пришло животное.

6 игра «Фразы»

Эта игра состоит из 18 слайдов. Детям предлагаются интересные факты о животных, затем они должны выбрать правильный ответ. Если ответ верный появляется веселый смайлик со звуковым сопровождением «Аплодисменты». Если ответ не верный – ничего не происходит

Как показала практика, в образовательной деятельности с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы в образовательной деятельности повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности. 

Экологические игры-презентации облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование игр-презентаций позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры, повысить творческую и познавательную активность дошкольников в процессе обучения, а также заинтересовать родителей  в участие в проектной деятельности по экологическому воспитанию с использованием ИКТ.


Тематическое планирование интерактивных игр-презентаций

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Климатические зоны

Сентябрь

"Осень"

"Как путешествуют семена"

"Чьи детки"

"Среда обитания, жители гор"

Октябрь

"Живое - неживое"

"Части растений"

"Птицы"

"Среда обитания, жители водоемов"

Ноябрь

"Природные явления и объекты"

"Грибы"

"Морские обитатели"

"Среда обитания, жители пустыни"

Декабрь

"Зима"

"Овощи, фрукты"

"Дикие и домашние животные"

"Среда обитания, полярные области"

Январь

"Минералы и горные породы"

"Цветы"

"Насекомые и рептилии"

"Среда обитания, жители степи"

Февраль

"Путешествие капельки"

"Деревья и кустарники"

"Как растете живое"

"Среда обитания, жители саванн"

Март

"Весна"

"Ягоды"

"Человек"

"Среда обитания, жители тайги, леса"

Апрель

"Небесные тела и светила"

"Злаки"

"Красная книга"

"Среда обитания, жители джунглей"

Май

"Почва"

"Лес- многоэтажный дом"

"Хищники и травоядные"

Игры с животными




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад "Использование интерактивных игр - презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста"

В стендовом докладе представлен материал по использованию интерактивных игр - презентаций в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста

Удобная подборка дидактических игр, которые необходимы для работы с детьми для развития экологических представлений....

Статья «Использование занимательного материала в процессе развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Использование интерактивной доски как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дети с речевыми нарушениями проявляют мало интереса к художественной литературе, их диалогическая речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Имея б...

«Использование логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольног...

Использование интерактивных игр-презентаций для закрепления материала у детей старшего дошкольного возраста

Полный отчет о практике использования интерактивных игр в образовательной деятельности с дошкольниками. Представлен цель и задачи, план и содержание работы, приведены примеры игр-заданий,  а такж...