Образовательная деятельность экологического содержания в реализации ФГОС ДО. Труд в природе как практический метод
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Большое влияние на экологическое воспитание детей имеет детский сад. В этот период времени ребят знакомят с природой, происходящими в ней разное время года изменениями. В результате у детей формируются навыки любознательности, наблюдательности, формируется умение логически
мыслить, навыки бережного отношения к природе, чувство заботливости о живых существах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Введение …………………………………………………..………………………3
Теоретическая часть………………………………………………………………4
Конспект ОД «Дежурство в уголке природы» ……...………………………….5
Заключение ………………………………………… ………………………….10
Список литературы …………………………………………………………… .11
Введение
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды. Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние.на его ум, чувства, волю.
Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Например, С.Н. Николаева говорит, что «Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России – свои в каждом регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать»(1) Н. А. Рыжова говорит о воспитании гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с понимание места человека в ней. (2)
Теоретическая часть
Большое влияние на экологическое воспитание детей имеет детский сад. В этот период времени ребят знакомят с природой, происходящими в ней разное время года изменениями. В результате у детей формируются навыки любознательности, наблюдательности, формируется умение логически
мыслить, навыки бережного отношения к природе, чувство заботливости о живых существах.
Все это способствует совершенствованию и развитию таких личных качеств в характере, как трудолюбие, уважение к труду взрослых, патриотизм, что в современном темпе жизни очень требуемые качества.
Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.
В процессе труда в природе у детей формируются знания:
о растениях - свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания;
о животных - внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними в уголке природы.
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважению к людям труда.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развивают интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и документы, намечать последовательность операции, распределять их по времени и между участками труда, оценивать результаты и т.д.
Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: ухода за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умение различать и правильно называть их (астра, георгина и т.д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растения, формирует навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой).
Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Дежурства являются одним из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируется общественные мотивы труда и т.д.
Образовательная деятельность с детьми старшего возраста.
«Дежурство в уголке природы»
Цель: воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
- уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности работы;
- формировать знания об обязанностях дежурных в уголке природы.
ОО «Социальное коммуникативное развитие»
- воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.
- формировать элементарные умения предвидеть последствия некотрых своих действий по отношению к окружающей среде.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- развивать чувства эмпатии к объектам природы.
Оборудование: клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы, швабры, тряпки половые, стаканчики с землей, черенки по количеству детей, вода с удобрением.
Воспитатель | Дети |
1 часть - Давайте ребята поговорим о том, как мы умеем ухаживать за растениями. Что мы для этого делаем? - Как мы узнаем, что растение нужно полить? -Как мы узнали, что она сухая? _ Правильно, чтоб полить растения нужно сначала посмотреть, как выглядит земля. Если она светлого цвета и сухая на ощупь, растение нужно срочно полить водой. - Какой водой нужно поливать растения? - Как нужно правильно поливать растения? | - Поливаем, рыхлим, обрываем сухие листья. - У него земля сухая. - Потрогали. - Теплой, комнатной температуры, которая стоит со вчерашнего дня. |
Предлагает кому-нибудь из детей полить растения, но ставит емкость с холодной водой.
- Конечно правильно. Он держал носик леечки над самым горшком, поливал осторожно и аккуратно. - А что мы делаем сначала: поливаем растение или протираем горшок и место, где стоит растение? - Почему нужно сначала полить растение? - Кто покажет как нужно правильно протереть горшок? | -Эта вода холодная, растения могут погибнуть. - Сначала поливаем. - Потому что можно забрызгать или пролить воду мимо горшка. |
Выходит Алина и демонстрирует показ.
- Итак ребята, когда все растения политы и горшок вытерли, что еще нужно сделать? - А зачем это нужно? - Что еще мы можем сделать для ухода за растениями? - Что для этого нам нужно? - Кто может показать, как правильно протирать листья? | - Налить воду в емкость для посуды. - Чтоб вода стала теплой, для завтрашнего полива. - Рыхлить, протирать листья. - Тряпочки, мисочки с водой, клеенки, палочки для рыхления. |
Выходит ребенок
- Правильно ли он сделал? - Листья нужно протирать аккуратно, смочив тряпочку в теплой воде. - Ребята, скажите, для чего мы рыхлим землю? - Кто может показать, как правильно нужно рыхлить землю? | - Да - Чтобы хорошо проходила вода, и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле. |
Выходит ребенок и демонстрирует показ.
- Рыхлить нужно аккуратно, опуская в землю палочку не очень глубоко. - Почему так нужно делать, ребята? - Что нужно сделать после того, как работа закончена? - Где у нас в группе храниться все, что нужно для ухода за растениями? - Правильно ребята все храниться на своих местах. | - Чтобы не повредить корни. - Клеенки вытереть, тряпочки выполоскать и высушить. - В полочке под аквариумом с ракушками. |
Проводится физкультминутка
Я по травке на лугу В красных тапочках бегу. А трава хорошая, Ну-ка, тапки сброшу я! Ой, трава щекочется, Мне смеяться хочется! | Бег на месте Махи ногами Присесть Болтают ногами и руками в воздухе |
2 часть
- Ребята, скажите, для чего мы ухаживаем за растениями? - Но еще, ребята, растения можно подкармливать, чтоб они лучше росли. - Сегодня я вам покажу, как это нужно делать. - Для подкормки растениям есть специальный порошок-удобрение. Его разводят в воде, и поливают им землю в горшке. Если растение очень большое, то выливают в землю целый стакан, а если не очень большое, то – половину стакана. - Все, ребята поняли? - Тогда сейчас подойдите к своим растениям, протрите им листья, разрыхлите землю, а затем как закончите трудиться, каждый подойдет и возьмет у меня стакан с раствором, чтобы полить растения. - Но перед этим подумайте, какое количество нужно налить раствора: весь стаканчик или только половину. - Когда польете, уберите все на свои места. | - Чтобы они были красивыми и хорошо росли, чтобы были цветы. -Все вокруг будет некрасивым. |
Дети начинают самостоятельную деятельность по уходу за растениями. Воспитатель контролирует деятельность детей, помогает им, хвалит тех, что справился с заданием.
3 часть
- Ребята, чему вы сегодня научились? - Для чего это нужно делать? - Сколько удобрения нужно лить в горшок? - Сегодня вы подкормили растения, а дальше эту работу будет делать дежурный, один раз в неделю. А мы с вами будем наблюдать за растением, что же изменилось после того, как мы начали их подкармливать. | - Подкармливать растения. - Чтобы они лучше росли. - Если растение большое, то целый стакан, а если маленькое, то – половину стакана. |
Дети рассматривают карточки. Воспитатель называет первых дежурных и говорит о том, как дежурные будут узнавать о дежурстве.
Заключение
В современном мире экологическая проблема очень актуальна. С каждым новым днем человечеству угрожает экологическая катастрофа. Что бы хоть как-то снизить риск осуществления угрозы, и не допустить не привести все живое к гибели, ученые ищут новые способы осмысления ценностей природы. И многие специалисты в области науки уверенны, что экологическое образование должно быть непрерывно, а начинать его нужно еще в дошкольном возрасте. Ведь маленьких детей окружает очень много взрослых, которые являются примером для подражания. И если взрослые будут трактовать одну и ту же идею о сохранности природы, то и дети будут понимать с детства, как относится ко всему живому. Уголок природы в детском саду поможет ознакомить детей с природой и воспитать любовь к ней. Воспитатель формирует у детей и трудовые навыки, как правильно нужно ухаживать за растениями, как протирать листья, как поливать и т.д.
Ухаживая и заботясь за растениями, дети приходят в неописуемый восторг. Им очень нравится работать в уголке природы. Ведь воспитатель сразу делает акцент на то, что это ответственное дело, что его доверяют ребятам. Можно также закрепить за каждым ребенком свое растения. Приходя в группу, ребенок сразу же будет бежать к уголку природы, что бы увидеть какие изменения произошли за время его отсутствия.
Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное — и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.
Список литературы:
1. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие./ Николаева С. Н. – М.,2001.
2. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду./ Рыжова Н. А. М.: Карапуз, 2000.
Содержание:
Введение …………………………………………………..………………………3
Теоретическая часть………………………………………………………………4
Конспект НОД «Дежурство в уголке природы» ……………………………….5
Заключение ………………………………………… ………………………….10
Список литературы …………………………………………………………… .11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ....
Непосредственно – образовательная деятельность экологического содержания.
Картотека опытов с песком...
Содержание практической управленческой деятельности ОО в условиях реализации ФГОС.
Раскрыты функции управления ОО....
Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках тематического контроля «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации ФГОС»
Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Индивидуальное занятие в подготовительной к школе группе. Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах с применением ...
Игра как средство образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...
«Игра, как средство образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
https://cloud.mail.ru/public/ZA17/NCjy6KZzj...