Образовательная деятельность экологического содержания в реализации ФГОС ДО. Труд в природе как практический метод
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Большое влияние на экологическое воспитание детей имеет детский сад. В этот период времени ребят знакомят с природой, происходящими в ней разное время года изменениями. В результате у детей формируются навыки любознательности, наблюдательности, формируется умение логически                                                     
мыслить, навыки бережного отношения к природе, чувство заботливости  о живых существах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение …………………………………………………..………………………3
Теоретическая часть………………………………………………………………4
Конспект ОД «Дежурство в уголке природы» ……...………………………….5
Заключение …………………………………………  ………………………….10
Список литературы …………………………………………………………… .11

Введение

     Экологическое образование дошкольников  -  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.        Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

     Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние.на его ум, чувства, волю.

      Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

      Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Например, С.Н. Николаева говорит, что «Экологическое  состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России – свои в каждом регионе.  Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать»(1)  Н. А. Рыжова говорит о воспитании гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с понимание места человека в ней. (2)

Теоретическая часть

       Большое влияние на экологическое воспитание детей имеет детский сад. В этот период времени ребят знакомят с природой, происходящими в ней разное время года изменениями. В результате у детей формируются навыки любознательности, наблюдательности, формируется умение логически                                                      
мыслить, навыки бережного отношения к природе, чувство заботливости  о живых существах.

         Все это способствует совершенствованию и развитию таких личных качеств в характере, как трудолюбие, уважение к труду взрослых, патриотизм, что в современном темпе жизни очень требуемые качества.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и  зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

о растениях - свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания;

о животных - внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважению к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развивают интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и документы, намечать последовательность операции, распределять их по времени и между участками труда, оценивать результаты и т.д.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: ухода за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

      В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта  в старшей группе воспитатель закрепляет умение различать и правильно называть их (астра, георгина и т.д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растения, формирует навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой).

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки  ухода за растениями животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Дежурства являются одним из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируется общественные мотивы труда  и т.д.


Образовательная деятельность с детьми старшего возраста.

 «Дежурство в уголке природы»

 Цель: воспитание бережного отношения к природе.
 Задачи:
ОО «Познавательное развитие»

- уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности работы;

- формировать знания об обязанностях дежурных в уголке природы. 
ОО «Социальное коммуникативное развитие»
- воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

- формировать элементарные умения предвидеть последствия некотрых своих действий по отношению к окружающей среде.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- развивать чувства эмпатии к объектам природы.
 Оборудование:  клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы, швабры, тряпки половые, стаканчики с землей, черенки по количеству детей, вода с удобрением.

Воспитатель

Дети

1 часть

- Давайте ребята поговорим о том, как мы умеем ухаживать за растениями. Что мы для этого делаем?

- Как мы узнаем, что растение нужно полить?

-Как мы узнали, что она сухая?

_ Правильно, чтоб полить растения нужно сначала посмотреть, как выглядит земля. Если она светлого цвета и сухая на ощупь, растение нужно срочно полить водой.

- Какой водой нужно поливать растения?

- Как нужно правильно поливать растения?

- Поливаем, рыхлим, обрываем сухие листья.

- У него земля сухая.

- Потрогали.

- Теплой, комнатной температуры, которая стоит со вчерашнего дня.

Предлагает кому-нибудь из детей полить растения, но ставит емкость с холодной водой.



- Скажите, правильно ли Егор полил растение?

- Конечно правильно. Он держал носик леечки над самым горшком, поливал осторожно и аккуратно.

- А что мы делаем сначала: поливаем растение или протираем горшок и место, где стоит растение?

- Почему нужно сначала полить растение?

- Кто покажет как нужно правильно протереть горшок?

-Эта вода холодная, растения могут погибнуть.
- Да

- Сначала поливаем.

- Потому что можно забрызгать или пролить воду мимо горшка.

Выходит Алина и демонстрирует показ.

- Итак ребята, когда все растения политы и горшок вытерли, что еще нужно сделать?

- А зачем это нужно?

- Что еще мы можем сделать для ухода за растениями?

- Что для этого нам нужно?

- Кто может показать, как правильно протирать листья?

- Налить воду в емкость для посуды.

- Чтоб вода стала теплой, для завтрашнего  полива.

- Рыхлить, протирать листья.

- Тряпочки, мисочки с водой, клеенки, палочки для рыхления.

Выходит ребенок

- Правильно ли он сделал?

- Листья нужно протирать аккуратно, смочив тряпочку в теплой воде.

- Ребята, скажите, для чего мы рыхлим землю?

- Кто может показать, как правильно нужно рыхлить землю?

- Да

- Чтобы хорошо проходила вода, и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.

Выходит ребенок и демонстрирует показ.

- Рыхлить нужно аккуратно, опуская в землю палочку не очень глубоко.

- Почему так нужно делать, ребята?

- Что нужно сделать после того, как работа закончена?

- Где у нас в группе храниться все, что нужно для ухода за растениями?

- Правильно ребята все храниться на  своих местах.

- Чтобы не повредить корни.

- Клеенки вытереть, тряпочки выполоскать и высушить.

- В полочке под аквариумом с ракушками.

Проводится физкультминутка

Я по травке на лугу

В красных тапочках бегу.

А трава хорошая,

Ну-ка, тапки сброшу я!

Ой, трава щекочется,

Мне смеяться хочется!

Бег на месте

Махи ногами

Присесть

Болтают ногами и руками в воздухе

2 часть

- Ребята, скажите, для чего мы ухаживаем за растениями?
- Правильно ребята. Весной комнатные растения очень красивые. Солнце в окно светит ярко, световой день прибавляется, и растения лучше растут, листьев у них становится больше и появляются цветы…
-Ребята, подумайте, а если исчезнут все растения, что будет?

- Но еще, ребята, растения можно подкармливать, чтоб они лучше росли.

- Сегодня я вам покажу, как это нужно делать.

- Для подкормки растениям есть специальный порошок-удобрение. Его разводят в воде, и поливают им землю в горшке. Если растение очень большое, то выливают в землю целый стакан, а если не очень большое, то – половину стакана.

- Все, ребята поняли?

- Тогда сейчас подойдите к своим растениям, протрите им листья, разрыхлите землю, а затем как закончите трудиться, каждый подойдет и возьмет у меня стакан с раствором, чтобы полить растения.

- Но перед этим подумайте, какое количество нужно налить раствора: весь стаканчик или только половину.

- Когда польете, уберите все на свои места.

- Чтобы они были красивыми и хорошо росли, чтобы были цветы.




-Все вокруг будет некрасивым.
- Растения очищают воздух, значит не будет чистого воздуха      
























Дети начинают самостоятельную деятельность по уходу за растениями. Воспитатель контролирует деятельность детей, помогает им, хвалит тех, что справился с заданием.

3 часть

- Ребята, чему вы сегодня научились?

- Для чего это нужно делать?

- Сколько удобрения нужно лить в горшок?
- Давайте подумаем, что будет, если нальем 2 стакана удобрения в маленький горшок?

-  Сегодня вы подкормили растения, а дальше эту работу будет делать дежурный, один раз в неделю. А мы с вами будем наблюдать за растением, что же изменилось после того, как мы начали их подкармливать.
-В средней группе вы были моими помощниками, вы научились поливать растения, мыть поддонники. Вы перешли в старшую группу и теперь будете не просто помогать мне, а будете дежурить в уголке природы. У нас есть дежурные по столовой, по подготовке к занятиям, будут ещё дежурные в уголке природы.У дежурных много работы. Они должны утром, когда придут в детский сад, быстро раздеться, надеть фартучки, посмотреть что нужно делать, договориться между собой, что будет делать каждый и приступить к работе. После работы все убрать на место, вымыть руки. Я нарисовала карточки, чтобы дежурные что-нибудь не забыли сделать

- Подкармливать растения.

- Чтобы они лучше росли.

- Если растение большое, то целый стакан, а если маленькое,                      то – половину стакана.
- Растение погибнет.          

Дети рассматривают карточки. Воспитатель называет первых дежурных и говорит о том, как дежурные будут узнавать о дежурстве.

Заключение
        В современном мире экологическая проблема очень актуальна. С каждым новым днем человечеству угрожает экологическая катастрофа. Что бы хоть как-то снизить риск осуществления угрозы, и не допустить не привести все живое к гибели, ученые ищут новые способы осмысления ценностей природы. И многие специалисты в области науки уверенны, что экологическое образование должно быть непрерывно, а начинать его нужно еще в дошкольном возрасте. Ведь маленьких детей окружает очень много взрослых, которые являются примером для подражания. И если взрослые будут трактовать одну и ту же идею о сохранности природы, то и дети будут понимать с детства, как относится ко всему живому. Уголок природы в детском саду поможет ознакомить детей с природой и воспитать любовь к ней. Воспитатель формирует у детей и трудовые навыки, как правильно нужно ухаживать за растениями, как протирать листья, как поливать и т.д.

      Ухаживая и заботясь за растениями, дети приходят в неописуемый восторг. Им очень нравится работать в уголке природы. Ведь воспитатель сразу делает акцент на то, что это ответственное дело, что его доверяют ребятам. Можно также закрепить за каждым ребенком свое растения. Приходя в группу, ребенок сразу же будет бежать к уголку природы, что бы увидеть какие изменения произошли за время его отсутствия.

        Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное — и окружающая среда). У него формируются необходимые   навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.



Список литературы:
1. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие./ Николаева С. Н. – М.,2001.
2. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду./ Рыжова Н. А. М.: Карапуз, 2000.

Содержание:

Введение …………………………………………………..………………………3
Теоретическая часть………………………………………………………………4
Конспект НОД «Дежурство в уголке природы» ……………………………….5
Заключение …………………………………………  ………………………….10
Список литературы …………………………………………………………… .11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ....

Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках тематического контроля «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации ФГОС»

Тема: Автоматизация звука [Ш]  в слогах и словах. Индивидуальное занятие в подготовительной к школе группе. Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах с применением ...

Игра как средство образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...